Актуальность темы исследования обусловлена высоким разнообразием социальных сетей, которые используют современные подростки. В последнее время одной из основных форм проведения досуга молодежи стало времяпрепровождение в социальных сетях. Существует мнение, что длительно пребывание в социальных сетях пагубно сказывается на успеваемости на учебе, возникают проблемы в личной жизни и т. д.
Ключевые слова: социальная сеть, интернет, зависимость, успеваемость.
Количество интернет-пользователей в Беларуси стремительно растет и равняется 7,03 миллиона человек, или 74 процента населения. Количество мобильных интернетпользователей равняется 5,8 миллионов — это 61 процент населения. Активные пользователи социальных сетей составили 3,8 миллиона человек, из них почти 83 процента (3,14 миллиона человек) пользуются социальными сетями с мобильных устройств [1]. И высок процент пользователей социальных сетей именно у студенческой молодёжи. Многие используют интернет и социальные сети не только дома, но и на занятиях и даже при общении с друзьями. По мнению большинства людей старшего возраста, это отрицательно влияет на успеваемость. Студенты могут отвлекаться на занятиях от преподаваемой дисциплины и не получать нужный объём знаний, необходимый для получения будущей профессии.
В связи с вышеизложенным, целью данного исследования была оценка влияния длительности нахождения студентов в социальных сетях в сутки, наличия романтических отношений, места проживания, а также наличия дополнительной внеурочной занятости на успеваемость студентов во время сессии.
Для исследования был проведен анкетированный опрос 77 студентов 3 курса биологического факультета Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины. Возрастной уровень составлял от 19 до 24 лет. Предлагаемая анкета содержала перечень вопросов с вариантами ответов. Результаты опроса были обработаны с помощью программы Statistica 7.
Один из вопросов был «есть ли вы в социальной сети». Абсолютно все 77 респондентов ответили положительно, кроме того, каждый из них каждый день заходит на страницы соответственных социальных сетей.
Рис. 1. Зависимость среднего балла за летнюю сессию и времени, проведенном в социальных сетях
При оценке времени, проводимого студентами в социальных сетях, выяснилось, что в среднем студенты находятся там около 4,5 часов в сутки. Причем, до одного часа в день проводят в интернете 7,79 % студентов, один-четыре часа — 54,54 %, от пяти и более часов — 37,67 % всех опрошенных студентов. Следует отметить, что парни проводят по сравнению с девушками наименьшее количество времени в социальных сетях.
В процессе статистического анализа влияния количества времени, проведенного в социальных сетях на успеваемость студентов в сессии, прямой зависимости выявлено не было. Коэффициент корреляции этих значений составил -0,069919637. Что говорит о том, что видимой зависимости двух показателей не наблюдается (рисунок 1). Вероятно, это связано с небольшой выборкой респондентов.
Так было выявлено, что люди, состоящие в романтических отношениях, имеют средний балл в сессии выше остальных студентов. Коэффициент корреляции для этих значений составил 0,118308636. Это говорит о низком, но всё же зависимости влиянии одних значений на другие (рисунок 2). Данный факт можно объяснить повышением работоспособности, ответственности и приподнятого настроения в период влюбленности.
Рис. 2. Зависимость среднего балла сессии и наличия романтических отношений
На следующем этапе, был произведен влияния внеурочной занятости студентов в разнообразных организациях, участия в кружках, театрах и спортивных секциях на успеваемость в сессии (рисунок 3).
Рис. 3. Зависимость среднего балла сессии и внеурочной занятости
Достоверный отличий при статистической обработке ответов получено не было. Возможно, к данному виду внеурочных занятий студенты уже привыкли (многие занимаются уже не первый год) и к моменту исследований научились планировать свое свободное время.
Рис. 4. Зависимость среднего балла сессии и место проживания студента во время обучения
В процессе исследований нас также заинтересовал вопрос: на сколько влияет проживание в общежитии на успеваемость студентов. Как видно из данных графика на рисунке 4, более высокий балл в сессии показывают студенты, проживающие дома. Скорее всего, в общежитиях студентов тратят большое количество времени тратится на приготовления пищи, покупкой продуктов и другие социально-бытовые проблемы. Возможно, немалое значение оказывает отсутствия контроля со стороны родителей.
Таким образом, наши исследования показали, что успеваемость студентов во время обучения в первую очередь зависит от места проживания студента, т. е. даже на третьем курсе университета родительский контроль оказывает немаловажное значение на поведение и распорядок дня подростка. И, конечно, следует отметить интересный вывод результатов анкетирования об отсутствии влияния времени, проведенного подростком в интернете, его дополнительной занятостью вне университета на образовательный процесс.
Результаты данной работы доказывают, что для успешной учебы в вузе студенту не обязательно отказываться от социальной жизни в интернете и лишать себя хобби и увлечений. Требуется лишь спланировать и правильно организовать распорядок своего дня, быть требовательным к себе, педантичным и внимательным к требованиям учебного процесса.
Литература:
- Digital 2019: тренды использования интернета, соцсетей, мобильных платформ, электронной торговли по Беларуси // ИТ в Беларуси. URL: https://dev.by/news/digital-2019-belarus (дата обращения: 26.11.2019).