Исследование представлений о родительстве у женщин репродуктивного возраста посредством проективной методики «незаконченные предложения»: субъективно-семантический подход | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (286) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 02.12.2019

Статья просмотрена: 536 раз

Библиографическое описание:

Косинова, М. А. Исследование представлений о родительстве у женщин репродуктивного возраста посредством проективной методики «незаконченные предложения»: субъективно-семантический подход / М. А. Косинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 453-459. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64619/ (дата обращения: 18.12.2024).



Происходящие в настоящее время социальные изменения практически во всех сферах жизни общества, безусловно затрагивают и сферу родительства.

Вопросами семьи, определением роли родителей в воспитании детей, исследованием взаимоотношений детей и родителей, выявлением стилей и стратегий семейного воспитания занимались многие исследователи (Д. Вольф, В. Н. Дружинин, И. С. Кон, М. И. Лисина, Э. Мэин и др.).

Поскольку феномен «родительство» продолжительное время анализировался преимущественно в социологическом научном направлении. Как подчеркивает Е. Г. Смирнова в своем исследовании, анализ существующих работ, посвященных изучению феномена родительства, позволил заключить, что на сегодняшний день более или менее исследованы лишь его социокультурные аспекты (Т. А. Гурко, И. С. Кон, М. Мид), общая структура (М. О. Ермихина, Р. В. Овчарова), гендерные аспекты (В. А. Рамих, Г. Г. Филиппова) и отдельные компоненты (С. С. Жигалин, Е. В. Милюкова, A. C. Спиваковская, Л. Б. Шнейдер и др.).

Наиболее актуальным в настоящее время становится понимание родительства как особой социальной роли. В западной литературе даже появился новый термин для определения этого явления — parenthood. [7]

Сферой интересов нашего небольшого исследования стало родительство как социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя.

Л. Г. Почебут трактует социальные представления как наиболее сложное ментальное образование человека, поскольку оно соотносится с большим количеством психических явлений: памятью, верованиями, убеждениями, идеологиями. Часть этих ментальных образований все еще до конца не изучена, и возможно, не может быть изучена в принципе, что обусловлено постоянным усложнением психических процессов. [8]

И в соответствии с этим подходом нами были определены цели исследования:

1) Выявить особенности сформированных социальных представлений о родительстве в исследуемой группе девушек/женщин;

2) Проанализировать, описать результаты исследования и сделать выводы.

Основой исследования стала концепция социальных представлений С. Московичи и обобщенные исследования отечественных и зарубежных ученых (К. А. Абульханова-Славская, Г. М. Андреева, Е. Ю. Артемьева, Л. Г. Почебут).

В эксперименте приняли участие 60 женщин/девушек (респондентов) репродуктивного возраста. Все являются сотрудниками одной, достаточно большой, по численности персонала, организации, которая предоставляет услуги бухгалтерского, кадрового и налогового учета. Офис расположен в городе-миллионнике Красноярск. Возраст участниц 23–40 лет, часть уже имеет опыт родительства, часть сомневается или готовится в будущем таковыми стать. Все имеют высшее образование.

В качестве метода исследования мы выбрали проективный и соответственно методика, которую мы применили в рамках эксперимента, является тоже проективной.

Преимуществом проективных методик является то, что возможен широкий диапазон разнообразных решений. Нет понятия «правильных» и «неправильных» ответов. К преимуществам также мы относим тот факт, что цель проективных методик относительно замаскирована, это уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное впечатление о себе. За каждой такой интерпретацией содержится уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта.

В психодиагностике же понятие проекции рассматривается более широко — как способность человека отражать свой внутренний мир (опыт, желания, эмоции и т. д.) в своем поведении, взглядах на окружающее и продуктах деятельности. Проективные методики отличаются от других психодиагностических тестов целым рядом особенностей:

1) они позволяют изучить и дать развернутую характеристику личности в целом, а не отдельным ее качествам и свойствам;

2) эти методики основаны на ассоциативном мышлении и опыте человека;

3) в процессе выполнения задания испытуемому предоставляется полная свобода выбора ответа;

4) это неформализованные методы, поэтому они не дают точных оценок качеств личности, например, в баллах; психолог интерпретирует полученные результаты на основании своих знаний и опыта.

Многообразие методик дает психологам возможность выбора и почти неограниченные возможности изучения человеческой личности. Правда, в проективных методиках есть ограничение– сложность интерпретации и неизбежная субъективность выводов.

Проективная методика «Незаконченные предложения».

Данная методика позволяет получить описание родительского видения проблем и трудностей в развитии ребенка, выявить зоны конфликтности и общности во взаимодействии. Кроме того, позволяет выявить личностные особенности самого родителя.

Методика незаконченные предложения в оригинальном варианте позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые установки человека, показывает его отношение к родителям, семье, к представителям своего и противоположного пола, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным, к своим страхам и опасениям, к чувству вины, к прошлому и будущему, к жизненным целям. Все предложения теста можно объединить несколько групп, отражающих отношение личности к семье, межличностным отношениям, отношениям между мужчиной и женщиной и самовосприятию. Тест был разработан Джозефом М. Саксом и С. Леви в 1950 годах (Sacks sentence completion test, SSCT), относится к проективной диагностике, является вариацией техники словесных ассоциаций. Методика апробирована Г. Г. Румянцевым (1969), показавшим ее эффективность для проведения реабилитационных мероприятий.

Мы данную методику взяли за основу и разработали свой перечень незавершенных предложений, завершающие фразы которых позволили нам получить информацию о сформированных представлениях о родительстве, стереотипах, основания, на которые опираются испытуемые в построении родительской роли и их ожидания от родительства в целом.

Список незаконченных предложений

  1. Когда я думаю о ребенке…
  2. Родительство для меня …
  3. Родитель должен…
  4. В обществе о родительстве принято …
  5. Родитель умеет…
  6. Для компетенций родителя важно…
  7. Факт рождения ребенка…
  8. Ребенок требует…
  9. Считаю, что мать…
  10. Возможно, в родительстве может…
  11. Думаю, как родитель я…
  12. Родитель имеет право…
  13. Самое приятное во взаимодействии с детьми…
  14. Ведущая роль родителя на мой взгляд…
  15. Если меня попросят поделиться опытом родителя, я обязательно…
  16. Иногда родители…

Женщине предъявляется бланк на печатной основе с незавершенными предложениями. Психолог предлагает завершить предложения наиболее подходящей фразой. Испытуемый не ограничивается в ответе, может писать все, что хочет, считает важным и нужным. На вопросы об ожидаемом содержании и объеме текста психолог вновь повторяет инструкцию, указывая на полную свободу автора в определении этих моментов.

Результатом исследования на данном этапе стало выявление неединичных ответов, определен их вес.

Для всех ассоциаций, не являющихся единичными, была определена частота встречаемости (вес) и проведено ранжирование по данному показателю. Основанием для такого подхода мы выбрали исследования, Е. Ю. Артемьевой, в которых находит отражение следующая закономерность: отмечается, «если в группе из 20–30 человек ассоциация при описании какого-либо стимула использована тремя или большим количеством человек, то она использована неслучайно, и может быть включена в ассоциативную семантическую универсалию стимула для данной группы». На основе этого подхода мы выделили семантические единицы, которые встречались более 7 раз, исходя из общего количества участников эксперимента.

Каждое завершенное предложение мы занесли в отдельную таблицу, в которую внесли варианты ответов, часть из них сгруппирована по смысловому или синонимическому признаку.

Следующим этапом обработки данных стала интерпретация категорий ответов по весу, полученных на первом этапе обработки.


Предложения

Когда ядумаю оребенке…

Ответы

Радость/наполняет любовь

Счастье/

Улыбка

Думаю осемье

Волнуюсь/переживаю

?

Новый этап

Число

18

4

22

3

12

2

2

%

30

6,6

36,7

5

20

3,3

3,3

Предложения

Родительство для меня…

Ответы

Ответственность

Любовь

Труд

Счастье

Темный лес/

неизвестность

Не думаю

Вспоминаю, что нужно сделать для него

Число

34

3

10

7

6

3

11

%

56,6

5

16,6

11,6

10

5

18,3

Предложения

Родитель должен…

Ответы

Уметь все/понимать/

любить

Быть другом ребенку

Решать/работать/отдавать себя

Воспитывать

/подавать пример/научать

Только себе/быть счастливым

Заботиться

Число

12

9

10

15

4

10

%

20

15

16,6

25

6,6

16,6

Предложения

В обществе ородительстве принято…

Ответы

Говорить хорошо

Делится опытом/хвастать

Как об обязанности/требовании

Терпеть

Разное

Не говорить

Заботливое родительство

Гордиться

Число

38

4

2

2

6

8

2

2

%

63,3

6,6

3,3

3,3

10

13,3

3,3

3,3

Предложения

Родитель умеет…

Ответы

Все/быть всем

Заботиться

Учить/общаться

Любить

Принимать решения

Защищать

Понимать/прощать

Число

24

8

6

4

2

6

20

%

40

13,3

10

6,6

3,3

10

33,3

Предложения

Для компетенции родителя важно…

Ответы

Передавать опыт

Не важно

Быть самодостаточным/Быть собой

Слышать ислушать/понимать ребенка

Статус вобществе/Пример

Следовать инстинкту

Ответственность

Любить

Развиваться

Число

2

2

8

24

4

2

6

6

10

%

3,3

3,3

13,3

40

6,6

3,3

10

10

16,6

Предложения

Факт рождения ребенка…

Ответы

Событие+/радость

Меняет жизнь/Новый этап

Ответственность/Обязательства

Число

28

28

10

%

46,6

46,6

16,6

Предложения

Ребенок требует…

Ответы

Внимания

Заботы

Любви

Защиты

Сил/Энергии/Времени

Денег

Число

32

14

18

2

8

8

%

53,3

23,3

30

3,3

13,3

13,3

Предложение

Считаю, что мать…

Ответы

Должна любить детей

Грубое слово/может ошибаться

Поддерживать авторитет отца

Должна понимать и прислушиваться

Приятная работа

Не должна жертвовать собой

Пример

Должна быть счастливой

Главная

Число

10

5

4

6

6

8

2

2

17

%

16,6

8,3

6,6

10

10

13,3

3,3

3,3

28,3

Предложения

Возможно, вродительстве может…

Ответы

Не получаться многое/быть трудно/ошибки

Свой путь

Есть приятное

Неприятно

Разногласия/разочарование

Ограничения своих потребностей

Число

36

6

4

6

4

8

%

60

10

6,6

10

6,6

13,3

Предложения

Думаю, как родитель я…

Ответы

Хороший

Не опытен/Не во всем права

Добрый

Состоялся

Не состоялся еще

Строгий

Развиваюсь/ Буду хорошим

Число

18

8

4

4

10

2

19

%

30

13,3

6,6

6,6

16,6

3,3

31,6

Предложения

Родитель имеет право…

Ответы

Воспитывать

На отдых

На личную жизнь

Решать за ребенка

Ругать/

ограничивать/

наказывать

Не имеет прав

Быть в помощь

Быть счастливым

Целовать своего ребенка

На ошибки

Знать все о

ребенке

Число

10

14

14

2

12

2

2

2

4

2

2

%

16,6

23,3

23,3

3,3

20

3,3

3,3

3,3

6,6

3,3

3,3

Предложение

Самое приятное во взаимодействии сдетьми…

Ответы

Эмоции

Передавать опыт/обучать/видеть результат

Общение

Обнимать

Радость

Ощущение нужности/Доверие

Целовать

Непосредственность ребенка

Число

15

13

5

6

6

8

2

9

%

25

21,6

8,3

10

10

13,3

3,3

15

Предложение

Ведущая роль родителя...

Ответы

Быть примером

Воспи

тывать

Любить

Отец

Помогать/Направлять/Поддерживать

Научить жить

Выполнять обязанности

Число

6

11

4

1

33

8

4

%

10

18,3

6,6

1,6

55

13,3

6,6

Предложения

Если меня попросят поделиться опытом родителя, яобязательно…

Ответы

Откажусь, все индивидуально

Поделюсь советом/помогу

Расскажу о заблуждениях

Нет опыта

Число

12

41

2

5

%

20

68,3

3,3

8,3

Предложение

Иногда родители…

Ответы

Могут быть строгими грубыми/Могут обидеть/Злятся

Устают

Хотят быть просто людьми

Могут ошибаться

Забывают омнении ребенка

Чересчур опекают

Число

20

6

4

18

2

4

%

33,3

10

6,6

30

3,3

6,6

Далее мы проранжировали все ответы, с занесением в единую таблицу.

Количество

(934)

Мера

%

Семантические универсалии

«Неслучайные» ассоциации

Ребенок требует…

80

8,56

Внимания

53,3 %

Любви

30 %

Заботы

23,3 %

Сил/Энергии/Времени

13,3 %

Денег

13,3 %

Родительство для меня…

68

7,28

Ответственность

56,6 %

Обязанность

18,3 %

Труд

16,6 %

Счастье 11,6 %

Неизвестность

10 %

Факт рождения ребенка…

66

7,07

Событие/

Радость

46,6 %

Меняет жизнь/Новый этап 46,6 %

Ответственность/

Обязательства

16,6 %

Ведущая роль родителя...

62

6,64

Помогать/

Направлять/

Поддерживать

55 %

Воспитывать

18,3 %

Научить жить

13,3 %

Быть примером

10 %

Выполнять обязанности

6,6 %

Когда я думаю о ребенке…

61

6,53

Улыбка

36,7 %

Радость/наполняет любовь

30 %

Волнуюсь/переживаю

20 %

Счастье

6,6 %

Новый этап

3,3 %

Возможно, в родительстве может…

60

6,42

Не получаться/

Быть трудно/

Ошибки

60 %

Ограничения своих потребностей

13,3 %

Свой путь

10 %

Неприятно

10 %

Есть приятное 6,6 %

Думаю, как родитель я…

59

6,32

Развиваюсь/

Буду хорошим

31,6 %

Хороший

30 %

Не состоялся еще

16,6 %

Не опытен/

Не во всем прав

13,3 %

Состоялся

6,6 %

Для компетенции родителя важно…

58

6,21

Слышать/

Понимать ребенка

40 %

Развиваться

16,6 %

Быть самодостаточны/

Быть собой

13,3 %

Ответственность

10 %

Любить 10 %

Если меня попросят поделиться опытом родителя, я обязательно…

58

6,21

Поделюсь советом/помогу

68,3 %

Откажусь

20 %

Нет опыта

8,3 %

В обществе о родительстве принято…

56

6

Говорить хорошо

63,3 %

Не говорить 13,3 %

Разное

10 %

Делится опытом/

Хвастать

6,6 %

Родитель имеет право…

54

5,78

На отдых

23,3 %

На личную жизнь

23,3 %

Ругать/Ограничивать/Наказывать

20 %

Воспитывать

16,6 %

Целовать своего ребенка

6,6 %

Самое приятное во взаимодействии с детьми…

53

5,67

Эмоции

25 %

Передавать опыт/

Обучать/

Видеть результат

21,6 %

Непосредственность ребенка

15 %

Ощущение нужности/

Доверие

13,3 %

Обнимать/Целовать

13,3 %

Родитель должен…

52

5,57

Воспитывать/Подавать пример/Научать

25 %

Уметь все/

Понимать/

Любить

20 %

Решать/Работать/Отдавать себя 16,6 %

Заботиться

16,6 %

Быть другом

15 %

Иногда родители…

52

5,57

Могут быть строгими грубыми/Могут обидеть/Злятся

33,3 %

Могут ошибаться

30 %

Устают 10 %

Хотят быть просто людьми

6,6 %

Чересчур опекают

6,6

%

Родитель умеет…

48

5,14

Все/Быть всем

40 %

Понимать/

Прощать

33,3 %

Заботиться

13,3 %

Учить/общаться

10 %

Защищать

10 %

Считаю, что мать…

47

5,03

Главная

28,3 %

Должна любить детей

16,6 %

Не должна жертвовать собой

13,3 %

Должна понимать и прислушиваться

10 %

Приятная работа

10 %


Проанализировав, представленный материал, мы отметили, что наибольшее количество ответов имеет категории «Ребенок требует…» (80 элементарных суждений -8,56 %), «Родительство для меня…» (68 суждений и соответственно 7,28 %), «Факт рождения ребенка…» (66 элементарных суждений-7,07 % из общего числа). По факту, в этих категориях отражение нашли представления о родительстве, которое имеют респонденты в данный момент своего развития. Так в первой категории мы отмечаем представление о функционале и качественные характеристики родителя. По представлениям родителей ребенок требует внимания (53,3 %), любви (30 %), заботы (23,3 %), сил, энергии и уделяемого времени (13,3 %), а также материального обеспечения (13,3 %). Вторая категория дает нам возможность понимания субъективного представления женщин о родительстве. И в большей степени оно характеризуется ответственностью (56,6 %) наличием обязанностей (18,3 %), предполагает труд (16,6 %), наделено счастьем (11,6 %) а также предполагает некоторую неизвестность (10 %), в которую вкладываются разного рода нюансы не только недостатка компетенций, но разного рода отягощения внешних и внутренних факторов.

Третья категория дает представления о непосредственно факте появления ребенка и, главным образом, высказывания представлены женщинами, уже имеющими опыт родительства. В большинстве случаев, факт появления ребенка — это радостное событие (46,6 %), данный факт запускает новый этап развития (46,6 %), и с появлением детей, родители связывают пересмотр, расширение круга обязанностей и зоны своей ответственности (16,6 %).

Изучив, таким образом представления о родительстве у современных женщин репродуктивного возраста посредством выделения семантических универсалий в рассуждениях о данном феномене, мы выделили на их основе компоненты представления, в которые вошли следующие категории: уделение внимания и любви своему ребенку, которое обязательным образом предполагает трату на это сил, энергии и времени и денежных средств. Обязательным компонентом родительства становится наличие ответственного подхода, расширение зон ответственности и обязательств, трудовых ресурсов, но все усилия, как правило, компенсируются счастьем, хотя имеют некоторые нюансы неизвестности.

Перечень компонентов, отвечает запросам времени и ментальности. Безусловно, одним из определяющих моментов стало то обстоятельство, что в исследовании приняло участие группа прогрессивной части населения: активная, с высшим образованием, социально защищённая работодателем.

Результаты исследования могут быть использованы школьными педагогами-психологами и психологами — консультантами, для определения путей и способов развития позитивных социальных представлений о родительстве у женщин репродуктивного возраста, а также для использования специалистами в рамках работы с детско-родительскими отношениями.

Литература:

  1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избранные психологические труды М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. 224с.
  2. Андреева Г. М. Психология социального познания М.: Аспект Пресс, 2009. С. 303.
  3. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. Издательство: Наука, Смысл. 1999. 350 с.
  4. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал, 1995. Т. 16. № 1. С. 3–18.
  5. Московичи С. Методологические и теоретические проблемы психологии. // Психологический журнал, 1995. Т. 16. № 2. С. 3–14.
  6. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 319 с.
  7. Поливанова К. Н. Современное родительство как предмет исследования // Психолого-педагогические исследования. 2015. Том 7. № 3. С. 1–11.
  8. Почебут Л. Г., Мейжис И. А. Социальная психология. Учебное пособие. Изд-во «Питер». 2010.-672 с.
  9. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 320 с.
  10. Семья и родительство в современной России: Отчет о результатах исследования. — М: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2009.-49с.
  11. Смирнова Е. Г. Психолого-педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в молодой семье: дисс… канд. псих. наук: 19.00.07. — Екатеринбург, 2009. — 232 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ответ, предложение, ребенок, родитель, число, опыт, Факт рождения ребенка, компетенция родителя, опыт родителя, репродуктивный возраст.


Похожие статьи

Формирование связных высказываний у детей дошкольного возраста на основе учета ведущей сенсорной модальности

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр (результаты экспериментальной работы)

Системно-деятельностный подход в формировании познавательной мотивации детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)

Об использовании методов и приемов ТРКМЧП при изучении модуля «Выражение субъектно-предикатных отношений» на занятиях по дисциплине «Русский язык»

Практическое исследование мультимодальных текстов на основе видеоматериала по теме «Аспирация»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности у детей с тяжелыми нарушениями речи на примере лексической темы «Комнатные растения»

Проект: «Использование возможностей предметной дидактической среды с картиннографией в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Анализ дискурсивной стратегии продвижения вуза: стилистический аспект (на примере сайтов ТПУ и ВКПУ)

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень)

Похожие статьи

Формирование связных высказываний у детей дошкольного возраста на основе учета ведущей сенсорной модальности

Использование кейс-технологии в формировании духовно-нравственных качеств и безопасного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр (результаты экспериментальной работы)

Системно-деятельностный подход в формировании познавательной мотивации детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)

Об использовании методов и приемов ТРКМЧП при изучении модуля «Выражение субъектно-предикатных отношений» на занятиях по дисциплине «Русский язык»

Практическое исследование мультимодальных текстов на основе видеоматериала по теме «Аспирация»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности у детей с тяжелыми нарушениями речи на примере лексической темы «Комнатные растения»

Проект: «Использование возможностей предметной дидактической среды с картиннографией в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Анализ дискурсивной стратегии продвижения вуза: стилистический аспект (на примере сайтов ТПУ и ВКПУ)

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень)

Задать вопрос