Умение понять и решить текстовую задачу является одним из основных и главных показателей уровня математического развития, грамотности младшего школьника. В Федеральном государственном стандарте начального общего образования предыдущего (первого) поколения (от 5 марта 2004 года, № 1089) в Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ по математике в разделе Числа и вычисления прописано «Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)». Согласно действующему в настоящее время Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения (утвержденному 6 октября 2009 г. приказом № 373, с изменениями от 22 сентября 2011 г. № 2357) предметные результаты освоения школьниками основной образовательной программы в области Математики и информатики должны отражать среди прочих и умение решать текстовые задачи. Поэтому решение текстовых задач неотъемлемая и важная как в прошлом, так и в настоящем составляющая курса математики начальной школы и вместе с тем сложная для учащихся.
Традиционно в процессе обучения решению текстовых задач у большинства учеников возникают трудности в усвоении материала, поэтому одной из важнейших целей в начальном курсе математики является подбор целесообразного дидактического материала, приемов и методов, направленных на формирование умения решать математические задачи. Это, в свою очередь, способствует формированию у школьников знаний и умений, необходимых в повседневной жизни при решении тех или иных проблемных ситуаций.
Особую сложность в процессе обучения решению математических задач для младших школьников представляют задачи с пропорциональными величинами. Затруднения при освоении и решении таких задач возникают как правило на этапе выделения связей между данным и искомым. Глубокое понимание данного этапа решения задачи необходимо для поиска способа и
составления плана решения задачи. Одна из причин возникновения у детей такого рода трудностей заключается в том, что понятие пропорциональная зависимость не является предметом специального изучения и усвоения в начальном курсе математики. В настоящее время актуальность данной проблемы становится проблема разработки соответствующих заданий, направленных на более глубокое понимание таких понятий как: величина, пропорция, пропорциональная связь.
В контексте образовательного процесса активные средства визуализации — это носители учебной информации, обеспечивающие диалоговое взаимодействие между учащимися и источниками учебного материала [наглядными пособиями]. Данный «диалог» может осуществляться напрямую или опосредованно: через преподавателя или одного из членов учебной группы (в зависимости от используемых технических устройств ввода и отображения информации).
На сегодняшний день известно значительное число визуальных средств передачи информации: доска, плакаты, схемы и мультимедийный проектор, сборные визуальные средства (магнитные и булавочные доски), демонстрационные модели, действующие модели, экран/монитор компьютера, интерактивная доска.
Особое место в решении этих проблем играет исследование возможностей визуализации учебного материала в развитии учебных способностей младшего школьника. Общеизвестна любовь детей младшего возраста к ярким, красочным картинкам, книгам с разнообразными рисунками. Они привлекают ребёнка, приковывают его внимание, и в этом несомненный положительный эффект использования наглядных средств обучения.
Впервые проблема наглядности в обучении с педагогических позиций была теоретически обоснована в работах Я. А. Коменского и легла в основу дидактических принципов обучения. Коменский смог проанализировать, систематизировать и расширить практический опыт использования наглядности, применяя изображения в своих учебниках. Последователями Я. А. Коменского стали Ж. Ж. Руссо, И Г. Песталоцци, К.Д Ушинский, Л. Н. Толстой и другие.
С другой стороны, проблему наглядности в обучении можно рассматривать и с психологических позиций, что легло в основу научных трудов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова, Л. С. Рубинштейна, П. Я. Гальперина, Л. М. Фридмана, Л. В. Занкова и других.
И хотя вопросам обучения решению текстовых задач посвящено много работ, в том числе и по начальному обучению (С. И. Шохор-Троцкий, А. Я. Шор, Н. С. Попова, А. С. Пчёлко, Л. Н. Скаткин, М. И. Моро, М. А. Бантова, А. М. Пышкало, Н. К. Рузин, Л. Ш. Левенберг и иногие другие), аспект применения визуализации в них не практически рассматривался.
К настоящему времени опыт применения визуализации для предъявления учебной информации расширился. Практика использования визуализации, а также теоретическое осмысление этой проблемы нашли отражение в работах следующих авторов. С. А. Носков рассматривает визуализацию средств обучения как инструмент активизации учебной деятельности [1]. Для Е. А. Макаровой, В. И. Писаренко визуализация — одна из стратегий создания инновационной образовательной среды [2]. С. В. Арапова уделяет внимание интеграции художественного и логического при предъявлении учебной информации [3]. А. Г. Рапуто считает визуализацию неотъемлемой составляющей процесса обучения преподавателей [1]. Е. И. Шангина, Г А. Шангина исследуют методологию когнитивной визуализации формирования учебной информации в современных технологиях обучения и т. д.
Использование визуальных средств передачи информации обладает большим потенциалом и решении вопросов, связанных с управлением временем урока, особенно актуальных с учетом постоянной интенсификации образовательного процесса. Главная цель использования любого средства наглядной демонстрации заключается в возможности реализации двухканальной коммуникации, а соответственно и увеличения объема передаваемой информации.
Однако роль визуализации учебно-воспитательного процесса в развитии учебных способностей школьника, многообразие её функций в этом процессе и способы применения для решения всего многообразия дидактических задач практически не исследовалась в педагогической науке и практике. Вместе с тем, именно благодаря визуальным каналам восприятия человек получает около 80–90 % информации, и перемещение акцента в обучении младших школьников на вербальные формы изучения учебного материала сделали этот важнейший этап в становлении личности ребенка недостаточно эффективным.
Литература:
- Бондаренко С. М. Основные принципы и методика проведения современного урока математики в условиях введения ФГОС НОО / С. М. Бондаренко, В. И. Бутакова // Современные тенденции развития теории и практики начального общего образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — 2012. — С. 6–8.
- Бердникова И. А. Повышение качества высшего образования / И. А. Бердникова // Проблемы управления качеством образования в вузе: Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Пенза, 2007.
- Бажан З. И. Роль приёма моделирования в обучении младших школьников решению текстовых задач / З. И. Бажан // Проблемы современного педагогического образования. — 2–14. — № 45–1. — С. 68–74.