В статье проведен анализ вопросов, касающихся эффективной реализации продукции, иначе говоря, сбытовой деятельности предприятия. По результатам проведенного исследования было принято решение о формировании направлений для совершенствования сбытовой деятельности компаний.
Ключевые слова: управление сбытом, маркетинговая стратегия, анализ конкурентов, каналы сбыта.
Актуальность данного исследования заключается в том, что условия рыночной экономики диктуют вопросы по повышению управления сбытовой деятельности на предприятиях. Успех их реализации заключается, в первую очередь, в конкурентоспособности и будущем развитии в отрасли.
Данными вопросами занимались разные авторы, особенно Ишкина Г. Ш. [1, c.3–9], Захарова Ю. А. [2, c.30], Сребник Б. В. [3, c.29], Шнаппауф Р. [4, c.33] и другие. В своих исследованиях авторы уделили внимание формированиям и совершенствованию системы реализации продукции на предприятиях, а также основным проблемам при сбыте продукции. Тем не менее, авторами изучены не все аспекты управления предприятиями.
Основной целью исследования является совершенствование управления сбытовой продукцией на предприятиях.
Результаты исследования. Экономические результаты хозяйственной деятельности предприятий напрямую зависят от эффективной сбытовой деятельности предприятия. Основная проблема современных предприятий — это жесткая конкуренция в любой профессиональной области.
Таким образом, условия жесткой конкуренции диктуют основную цель — обеспечение завоевания и сохранения организациями долей рынка. Основная проблема, с которой сталкиваются производители, это поиск эффективного способа реализации производимой продукции. Поэтому производители вынуждены реализовывать продукции по сниженной стоимости посредникам и перекупщикам.
Учитывая вышесказанное, многие предприятия обязаны учитывать, что обеспечение государства необходимыми ресурсами возможно только в случае, когда будет настроен цивилизованный механизм обеспечения функционирования сбытовой деятельности предприятий, в целом по Российской Федерации. Таким образом, важным является увеличивать объем доли прибыли производителей в области конечных цен для ее реализации.
Особое значение имеет в сбытовой деятельности — маркетинговая стратегия, которая определяет цели, сопоставимые с возможностями предприятий. Исследования рынков сбыта продукции, конкурентов, требований потребителей — определяют перспективы для сбыта разных продуктов и товаров, производится прогноз спроса, который наиболее вероятен для реализации продукции.
Таким образом, формируется стратегия деятельности предприятия, основой которой является план производства перспективного вида продукции, соответствующий материально-техническим возможностям, которые имеют ресурсный потенциал предприятия.
Далее основа маркетинговой стратегии разрабатывается при помощи производственной стратегии, которая определяет финансовую стратегию, а также план действий для реализации общей стратегии поведения предприятий для реализации поставленных целей.
Особое значение отдается формированию подразделения по маркетингу, а также функционирование сбытовой логистики на предприятии. Таким образом, производится привлечение сотрудников, которые имеют необходимые компетенции, а также способны своевременно реагировать на изменения рынка сбыта, принимают взвешенные решения, что непосредственно оказывает влияние на успех управления сбытовой деятельности компании.
При этом эффективным функционированием системы управления принято считать маркетинговый анализ, формирование и реализация маркетинговой стратегии компании. Для более наглядного представления деятельности предприятий в области сбыта был составлен SWOT-анализ (см. рис.1).
Рис. 1. SWOT-анализ деятельности предприятий в области сбыта
Организация регулярных ярмарок и выставок является важным элементом в популяризации и продвижении продукции конечному потребителю. В результате повышается авторитет производителя, завоевываются предпочтения потребителей, формируется позитивный имидж производителя, улучшаются конкурентные позиции, осуществляется реклама продукции сельскохозяйственного производителя.
Учитывая неразвитость элементов инфраструктуры рынка, сезонность и риски, связанные с производством продукции, конкуренцию, необходимо комплексно оценивать варианты построения сбытовой политики по различным видам продукции, с учётом описанных подходов, проводить мониторинг рыночной ситуации, и на его основе координировать сбытовую и производственную деятельность предприятия.
Литература:
1. Захарова Ю. А. Методы стимулирования сбыта; — М.: Дашков и Ко 2016. — 120 c.
2. Ишкинина Г. Ш. Оценка эффективности сбытовой деятельности предприятия / Г. Ш. Ишкинина // Вестник научных конференций. 2017. № 2–1 (18). С. 61–63.
3. Сребник, Б. В. Маркетинг; — М.: Высшая школа 2015. — 360 c.
4. Шнаппауф Рудольф Практика продаж. Справочное пособие по всем ситуациям в сбыте; — М.: Интерэксперт 2019. — 448 c.