В статье раскрыты понятие и сущность дивиденда и дивидендной политики, а также рассмотрены факторы, влияющие на дивидендную политику, представлены существующие теории дивидендной политики. Предложена классификация факторов дивидендной политики на группы: экономические, институционально-правовые, социальные, контрактные.
Ключевые слова: дивидендная политика, акционерное общество, дивиденд, сущность, факторы, прибыль.
Прибыль является основной целью деятельности любой коммерческой организации. В случае удачного окончания финансового года, перед компанией появляется дилемма: направить полученную прибыль на реинвестирование в целях развития организации либо поощрить собственников компании в виде дивидендных выплат.
Вопрос о сущности понятий «дивиденд» и «дивидендная политика» является дискуссионным. Например, В. В. Ковалев определяет дивиденд как «денежный доход акционеров» [1, с.123].
А. И. Басов и В. А. Галанова определяют дивиденд как доход, который может приобрести акционер за счет доли чистой прибыли акционерного общества, распределяемой между держателями акций в форме установленной части их номинальной стоимости, т. е. с помощью дивиденда осуществляется право акционера на участие в прибыли [2, с. 52]. Следовательно, понятие «дивиденд» можно определить как часть чистой прибыли акционерного общества после налогообложения, которая выплачивается акционерам.
Понятие дивиденда в России определено как Гражданским, так и Налоговым кодексами Российской Федерации, однако в налоговом смысле его значение гораздо шире. В соответствии с Гражданским кодексом, дивидендом признается полученный акционером от акционерного общества при распределении прибыли доход по принадлежащим акционеру акциям пропорционально долям акционеров в уставном капитале этого общества [3, ст. 102]. Другими словами, дивиденды выплачиваются только акционерными обществами. С точки зрения налогообложения, дивиденд — это любой доход, полученный акционером от организации при распределении прибыли, оставшейся после налогообложения, по принадлежащим акционеру акциям пропорционально долям акционеров в уставном капитале этой организации, т. е. признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации [4, ст. 43].
Вопросы о том, насколько в деятельности акционерного общества важна дивидендная политика, следует ли выплачивать дивиденды, влияет ли выплата дивидендов и их стабильность на его рыночную стоимость (т. е. на благосостояние акционеров) также являются дискуссионными. В зависимости от ответов на данные вопросы, выделяют следующие основные теории дивидендной политики: теория значимости дивидендной политики, теория иррелевантности дивидендов, теория налоговой дифференциации, теория сигнализирования дивидендов, теория клиентуры [5, с. 362].
Таким образом, сущность дивидендной политики заключается в выборе оптимального соотношения между долей прибыли, отвлекаемой из оборота и выплачиваемой в виде дивидендов, и долей, направляемой на расширение бизнеса.
Можно выделить следующие группы факторов, влияющих на дивидендную политику компании [5, с. 369].
Во-первых, экономические факторы, к которым относятся:
- Характеризующие собственные инвестиционные возможности фирмы:
– необходимость использования благоприятной конъюнктуры для реализации инвестиционных программ с высоким уровнем эффективности;
– наличие финансовых резервов, сформированных в предыдущем периоде;
– стадия жизненного цикла организации (на ранних стадиях она вынуждена больше средств направлять в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов).
- Характеризующие возможности привлечения финансовых ресурсов из альтернативных источников:
– финансовое состояние и уровень кредитоспособности организации, обусловливающие степень доверия к ней инвесторов;
– средневзвешенная стоимость привлечения дополнительного капитала посредством выпуска акций и облигаций, получения банковских кредитов;
– издержки, связанные с эмиссией и размещением ценных бумаг.
- Ограничивающие факторы:
– уровень налогообложения имущества компании и дивидендов;
– структура капитала (отношение долговых обязательств корпорации к ее акционерному капиталу), которую отражает коэффициент финансовой активности и характеризует степень зависимости компании от заемных источников финансирования;
– достигнутый эффект финансового рычага (левериджа), позволяющего с помощью манипулирования структурой капитала влиять на уровень рентабельности активов компании, а значит, и на рыночную цену ее акций;
– фактический размер получаемой прибыли.
- Макроэкономические:
– состояние товарного рынка, на котором действует компания (например, в период подъема конъюнктуры эффективность капитализации прибыли значительно возрастает);
– инфляция, высокие темпы которой формируют склонность акционеров к получению дивидендов в денежной форме, а руководство компании — к задержке их выплат (последнее объясняется преимущественно ростом потребности организации в наличных денежных средствах).
- Прочие факторы:
– необходимость рассчитываться по кредитам (является более важной задачей, чем повышение уровня выплачиваемых дивидендов);
– уровень дивидендных выплат у конкурентов;
– опасность утраты контроля над управлением компанией (низкий уровень дивидендов может привести к падению рыночной стоимости акций компании и их массовой продаже владельцами, что увеличивает риск ее захвата).
Во-вторых, группа социальных факторов:
- Потребности собственников относительно ставки дивидендов, максимизирующей их благосостояние (если большая часть акций сосредоточена в руках миноритарных акционеров и/или институциональных инвесторов, то наиболее вероятно преобладание ориентации на выплату высоких дивидендов; если преобладают мажоритарии, то будет иметь место отказ от значительных дивидендов в пользу реинвестирования прибыли).
- Мнение высших управленцев о прочности своего положения в корпорации (при угрозе поглощения они могут поставить свои групповые интересы над интересами других собственников и снизить ее инвестиционную привлекательность, не распределяя дивиденды).
В-третьих, группа институционально-правовых факторов:
- Ограничение способности организации объявлять и выплачивать дивиденды (компания не вправе этого делать, если не полностью оплачен уставный капитал, выкуплены акции, которые она обязана выкупить, выявлены определенные в законодательстве признаки банкротства, или эти признаки могут появиться в результате выплаты дивидендов, стоимость ее чистых активов меньше величины уставного капитала и резервного фонда, либо станет меньше этой величины в результате выплаты дивидендов).
- Требования к источникам дивидендных выплат (в одних странах дивиденды можно уплачивать только из прибыли; в других — из прибыли и инвестиционного дохода).
- Требования к форме дивидендных выплат (дивиденды могут выплачиваться деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом компании — акциями, облигациями, товаром).
- Последовательность дивидендных событий (дата объявления и публикации в прессе советом директоров выплаты дивидендов, их размера, сроков переписи и оплаты).
В-четвертых, группа контрактных факторов, включающих в себя требования двусторонних соглашений, заключенных корпорацией, и односторонних обязательств, которые она на себя возложила:
- Ограничение дивидендных выплат при получении ссуды (в целях предоставления гарантий обслуживания долга заемщик заключает соглашение, в котором оговаривается либо предел, ниже которого не может опускаться величина нераспределенной прибыли, либо определенное значение финансовых коэффициентов, до достижения которого дивидендные выплаты не производятся). В России подобная практика пока не распространена, но существует необходимость формирования резервного капитала в размере не менее 5 % от уставного капитала, и закрепление за советом директоров права ограничения выплачиваемых дивидендов сверх указанной величины, чем руководство может пользоваться при получении долгосрочных кредитов.
- Гарантирование соответствия акций компании критериям допуска к торговле на крупных фондовых биржах (например, отсутствие на протяжении длительного времени фактов снижения дивидендных выплат).
Дивидендная политика, как и управление структурой капитала фирмы, существенно влияет на изменение совокупного богатства участников акционерного общества.
При решении вопроса о распределении прибыли компании между дивидендными выплатами и реинвестированием очень важно учитывать возможную реакцию рынка ценных бумаг, так как дивидендная политика оказывает существенное влияние на цену акций компании, служащую для инвестора основной информацией об эффективности ее деятельности. Поэтому модель дивидендной политики необходимо строить с привязкой к курсу акций, стоимости предприятий. В то же время на курс акций влияет не только прибыль компании как таковая и размер выплачиваемых дивидендов, но и такие факторы, как ее финансовая устойчивость, известность, состояние деловой активности в стране, число конкурентов, уровень инфляции, законодательные и налоговые изменения, эффективность рынка ценных бумаг и т. д. При значительном росте рыночных котировок акций может наступить момент, после которого спрос на них вследствие высокой цены начинает падать. В этом случае прибегают к дроблению акций, число которых в обращении увеличивается. В результате прибыль и дивиденды на акцию, а также ее цена снижаются, и спрос на них вновь возрастает.
Оценка этих факторов позволяет сделать выбор в пользу определенного вида дивидендной политики на ближайший период.
Литература:
1. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. Учебно-практическое пособие. 2013. — 250 с.
2. Галанова В. А. и Басов А. И. Рынок ценных бумаг. Учебник. / М.: финансы и статистика. 2012. — 448 с.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
5. Корпоративные финансы: учебник / Эскиндаров М. А., под ред., Федотова М. А., под ред., Шохин Е. И., Хотинская Г. И., Тазихина Т. В., Слепнева Т. А., Сетченкова Л. А., Сагайдачная О. В., Руб — Москва: КноРус, 2020. — 480 с.