В статье представлен юридический анализ предпринимательской деятельности органов местного самоуправления. Тема представляет существенный практический интерес, так как в последнее время значительно увеличилось количество споров между органами местного самоуправления и предпринимателями, осуществляющими их функциональные обязанности.
Ключевые слова: органы местного самоуправления, предприниматель, мнение законодателя.
The article presents a legal analysis of entrepreneurial activity of local authorities. The topic is of substantial practical interest, since recently the number of disputes between local governments and entrepreneurs carrying out their functional duties has increased significantly
Key words: local governments, entrepreneur, opinion of the legislator.
В Российской Федерации, в связи с быстрым развитием демократического государственного устройства сформировался определенно новый формат жизни населения, новые принципы организации жизни на разных территориях, ведением которых занимаются органы местного самоуправления.
Ведь органы муниципальной власти являются основными структурными подразделениями, в которых сконцентрирован весь бюджетный и производственный потенциал района, поселения, в некоторых случаях даже города.
Желания и потребности населения местной автономии настолько разнообразны, что для их удовлетворения должно соблюдаться обеспечение всех необходимых ресурсов для нормального существования. Должны удовлетворяться духовные, топливные, энергетические и все материальные потребности. В связи с чем создана гражданско-правовая база для удовлетворения потребностей населения органами местного самоуправления, при осуществлении ими предпринимательской деятельности
Для выполнения своих обязанностей муниципалитету требуется в разы больше затрат бюджетных средств, чем может обеспечить государство. Ни делегирование полномочий, ни разделение территорий и прочее, не имеет никакого значения для корректного выполнения своих обязанностей местными органами власти.
В связи с этим в октябре 2003 года рассмотрен и принят Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления» [5]. Этот закон показал модель, как можно сочетать обязанности муниципальных образований с их возможностями и реальными потребностями в финансах. Бизнес-организации муниципального образования обслуживают сферы деятельности как предоставление населению товаров и услуг, продуктов питания, медицинского оборудования, транспортировка этих самых товаров и пассажиропотока, обеспечение светом, теплом и газом, строительство и т. д. Без производства все эти задачи невыполнимы для муниципалитетов, которые находятся в постоянном взаимодействии между друг другом, составляя сети взаимосвязей.
Все эти проблемы требуют внимания и своеобразного решения наравне с задачами экономики, социологии, медицины. В научном обозрении данных проблем значительную роль занимает российской право, так как отношения между органами власти и населением чаще всего регулируются именно принятыми повсеместно правилами поведения, установленными государством и обществом, это юридические отношения.
Промышленные компании, занимающиеся производством и поставкой газа и всех видов энергии, продуктов питания, товаров и услуг, в определенной доле своих обязанностей связаны договорными отношениями с местными органами самоуправления, являясь для вышеуказанных поставщиками потребительских товаров.
Таким образом, можно сказать, что местное самоуправление включает в себя широкий круг взаимоотношений с промышленными и торговыми организациями [6]. В связи с этим можно сделать вывод, что проблемы муниципалитетов актуальны и для промышленных предприятий.
Просматриваются некоторые особенности во взаимоотношениях органов местного самоуправления и сельскохозяйственных, производственных и торговых организаций, транспортных компаний. Услуги по продаже товаров и услуг имеют больше возможностей для получения прибыли, чем производство промышленных товаров, здесь не задействованы экономические модели управления.
Отношения муниципалитетов и предпринимателей основаны на отношениях различных представителей отрасли для решения и реализации задач. Эти отношения разнообразны и существенно отличаются друг от друга. Центральной задачей этих отношений заключается в выборе правовой формы взаимосвязей, для наиболее компетентного развития обеих сторон.
Закон всегда интересовали деловые отношения организаций, так как именно законом регулируются эти отношения, будь то положительный или отрицательный результат. Так наделение органов местного самоуправления правами юридического лица может потребовать больших изменений в законодательстве, постоянного его совершенствования, для чего и используется подобный опыт в зарубежных странах.
Муниципалитет, осуществляя свою предпринимательскую деятельность, формирует за собой обязанность обеспечить население товарами, услугами, питанием, медициной, светом, теплом, газом, транспортировкой пассажиров и товарного сырья и т. п.
На этой базе считается актуальным рассмотрение научных исследований, связанных с проблемой регулирования хозяйственной деятельности местного самоуправления.
Предприниматели, находящиеся на территории муниципального образования, осуществляют свою деятельность для содействия муниципалитету в обеспечении комфортного уровня жизни населения, развития территории, и повышения экономической стабильности в целом.
Предпринимательские организации, действующие на территории муниципального образования, могут выбирать каким видом деятельности они хотели бы заниматься в этом муниципальном образовании. Для деятельности предпринимательской единицы необходимо производить платежи, на основании которых уже расходуются ресурсы муниципального образования
Органы муниципальной власти являются гарантом обеспечения населения своей территории жизненно необходимыми товарами и услугами для лучшего благоустройства, в это входят продукты питания, хозяйственные товары и услуги, транспортные услуги, коммунальное обслуживание жилых домой и прилежащих территорий, предоставление услуг социальных образований, поддержание здоровой экологической обстановки, ведение медицинской и образовательной профилактики. Все эти услуги без исключения должны подлежать принятым стандартам в результате перераспределения бюджетных средств муниципалитета.
Местное самоуправление создано для поддержания экономической деятельности государства на уровне города, района, то есть отдельной небольшой территории. Оно развивается на основе местной инициативной группы из числа населения, что подразумевает муниципальную власть, как форму народовластия, об этом говорится в КРФ в ст.3 и ст.12.
Народовластие или осуществление муниципальной деятельности населением необходимо для решения вопросов местного значения и удовлетворения потребностей населения на территории образования.
Одним из препятствий для эффективной поддержки малого бизнеса в настоящее время является отсутствие эффективной инфраструктуры, поддерживающей деятельность малого бизнеса. Крупные подразделения создают собственную инфраструктуру: учебные центры, отделы маркетинга и права, инфраструктуру связи — подъездные пути, технические сети и многое другое, открывают представительства и предприятия, открывают собственные банки и социальные объекты для своих сотрудников.
Малый бизнес не может этого сделать. Тем не менее, правила на рынке одинаковы для всех. Поэтому для успешной конкуренции бизнес-продуктов лидер малого бизнеса должен иметь возможность консультироваться с опытным юристом, проводить маркетинговые исследования и продавать продукт через дистрибьюторскую сеть. Предложите такую возможность на доступных условиях и поддержите инфраструктуру малого бизнеса. Несмотря на то, что в последние годы были созданы и действуют десятки инфраструктур для поддержки малого бизнеса, очевидно, что без поддержки со стороны государства и местных органов власти не может возникнуть и существовать всеобъемлющая и эффективная инфраструктура поддержки.
Поэтому основной задачей является создание интегрированной инфраструктуры для поддержки малых предприятий на региональном и местном уровне.
Литература:
- Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993. // «Собрание законодательства РФ», 2014.№ 31. Ст. 4398
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ ред. от 03.07.2016) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2017) // «Российская газета», № 164, 31.07.2017.
- Указ президента РФ от 29 июня 1998 года № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства» // «Российская газета», № 122, 01.07.1998
- Государственное регулирование экономики в современном мире. -М.: Международные отношения, 2018.
- Карамова, Н.Х. Роль органов местного самоуправления в развитии субъектов малого предпринимательства // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 53. - С. 123-126.
- Модин Н.А. Гражданско-правовые основы предпринимательской деятельности органов местного самоуправления: дис. доктор юридических наук: Москва. 2006. С.174.