Данная статья посвящена актуальной проблеме организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В статье рассматриваются основные подходы к проблеме взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Ключевые слова: детский сад, родитель, семья, развитие ребенка, методическая поддержка, общественное воспитание, семейное воспитание, взаимодействие.
Обзор философской и психолого-педагогической литературы и исследований, посвященных изучаемой проблеме, показал, что основные подходы к изучению проблемы взаимодействия ДОУ и семьи имеют глубокие корни в педагогической литературе.
Изначально ведется спор, что важнее в становлении личности является семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пользу первенства общественным учреждениям.
Я. А. Коменский подчеркивал, материнская школа является последовательностью и суммой знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери — без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем разнообразней и осмысленней становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот.
Так же педагог-гуманист И. Г. Песталоцци говорил о том, что семья — основной орган воспитания, семья учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.
Гениальный педагог А. С. Макаренко пытался призывать педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Он считал, что мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должен быть детский сад, как представитель государственного воспитания. При этом семейное воспитание должно играть подчиненную роль, зависеть от «заказа общества».
Основные идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания формировались в работах В. А. Сухомлинского, он писал, что в дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей. Так же он подчеркивал, что основные задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если существует связь между воспитателями и родителями, устанавливаются отношения доверия и сотрудничества.
Н. Ф. Виноградова, А. Г. Гогоберидзе, Е. В. Губанихина, В. А. Деркунская, Л. В. Загик, В. В. Квитковский, Д. Лешли изучали вопрос успешности родителей в вопросах обучения и воспитания детей, а так же вопрос реализации родительских возможностей связанных с взаимодействием ДОУ и семьи. Среди основных проблем взаимодействия между родителями и дошкольным учреждением авторы отмечают отсутствие доверия, взаимопонимания между детским садом и родителями, а также недостаточную педагогическую компетентность.
За частую родители не всегда откликаются на желание педагогов к сотрудничеству, не проявляют интереса к объединению усилий по воспитанию их детей, а воспитатели ждут от взаимодействия с родителями гораздо большего. Поэтому можно предположить, что взаимодействие родителей и воспитателей в определенной степени носит односторонний характер. В исследованиях Л. Р. Миронова, В. С. Мухина, Л. В. Трубайчук говорится о недостаточном заинтересованном подходе воспитателя к взаимодействию со специалистами, недостаточное владение знаниями о специфики тех или иных форм общения с родителями и не соблюдение основных требований к организации, отсутствие комплексного подхода к развитию ребенка.
Исследователи Г. А. Волкова, Ю. Ф. Гаркуша, С. Т. Григорян, Г. В. Гуровец, Л. Н. Ефименкова, Д. А. Леонтьев, Л. А. Петровская обращают внимание на значение семьи в процессе педагогического воздействия на дошкольников и считают организацию верного семейного воспитания одним из основных условий создания среды для их развития.
Такие ученые, как Н. Л. Крылова, А. Г. Лидерс, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова, А. Г. Московкина, Н. В. Новоторцева поднимают вопрос об использовании педагогических возможностей семьи ля формирования у родителей мотивированного отношения к развитию ребенка и инициативному включению в педагогический процесс.
В работах С. В. Дзетовецкой, Л. Р. Миронова поднимается вопрос повышения уровня образования родителей, их способности к рефлексивной деятельности, а так же говорится о установлении родителями партнерских, доверительных отношений с образовательной организацией.
В основе современно подхода к взаимодействию семьи и дошкольной организации закладывается основная идея о том, что за воспитание несут ответственность родители, а остальные социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Г. А. Волкова, Ю. Ф. Гаркуша, Л. Н. Ефименкова считают, что без организации продуктивного взаимодействия в системе «педагог — ребенок — родитель» невозможно полноценное развитие ребенка.
В связи с необходимостью практики в новых методиках и технологиях взаимодействия с родителями были разработаны:
– методика обновления содержания социализации дошкольников, обеспечивающая преемственность в использовании воспитательных приемов семьи и детского сада (В. И. Сметанина, 2002);
– методика включения родителей в планирование образовательного процесса (О. В. Солодянкина, 2002);
– методики совместного с семьей оздоровления (Г. В. Глушкова, 2003; М. В. Меличева, 2006);
– технология развития воспитательного потенциала семьи — «семейный театр в детском саду» (Н. В. Додокина, 2006).
Высоко оценивая проведенные изыскания, можно констатировать, что многие задачи разработки технологий сотрудничества с родителями реже решаются исследователями, чем разработки методик.
Также не был исследован и аспект управления взаимодействием педагогов с родителями — методическая поддержка его развития. Основным и важным звеном управления детским садом представляет методическая служба, которая несет ответственность за мобилизацию и сопровождение педагогов в решении задач воспитания и обучения дошкольников, их взаимодействия с семьей. Деятельность методиста детского сада являлась предметом педагогических исследований не один раз. В работах Е. И. Колоярцева, А. И. Васильева, Т. П. Колодяжная изучались основные вопросы планирования, контроля работы с родителями. Вопрос механизма управления современным дошкольным учреждением при участии семьи был рассмотрен в исследованиях П. И. Третьякова, К. Ю. Белой.
Таким образом, в данной статье мы описали основные подходы к изучению проблемы управления взаимодействием ДОУ и семьи. Анализ исследований российских и зарубежных учёных (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Г. А. Волкова, Ю. Ф. Гаркуша, С. Т. Григорян, Г. В. Гуровец, Л. Н. Ефименкова, Д. А. Леонтьев, Л. А. Петровская, А. Г. Лидерс, и др.) позволяет рассматривать взаимодействие педагогов и родителей, как одним из важных условий эффективности в воспитании детей дошкольного возраста.
Литература:
- Гайсина Г. И. Работа с родителями как важнейшее направление педагогической деятельности // Учитель Башкортостана. 2010. № 6. – 113 с.}}}
- Гребенников И. В. Взаимодействие ДОУ и семьи/ И.В. Гребенников. – М.: ИТД «Корифей». – 112 с.
- Григорьева Н. Как мы работаем с родителями / Н.Григорьева, Л.Козлова // Дошкольное воспитание, 2006. — № 9. – 131 с.
- Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 144 с.
- Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. А. Данилина // Дошкольное воспитание, 2005. — № 1. – 249 с.