27 ноября 2018 года был принят федеральный закон за № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)».
Согласно данному документу, под самозанятыми понимают физических лиц, которые имеют регулярный доход при отсутствии постоянной официальной занятости и не имеют наемных работников.
Следует отметить, что принятию данного закона предшествовали определенные события. Впервые вопрос о налогообложении самозанятого трудоспособного населения России был поднят в 2013 году. Предпосылкой послужил тот факт, что, по состоянию на 2013 год, из 86 миллионов человек трудоспособного населения, официально числилось трудоустроенными всего лишь 48 миллионов. Учитывая, что официально не трудоустроенные лица пользуются теми же благами, что и работающие граждане, вполне закономерно, что они должны платить налоги со своего дохода.
С 1 января 2019 года, на основании вышеупомянутого Закона, для самозанятых лиц введен налог в некоторых регионах России. Следует отметить, что в законе нет прямого упоминание видов деятельности, подлежащих налогообложению. Согласно закону объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). При этом следует понимать, что подлежащими налогообложению являются такие виды деятельности, как репетиторство, уборка и ведение домашнего хозяйства, услуги по уходу за детьми, пожилыми, больными и инвалидами, а также ряд услуг на усмотрение региональных нормативных актов [ФЗ 422].
В настоящее время на региональных уровнях проводится работа по внесению соответствующих изменений в нормативно-правовые акты и расширению списка услуг, подпадающих под новый вид налогообложения [Пятшева]. Согласно официальной статистике, число самозанятых граждан растет. Так, если на 1 марта 2018 года в качестве самозанятых зарегистрировалось 1171 человек, то в октябре этого же года уже 2587 человек.
Таким образом, на текущий момент, самозанятым гражданином признается физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, не использующее труд наемных работников и уведомившее налоговые органы об оказании услуг физическому лицу в личных целях.
Особенности налогообложения самозанятых граждан представлены в таблице 1.
Таблица 1
Особенности налогообложения самозанятых граждан [ФЗ-422]
Критерий |
Специфическая характеристика |
Примечание |
Экспериментальные регионы |
Москва и Московская область, Калужская область, республика Татарстан |
Допускается добровольная регистрация в любых регионах РФ |
Ставки налогообложения, % |
Доходы от реализации товаров (услуг) физическим лицам — 4 %; ИП — 6 % |
- |
Распределение во внебюджетные фонды |
Только в ФОМС в размере 1,5 % |
При отсутствии отчислений в ПФ РФ, гарантируется только выплата социальной пенсии по старости |
Переходный период |
2019 год |
Налоговые каникулы |
Максимальный доход |
200000 руб. в месяц |
|
Налоговый вычет |
10000 руб. |
Участники эксперимента освобождаются от НДФЛ и НДС |
Штрафные санкции |
При первичном нарушении 20 % от суммы по расчету, при повторном — 100 % |
В 2019 штрафы не взимаются |
Рассматриваемый режим налогообложения имеет ряд преимуществ, среди которых особо хотелось бы отметить следующие:
1) Не нужно сдавать в налоговую инспекцию отчеты и декларации о доходах. Вся информация считывается автоматически из приложения «Мой налог»;
2) Нет необходимости в использовании кассового аппарата. Чеки также автоматически формируются в специальном приложении «Мой налог»;
3) При отсутствии дохода обязанность по уплате налога отсутствует. Никаких минимальных платежей не предусмотрено.
4) Низкая ставка налога на доход, равная 4–6 %, в то время как ставка НДФЛ составляет 13 %.
5) Ставка налога заморожена на 10 лет. В законе указано, что для тех, кто уже перешел на новый налоговый режим, ставка не изменится в течение 10 лет.
Необходимо учитывать, что данный законопроект является экспериментом, поэтому пока еще сложно спрогнозировать его результаты. При этом тот факт, что государство пытается не только найти компромиссный подход и заинтересовать граждан открыто платить налоги, но и создать простой и материально необременительный механизм администрирования этого процесса является большим шагом на пути оптимизации налогового бремени физических лиц.
Литература:
- Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)», от 27.11.2018 № 422-ФЗ
- Смирнов С. В. Понятие самозанятости. Введение налога на профессиональный доход как налоговый эксперимент/ С. В. Смирнов // Молодой ученый. — 2018. — № 47. — С. 291–293.