В данной статье раскрывается понятие тяжелые нарушения речи, описывается система сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи, причины изменения в структуры личности дошкольника. Выявлены родительские позиции по отношению к своему ребенку с тяжелыми нарушениями речи.
Ключевые слова: тяжелые нарушения речи, сопровождение, дошкольники, родительские позиции.
Индивидуальный потенциал ребёнка может быть максимально раскрыт только в благоприятных условиях прочной и безопасной привязанности между ребенком и значимыми взрослыми. Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) — это определенная категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики [1].
Таким детям необходима дополнительная помощь и поддержка взрослых в изучении и познании окружающего мира. Поэтому необходимо сотрудничество педагогов и родителей в развитии детей с нарушениями речи, как самых значимых и включённых в их жизнь взрослых.
Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина, в своих работах отмечают, что дети с ТНР имеют затруднения в развитии познавательной деятельности, сниженную продуктивность запоминания, нарушения логической и смысловой памяти, с трудом овладевают мыслительными операциями [4]. Имеются нарушения практически всех форм межличностного взаимодействия и общения [2], Существенно отстаёт развитие игровой деятельности, имеющей, как и в норме, ведущее значение для общего психического развития и становления личности ребенка [3].
За последние десятилетия коренным образом изменилась социокультурная среда, которая влияет на формирование современных детей. Особенности их развития не всегда понятны не только старшему поколению, но и родителям. Традиционные методы воспитания, которые сформировали предыдущие поколения, не всегда оказываются эффективными для развития современного ребенка.
Ушла в прошлое традиционная патриархальная многодетная семья, состоящая из трех поколений. Сегодня ребенок воспитывается в окружении взрослых, в основном родителей, и ограничен в общении со сверстниками и со старшим поколением.
Практически исчезла дворовая культура. Ребенок чаще всего предоставлен сам себе. Соответственно, основные интересы ребенка вращаются вокруг видов деятельности, которые он может организовать сам, без участия партнера, взрослого и сверстника. В большей степени это статичные виды деятельности (рисование, настольные игры, ТВ, видео, компьютерные игры).
В результате одиночество ребенка приводит к нарушениям эмоционально-волевой сферы. Дети испытывают затруднения в усвоении системы моральных норм и нравственных принципов, и, как следствие, в приобретении навыков эмпатийного поведения, необходимого в коммуникации.
Таким образом, изменения в структуре личности современного ребенка вызваны как внешними причинами:
− изменением социально-культурных и экономических условий,
− экологической среды;
− информационного и технологического пространства.
Также и внутренними причинами, связанными с наследственными факторами, нарушениями внутриутробного развития, родовыми травмами и различными заболеваниями в первые годы жизни, приводящими к органическому поражению центральной нервной системы, индикатором которого является качество речи.
Не только современные дети, но и их родители значительно отличаются от предыдущих поколений. Можно выделить следующие родительские позиции по отношению к своему ребенку с тяжелыми нарушениями речи:
Активная позиция. Родители данной позиции владеют некоторыми знаниями о проблемах своего ребенка и нарушениях развития. За консультацией к специалистам большинство из них обращаются самостоятельно. Для таких родителей характерна адекватная реакция, вовлеченность в совместный процесс психолого-педагогической помощи. Они позитивно настроены и принимают своего ребенка таким, какой он есть, осознавая свою ответственность. Родители адекватно оценивают перспективы развития ребенка и определяют свою роль в общем процессе его обучения и воспитания.
Условно-активная позиция. К взаимодействию со специальным педагогом родители не проявляют активного интереса. Их знания о проблемах ребенка поверхностны и не систематизированы. Родители воспитывают своего ребенка интуитивно, считая своей задачей только обеспечение комфортного быта для него. Родители допускают возможность оказания ребенку коррекционно-педагогической помощи, но часто не понимают, в чем она заключается. Родители считают, что стимулирование развития дошкольников является лишь задачей специалистов, хотят услышать от них гарантированные результаты и благоприятные перспективы развития ребенка при своем минимальном участии.
Пассивная позиция. Родители характеризуются отсутствием знаний о структуре нарушений и особенностях развития своего ребенка.Для семьи факт рождения ребенка с проблемами в развитии оказывается особенно травматичным и труднопреодолимым. Выделяют две группы родителей с данной позицией. Одни не желают признавать истинного положения вещей, ссылаясь на некомпетентность специалистов, не согласны с диагнозом. Они ничего не хотят от консультации. Другие же, напротив, соглашаются с мнением специального педагога, но не принимают самого ребенка. Родители пытаются переложить все обязанности на специалистов образовательных учреждений и избегают личного участия в реабилитации ребёнка [5].
Система сопровождения родителей детей с ТНР более подробно раскрывается в трех основных этапах (процессах): адаптация, социализация и индивидуализация.
− Адаптация, заключается в устранении тревоги и поддержании баланса в системе «человек-среда», на основании опыта обеспечения безопасности в новой социальной среде.
− Социализация отражает внутреннее принятие ценностей значимых других, на основании опыта привязанности и совместной деятельности.
− Индивидуализация направлена на закладывание собственной автономной системы ценностей, на основании опыта успешности.
Таким образом, для преодоления нарушений в речевом развитии детей и поддержки их позитивной социализации (как присвоения нового опыта с радостью).
− родители на этапе адаптации получают необходимую информацию о ДОО, коллективе, традициях, особенностях развития и воспитания детей с учетом речевых нарушений и удовлетворяют потребность в безопасности;
− родители на этапе социализации включаются в совместную деятельность с педагогами и детьми, что повышает их психолого-педагогическую компетентность и формирует эмоциональную близость и доверие к педагогам и другим родителям;
− родители на этапе индивидуализации получают опыт успешности в своей родительской позиции, за счёт осознанного участия в достижениях своих детей как в коррекционно-развивающей работе, так и в творческой самореализации.
В результате реализации выбранного подхода на этапе адаптации формируется коллектив родителей, заинтересованных в партнёрских отношениях. Родители принимают участие в обсуждении образовательного маршрута по коррекции речи детей. Дети успешно адаптируются, опираясь на активную поддержку родителей.
На этапе социализации родители являются активными участниками коррекционно-развивающей работы, на основе сформированного положительного социально-психологического климата в среде участников образовательных отношений.
На этапе индивидуализации дети и родители имеют возможность почувствовать успешность в организованных формах сотрудничества. Родители поддерживают детей в презентации достижений в творческом и познавательном развитии.
Литература:
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1998.— 680 с.
- Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / [Текст] Е. М. Мастюкова. — М.: Владос, 2004.
- Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит / [Текст] Т. А. Ткаченко. — М.: Акцидент», 1997–112 с.
- Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. / [Текст] Т. Б. Филичева., Т. В. Туманова. — М.: Гном-Пресс, 1999.
- Югова, О. В. Специфика родительской позиции семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2017. — № 2. — С. 200–201.