В статье затрагивается проблема психологического климата трудового коллектива как фактора эффективности его труда. Актуализируется проблема определения факторов формирования психологического климата в трудовом коллективе, систематизируются представления о них в научной литературе. Делается вывод о значимости определения факторов формирования психологического климата в контексте управления им.
Ключевые слова: психологический климат, трудовой коллектив, факторы формирования психологического климата в трудовом коллективе
The article addresses the problem of the psychological climate of the labor collective as a factor in the efficiency of its labor. The problem of determining the factors of the formation of the psychological climate in the work collective is being actualized, and ideas about them in the scientific literature are systematized. The conclusion is drawn about the importance of determining the factors of the formation of the psychological climate in the context of its management.
Keywords: psychological climate, labor collective, factors of psychological climate formation in the labor collective
Проблема эффективности профессиональной деятельности на актуальном этапе изучения имеет как теоретическое, так и прикладное значение. Исследователи различных областей знания ведут поиск наиболее значимых факторов результативности труда — психологи к их числу относят категорию «психологический климат в трудовом коллективе». Актуальность исследования психологического климата обусловлена высоким влиянием его на продуктивность деятельности личности в коллективе — особенно это касается тех коллективов, которые дают совместный результат.
Понятие «психологический климат», исследуемое множеством отраслей психолого-педагогических, социальных и пр. наук, имеет синонимы: «социально-психологический климат», «психологический микроклимат» «психологическая атмосфера» и т. д. В научной литературе представлено большое количество определений данного понятия: мы за основу возьмем определение Г. М. Андреевой: психологический климат — это «общий эмоционально-динамический настрой, в котором отражаются установившаяся система взаимоотношений, господствующее настроение, удовлетворенность, привлекательность работы, стабильность и рост кадров, единство коллективных и личных целей, степень совмещения официальных и неофициальных структур организации» [1]. Интерес к данному определению обусловлен его содержанием — в нем отражены, по сути, компоненты, воздействие на которое позволит управлять психологическим климатом в коллективе. Так, чтобы психологический климат в трудовом коллективе был благоприятным, необходима работа по развитию благополучных взаимоотношений работников, повышение привлекательности работы и пр. Также в управлении психологическим климатом в трудовом важна работа с факторами, его формирующими.
Под факторами психологического климата мы понимаем те организационные и психологические условия жизнедеятельности члена коллектива, которые влияют на формирование общепсихологического климата. В научной литературе обозначаются различные представления о факторах психологического климата в трудовом коллективе — так, психологический климат зависим от того [2–6]:
− каковы индивидуально-психологические качества как руководителя организации, так и их подчиненных (В. И. Петрушин в данном контексте индивидуальными особенностями личности считал принципиальность, общительность, дисциплинированность, ответственность, культуру поведения, активность во взаимоотношениях — их выраженность у трудового коллектива будет положительно влияние на формирование психологического климата [5]), насколько члены коллектива профессионально компетентны;
− насколько психологически совместимы члены трудового коллектива (В. И. Маслов говорит об эффекте сочетания отмеченных ранее качеств личности [3]: совпадают ли их темпераменты, направленности деятельности, психологические качества и пр. в трудовой деятельности), сработаны ли они, насколько хорошо выстроены эмоциональные связи между ними (понимают, сочувствую, сопереживают ли они друг другу);
− успешны ли работники в профессиональной деятельности, удовлетворены ли они своим трудом, местом работы, местом в трудовом коллективе и пр.;
− понимают ли работнику общую цель деятельности, совпадают ли общие цели с целями места, где они работают;
− какой стиль управления коллективом был избран администрацией в целом, конкретно руководителем организации, какие методы взаимодействия с подчиненными используются, каково отношение руководителей к своим подчиненным, какая социальная дистанция выстраивается между администрацией и коллективом;
− как выстроены коммуникации между руководством и подчиненными, является ли коллектива информированным (так, отсутствие полной или наличие неточной информации, скорость ее донесения коллективу, ведет к возникновению недоверия и негативно-настроенного отношения к администрации конкретной организации).
− как выстроена система оплаты труда, существует ли система поощрения, стимулирования, адекватно ли оценивается труд работника, признаются ли результаты его деятельности не только администрацией, но и коллективом в целом;
− как организованы условия труда, как оборудованы рабочие места, как организована «производственная (рабочая) ситуация» (А. В. Морозов); пр.
Совокупность перечисленных факторов и составляет психологический климат в трудовом коллективе. Благоприятные отношения между сотрудниками требуют формирования, а, следовательно, администрация организации должна разработать и применить меры для эффективного управления социально-психологическим климатом.
Итак, нами выявлено большое многообразие факторов формирования психологического климата: это и совместимость коллектива, и позиция руководителя и стиль управления коллективом, и характер его коммуникаций с подчиненными, и организация труда, системы оплаты труда, стимулирования в организации и пр. Знание факторов формирования психологического климата в трудовом коллективе видится нам крайне важным: понимание того, что его формирует, может определять меры и сущность управленческого воздействия на его компоненты. Иначе говоря, понимая, что влияет на формирование психологического климата в коллективе, мы сможем им управлять.
Литература:
- Андреева Г. М. Социальная психология: учебник. М.: Аспект Пресс, 2017. 362 с.
- Касаткина Н. С., Аксенова И. С. Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 10. С. 84–91.
- Маслов В. И. Перспективы развития стратегического управления персоналом в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 1.
- Морозов А. В. Деловая психология: учебник. М.: Академический проект, 2005. 1035 с.
- Петрушин В. И. Психология менеджмента. М.: Институт практической психологии, 1996. 352 с.
- Шкердина А.А Факторы, определяющие социально-психологический климат трудового коллектива (обзор литературы) // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 4.