Сопровождение родителей в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (286) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 01.12.2019

Статья просмотрена: 2542 раза

Библиографическое описание:

Шкуркина, О. И. Сопровождение родителей в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи / О. И. Шкуркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 469-471. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64588/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье раскрывается понятие тяжелые нарушения речи, описывается система сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи, причины изменения в структуры личности дошкольника. Выявлены родительские позиции по отношению к своему ребенку с тяжелыми нарушениями речи.

Ключевые слова: тяжелые нарушения речи, сопровождение, дошкольники, родительские позиции.

Индивидуальный потенциал ребёнка может быть максимально раскрыт только в благоприятных условиях прочной и безопасной привязанности между ребенком и значимыми взрослыми. Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) — это определенная категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики [1].

Таким детям необходима дополнительная помощь и поддержка взрослых в изучении и познании окружающего мира. Поэтому необходимо сотрудничество педагогов и родителей в развитии детей с нарушениями речи, как самых значимых и включённых в их жизнь взрослых.

Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина, в своих работах отмечают, что дети с ТНР имеют затруднения в развитии познавательной деятельности, сниженную продуктивность запоминания, нарушения логической и смысловой памяти, с трудом овладевают мыслительными операциями [4]. Имеются нарушения практически всех форм межличностного взаимодействия и общения [2], Существенно отстаёт развитие игровой деятельности, имеющей, как и в норме, ведущее значение для общего психического развития и становления личности ребенка [3].

За последние десятилетия коренным образом изменилась социокультурная среда, которая влияет на формирование современных детей. Особенности их развития не всегда понятны не только старшему поколению, но и родителям. Традиционные методы воспитания, которые сформировали предыдущие поколения, не всегда оказываются эффективными для развития современного ребенка.

Ушла в прошлое традиционная патриархальная многодетная семья, состоящая из трех поколений. Сегодня ребенок воспитывается в окружении взрослых, в основном родителей, и ограничен в общении со сверстниками и со старшим поколением.

Практически исчезла дворовая культура. Ребенок чаще всего предоставлен сам себе. Соответственно, основные интересы ребенка вращаются вокруг видов деятельности, которые он может организовать сам, без участия партнера, взрослого и сверстника. В большей степени это статичные виды деятельности (рисование, настольные игры, ТВ, видео, компьютерные игры).

В результате одиночество ребенка приводит к нарушениям эмоционально-волевой сферы. Дети испытывают затруднения в усвоении системы моральных норм и нравственных принципов, и, как следствие, в приобретении навыков эмпатийного поведения, необходимого в коммуникации.

Таким образом, изменения в структуре личности современного ребенка вызваны как внешними причинами:

− изменением социально-культурных и экономических условий,

− экологической среды;

− информационного и технологического пространства.

Также и внутренними причинами, связанными с наследственными факторами, нарушениями внутриутробного развития, родовыми травмами и различными заболеваниями в первые годы жизни, приводящими к органическому поражению центральной нервной системы, индикатором которого является качество речи.

Не только современные дети, но и их родители значительно отличаются от предыдущих поколений. Можно выделить следующие родительские позиции по отношению к своему ребенку с тяжелыми нарушениями речи:

Активная позиция. Родители данной позиции владеют некоторыми знаниями о проблемах своего ребенка и нарушениях развития. За консультацией к специалистам большинство из них обращаются самостоятельно. Для таких родителей характерна адекватная реакция, вовлеченность в совместный процесс психолого-педагогической помощи. Они позитивно настроены и принимают своего ребенка таким, какой он есть, осознавая свою ответственность. Родители адекватно оценивают перспективы развития ребенка и определяют свою роль в общем процессе его обучения и воспитания.

Условно-активная позиция. К взаимодействию со специальным педагогом родители не проявляют активного интереса. Их знания о проблемах ребенка поверхностны и не систематизированы. Родители воспитывают своего ребенка интуитивно, считая своей задачей только обеспечение комфортного быта для него. Родители допускают возможность оказания ребенку коррекционно-педагогической помощи, но часто не понимают, в чем она заключается. Родители считают, что стимулирование развития дошкольников является лишь задачей специалистов, хотят услышать от них гарантированные результаты и благоприятные перспективы развития ребенка при своем минимальном участии.

Пассивная позиция. Родители характеризуются отсутствием знаний о структуре нарушений и особенностях развития своего ребенка.Для семьи факт рождения ребенка с проблемами в развитии оказывается особенно травматичным и труднопреодолимым. Выделяют две группы родителей с данной позицией. Одни не желают признавать истинного положения вещей, ссылаясь на некомпетентность специалистов, не согласны с диагнозом. Они ничего не хотят от консультации. Другие же, напротив, соглашаются с мнением специального педагога, но не принимают самого ребенка. Родители пытаются переложить все обязанности на специалистов образовательных учреждений и избегают личного участия в реабилитации ребёнка [5].

Система сопровождения родителей детей с ТНР более подробно раскрывается в трех основных этапах (процессах): адаптация, социализация и индивидуализация.

− Адаптация, заключается в устранении тревоги и поддержании баланса в системе «человек-среда», на основании опыта обеспечения безопасности в новой социальной среде.

− Социализация отражает внутреннее принятие ценностей значимых других, на основании опыта привязанности и совместной деятельности.

− Индивидуализация направлена на закладывание собственной автономной системы ценностей, на основании опыта успешности.

Таким образом, для преодоления нарушений в речевом развитии детей и поддержки их позитивной социализации (как присвоения нового опыта с радостью).

− родители на этапе адаптации получают необходимую информацию о ДОО, коллективе, традициях, особенностях развития и воспитания детей с учетом речевых нарушений и удовлетворяют потребность в безопасности;

− родители на этапе социализации включаются в совместную деятельность с педагогами и детьми, что повышает их психолого-педагогическую компетентность и формирует эмоциональную близость и доверие к педагогам и другим родителям;

− родители на этапе индивидуализации получают опыт успешности в своей родительской позиции, за счёт осознанного участия в достижениях своих детей как в коррекционно-развивающей работе, так и в творческой самореализации.

В результате реализации выбранного подхода на этапе адаптации формируется коллектив родителей, заинтересованных в партнёрских отношениях. Родители принимают участие в обсуждении образовательного маршрута по коррекции речи детей. Дети успешно адаптируются, опираясь на активную поддержку родителей.

На этапе социализации родители являются активными участниками коррекционно-развивающей работы, на основе сформированного положительного социально-психологического климата в среде участников образовательных отношений.

На этапе индивидуализации дети и родители имеют возможность почувствовать успешность в организованных формах сотрудничества. Родители поддерживают детей в презентации достижений в творческом и познавательном развитии.

Литература:

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1998.— 680 с.
  2. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / [Текст] Е. М. Мастюкова. — М.: Владос, 2004.
  3. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит / [Текст] Т. А. Ткаченко. — М.: Акцидент», 1997–112 с.
  4. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. / [Текст] Т. Б. Филичева., Т. В. Туманова. — М.: Гном-Пресс, 1999.
  5. Югова, О. В. Специфика родительской позиции семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2017. — № 2. — С. 200–201.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, тяжелое нарушение речи, особенность развития, система сопровождения родителей детей, совместная деятельность, современный ребенок, специальный педагог, старшее поколение, этап адаптации.


Ключевые слова

сопровождение, дошкольники, тяжелые нарушения речи, родительские позиции

Похожие статьи

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы

В статье представлен опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Освещены актуальные вопросы по обучению и развитию данной категории детей с ОВЗ.

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

В статье рассматривается понятие внимания — как психический процесс, а также все функции внимания. Изложены основные особенности внимания у детей с нарушением развития интеллекта, указаны различия в уровне развития у детей с недоразвитием интеллекта ...

Работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье описана деятельность педагогов дошкольной образовательной организации, направленная на дифференциацию коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях педагогического сопровождения семьи. Показан опыт работы с семьями, имеющими дет...

Особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается сущность понятий «социализация», «социальное развитие». В работе исследована проблема особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи, рассмотрена и охарактеризована речевая деятельность учащихся с тяжел...

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...

Гармонизация отношений в семье ребёнка с нарушениями зрения

В статье рассматриваются этапы, психолого-педагогические приёмы в работе с родителями. Раскрываются направления и формы работы с семьёй ребёнка с нарушениями зрения. Перечисляются рекомендации по преодолению трудностей, которые возникают при обучении...

Тревожность матери как фактор вероятности возникновения психосоматического расстройства у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора личностной и ситуативной тревожности матери на тревожность ее ребенка, и вероятность возникновения у него психосоматического расстройства. Представлены...

Речевая диагностика ребенка как значимый компонент его общего развития

В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.

Похожие статьи

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы

В статье представлен опыт работы с детьми, имеющими нарушение слуха. Освещены актуальные вопросы по обучению и развитию данной категории детей с ОВЗ.

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

В статье рассматривается понятие внимания — как психический процесс, а также все функции внимания. Изложены основные особенности внимания у детей с нарушением развития интеллекта, указаны различия в уровне развития у детей с недоразвитием интеллекта ...

Работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье описана деятельность педагогов дошкольной образовательной организации, направленная на дифференциацию коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях педагогического сопровождения семьи. Показан опыт работы с семьями, имеющими дет...

Особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается сущность понятий «социализация», «социальное развитие». В работе исследована проблема особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи, рассмотрена и охарактеризована речевая деятельность учащихся с тяжел...

Обследование познавательного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития

В статье проанализированы результаты обследования познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития. Представлены диагностические методы, позволяющие выявить качественные и количественные изменения в познавательном разв...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Рассматриваются проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников с тяжелыми речи. Предложены практические методы работы с детьми, направленные на формирование коммуникативных навыков. Авторы основываются на требованиях Федеральной образовател...

Гармонизация отношений в семье ребёнка с нарушениями зрения

В статье рассматриваются этапы, психолого-педагогические приёмы в работе с родителями. Раскрываются направления и формы работы с семьёй ребёнка с нарушениями зрения. Перечисляются рекомендации по преодолению трудностей, которые возникают при обучении...

Тревожность матери как фактор вероятности возникновения психосоматического расстройства у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора личностной и ситуативной тревожности матери на тревожность ее ребенка, и вероятность возникновения у него психосоматического расстройства. Представлены...

Речевая диагностика ребенка как значимый компонент его общего развития

В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.

Задать вопрос