Ключевые слова: вероятность риска, владелец риска, идентификация риска, качественная оценка риска, количественная оценка риска, матрица оценки рисков, приемлемый риск, риск-аппетит, тяжесть риска, приемлемый риск.
Одной из основных задач любой строительной организации, ставящей перед собой цели эффективной и долгосрочной работы на рынке строительной отрасли, является ответственное отношение к сохранению благоприятной окружающей среды.
В рамках этих целей, необходимо выполнение ряда обязательств:
– обеспечение соблюдения экологических норм и требований, установленных законодательством Российской Федерации;
– обеспечение снижение негативного воздействия на окружающую среду, ресурсосбережение, принимать все возможные меры по сохранению климата, биоразнообразия и компенсации возможного ущерба окружающей среде;
– осуществление предупреждающих действий по недопущению негативного воздействия на окружающую среду, что означает приоритет превентивных мер по предотвращению негативного воздействия перед мерами по ликвидации последствий такого воздействия;
– повышение энергоэффективности производственных процессов, принятие меры по сокращению выбросов парниковых газов;
– обеспечение на всех стадиях реализации строительства объектов минимизацию рисков негативного воздействия на окружающую среду, в том числе на природные объекты с повышенной уязвимостью и объекты, защита и сохранение которых имеет особое значение. Минимизацию рисков можно достичь только с помощью управления ими.
Управление рисками на всех этапах подготовки и производства строительно-монтажных работ в обществе осуществляется в соответствии с требованиями интегрированной системы менеджмента и направлено на обеспечение соблюдения экологических норм и требований, установленных законодательством.
Управление рисками в области ООС Общества осуществляется в соответствии со следующими принципами:
– недопущение нарушений требований применимого законодательства в области ООС и поддержание репутации Общества как социально ответственной организации;
– предупреждающий порядок выявления и оценки рисков в области ООС. Для предупреждения чрезвычайных ситуаций с существенными, критическими и катастрофическими последствиями, необходимо своевременно выявлять и реализовывать мероприятия по их предупреждению;
– полнота, достоверность и систематический характер идентификации и оценки рисков в области ООС на основе полной, достоверной и воспроизводимой информации об их составе, природе и сущности, обеспечивающая непрерывность и системность управления ими;
– единообразие подходов, критериев и методов оценки, способов реагирования, координация управления рисками в области ООС;
– участие всех руководителей и работников в выявлении, оценке и управлении рисками в области ООС на которые они могут влиять своими действиями/бездействием, их осведомлённость о рисках в области ООС, необходимых мерах управления и собственной роли в управлении ими;
– комплексное рассмотрение влияния рисков в области ООС на людей, материальные активы, окружающую среду и репутацию Общества;
– учёт результатов оценки рисков в области ООС при принятии управленческих решений и планировании в Обществе;
– инвестиционная и другие программы должны предусматривать реализацию мероприятий по воздействию на риски в области ООС.
Целью управления рисками в области ООС является: исключение или поддержание рисков в области ООС на приемлемом уровне (уровне риск-аппетита или ниже), при эффективном использовании материальных и нематериальных ресурсов (финансовых ресурсов, объектов инфраструктуры, энергетических и природных ресурсов, компетентного персонала, знаний и информационных ресурсов, подрядных/субподрядных (сервисных) организаций) на всех этапах подготовки и производства строительно-монтажных работ.
Процесс управления рисками в области ООС включает следующие этапы:
– идентификация, описание и оценка рисков в области ООС и выявление существенных из них:
– описание, качественная и/или количественная оценка рисков в области ООС;
– выявление существенных рисков в области ООС;
Значение риска определяется с помощью матрицы оценки рисков в области ООС (таблица 2 и 3).
– определение способов реагирования на существенные риски в области ООС и разработка дополнительных мероприятий по воздействию на существенные риски в области ООС;
– реализация мероприятий по воздействию на риски в области ООС, включая мероприятия по реагированию на реализовавшиеся риски;
– мониторинг рисков в области ООС и реализации мероприятий по воздействию на риски в области ООС;
– переоценка рисков в области ООС с учётом реализовавшихся рисков и мероприятий по воздействию на риски в области ООС.
Ответственность участников управления рисками в области ООС устанавливается действующим законодательством РФ, а также внутренними нормами и стандартами Общества, в соответствии с которыми, должностные лица, несут дисциплинарную, административную и иную ответственность (таблица 1).
Таблица 1
Обязанности иответственность участников управления рисками вобласти ООС
Участник |
Ответственность |
Главный инженер организации |
Контроль за соблюдением внутренних стандартов Общества в области ООС |
Начальник службы ООС |
Ответственность за поддержание актуальности требований внутренних стандартов Общества в области ООС |
Линейный ИТР службы ООС |
Идентификация, описание и оценка рисков. Координация процесса управления рисками в области ООС. Выработка и актуализация единых подходов и требований к управлению рисками в области ООС. Осуществление функций организатора управления рисками в области ООС: — идентификацию законодательных и других применимых требований к управлению рисками в области ООС; — разработку/актуализацию стандартов и других локальных нормативных документов Общества, детализирующих требования к управлению рисками в области ООС. Оценка выявленных рисков в области ООС и анализ результатов оценки рисков в области ООС другими Участниками строительства (контрагентами, субподрядными организациями и др.). Разработка/участие в разработке рекомендаций по воздействию на существенные риски в области ООС. Управление существенным риском в области ООС, владельцем которого является руководитель структурного подразделения Общества. Систематизация данных и формирование Реестра существенных рисков в области ООС. Подготовка внутренней отчетности о результатах управления рисками в области ООС. Мониторинг/участие в мониторинге существенных рисков в области ООС. |
Производственные подразделения
|
– Актуальное отражение процесса управления рисками в области ООС в локальных нормативных актах. – Своевременное представление в адрес ОООС Общества документов для выработки обоснованной позиции по существенным рискам в области ООС. – Участие в оценке выявленных рисков в области ООС и анализ результатов оценки рисков в области ООС другими Участниками. – Реализация мероприятий по воздействию на риски в области ООС, в пределах полномочий Структурных подразделений. – Реагирование на реализовавшиеся риски в области ООС. – Мониторинг рисков в области ООС. – Оперативное выявление и регистрация опасностей перед началом, во время выполнения и по окончании работ. – Соблюдение мер управления рисками в области ООС, предусмотренных требованиями внешних нормативно-правовых актов и локальных стандартов Общества». |
Таблица 2
Матрица оценки рисков (МОР) вобласти ООС
ШКАЛА «Величина потенциальных последствий происшествия/рискового события» |
Частота / Вероятность Происшествия/рискового события |
|||||
Значение |
Негативное влияние на окружающую среду (ОС) |
А |
B |
C |
D |
E |
Очень Низкая до 20% Событие почти точно не произойдет/ Не случалось в отрасли |
Низкая 20%-40% Событие скорее произойдет, чем не произойдет/ Случалось в отрасли |
Средняя 40%-60% Вероятность события около 50 % / Случалось в Обществе 1 раз в год и чаще |
Высокая 60%-80% Событие скорее произойдет, чем не произойдет/ Случалось в структурных подразделениях 1 раз в год |
Очень Высокая 80% Событие почти точно произойдет/ Случалось в структурных подразделениях более 1 раза в год |
||
5 |
Воздействие на окружающую среду выходит за пределы административных границ региона. Возможно загрязнение водных объектов, специально охраняемых территорий. Необходимы критические, срочные мероприятия восстановления, рекультивации |
5А |
5В |
5С |
5D |
5E |
4 |
Воздействие на окружающую среду в административных границах области (региона). Возможно загрязнение водных объектов, специально охраняемых территорий. Необходимы очень значительные, длительные мероприятия восстановления, рекультивации |
4А |
4В |
4С |
4D |
4E |
3 |
Воздействие на окружающую среду в границах санитарно-защитной зоны объекта. Необходимы значительные мероприятия восстановления, рекультивации |
3А |
3В |
3С |
3D |
3E |
2 |
Воздействие на окружающую среду в границах производственной территории объекта, за пределами гидроизоляции. Необходимы незначительные мероприятия восстановления, рекультивации |
2А |
2В |
2С |
2D |
2E |
1 |
Воздействие на окружающую среду в границах технологической площадки. Легко ликвидировать последствия |
1А |
1В |
1С |
1D |
1E |
Таблица 3
Ранжирование рисков в области ООС по уровням
Уровень Риска вобласти ООС |
Необходимость планирования ивнедрения мероприятий воздействия на риски вобласти ПБ, ОТ иОС |
|
Для рисков вобласти ООС, связанных сдействующими объектами, технологиями, выполняемой деятельностью |
Для рисков вобласти ООС, связанных собъектами, технологиями, деятельностью, работы на которых не начаты |
|
Красная зона (высокие) |
Высокие риски вобласти ООС (красной зоны). Целесообразен дальнейший качественный или количественный анализ рисков. По результатам анализа высоких рисков, ДОЛЖНЫ быть определены Способы реагирования и запланированы Мероприятия по воздействию на риски для исключения или снижения рисков, как минимум, до среднего уровня (жёлтой зоны). |
Высокие риски вобласти ООС (красной зоны). Необходимо до начала работ, деятельности, определить и внедрить необходимые Мероприятия по исключению рисков или воздействию на риски в области ООС, для их снижения, как минимум, до среднего уровня (жёлтой зоны). До принятия мер по снижению рисков работы начинать нельзя |
Жёлтая зона (средние) |
Средние риски вобласти ООС (жёлтой зоны). Возможен (при необходимости) дальнейший качественный (методом «Диаграмма Бабочка» или др.) или количественный анализ риска. По результатам анализа средних рисков МОГУТ быть приняты следующие решения: в случае целесообразности дополнительных Мероприятий воздействия, такие Мероприятия включаются в соответствующие планы и программы в области ООС, внедряются; при отсутствии целесообразности внедрения дополнительных мероприятий управления — необходимо ПОДДЕРЖИВАТЬ риски на существующем уровне путём выполнения и контроля действующих Мероприятий. |
Средние риски вобласти ООС (жёлтой зоны). Необходимо до начала работ, деятельности, определить возможность и целесообразность применения и внедрения Мероприятий воздействия на риски в области ООС, для снижения рисков до низкого уровня (зелёной зоны). |
Зелёная зона (низкие) |
Низкие риски вобласти ООС (зелёной зоны). НЕ ТРЕБУЮТСЯ дальнейший анализ и снижение рисков. Низкие риски НЕОБХОДИМО ПОДДЕРЖИВАТЬ НА СУЩЕСТВУЮЩЕМ УРОВНЕ путём выполнения и контроля действующих Мероприятий воздействия, предусмотренных ООС. Комментарий: для низких рисков ВОЗМОЖНО внедрение дополнительных Мероприятий воздействия на риски, в случае если такие Мероприятия могут снизить риски без существенных материальных или организационных усилий |
|
* Высокие и средние (при необходимости) риски в области ООС являются существенными.
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что при уделении должного вниманию столь немаловажному аспекту хозяйственной деятельности строительной организации, как охрана окружающей среды, можно существенно минимизировать негативное воздействия на окружающую среду факторами строительного производства, в том числе на природные объекты с повышенной уязвимостью и объекты, защита и сохранение которых имеет особое значение.
Только правильная и ответственная организация работы на превентивном этапе — анализе и просчете экологических рисков, принятие своевременных мер по предотвращению, а не ликвидация последствий техногенных факторов и чрезвычайных ситуаций, может обеспечить сохранение благоприятной окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Литература:
1. Самойлова Н. А. Экологический менеджмент // Учебное пособие. КТИПП. — 2014. — С. 86–93.
2. ГОСТ Р ИСО 14001–2016 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению. — 2016.
3. ГОСТ Р 14.09–2005 Экологический менеджмент. Руководство по оценке риска в области экологического менеджмента. — 2005.
4. ГОСТ Р ИСО 31000–2010 Менеджмент риска. Принципы и руководство. — 2010.
5. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011 Менеджмент риска. Методы оценки риска. — 2011.
6. Р 50.1.068–2009 Менеджмент риска. Рекомендации по внедрению. Часть 1. Определение области применения. — 2011.