Каждый современный школьник большую часть своего дня тратит на обучение в государственных образовательных учреждениях: посещает обязательные уроки, дополнительные факультативы, консультации и выполняет самостоятельную учебную работу. Форма времяпрепровождения ребенка в школе имеет четкие очертания: большую часть времени занимают уроки в школе, подготовка домашнего задания, остальное же время подросток может потратить на любые виды деятельности. Школа, являясь основным образовательным учреждением системы образования, осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. Важную роль в организации внеучебного времени школьника занимают дополнительные структуры, к которым относят оздоровительно-образовательные центры, организующие молодежный досуг.
Обучение в рамках пребывания в загородном лагере представляет собой неразрывную связь образования, развития и воспитания, которые, в свою очередь, протекают одновременно и реализуют основные функции обучения учащихся: образовательную, развивающую и воспитательную. Рассматривая обучение в контексте теории целостного педагогического процесса, можно отметить, что первые две функции связаны с расширением объёма и усложнением структуры знаний, умений и навыков, а воспитательная функция связана с формированием отношений и зачастую упускается учителем при планировании и оказывается неуправляемой при проведении уроков.
Детский загородный центр ставит перед собой приоритетную задачу — организацию детского досуга, что требует осуществления воспитательной работы педагогов-организаторов и вожатых лагеря. Участниками смен с обучением, как правило, являются конкретные сформированные классы школ и их классные руководители. Родители обеспечивают финансирование смен за счет приобретения путевок своим детям. На базе центра учителя реализуют свои педагогические функции согласно существующему распорядку дня, организацией внеучебной работы занимаются педагоги детского центра. Как правило, процесс обучения разделен на две смены (как и в школах): первая и вторая. За каждым классом закреплен собственный классный руководитель, который организует для него образовательный процесс на протяжении всей смены. В соответствии со временем обучения выстраивается план отрядной и общелагерной работы. Внеурочную деятельность организовывает вожатый детского центра, прошедший специальную профессиональную подготовку в школе подготовки вожатых. Лагерь предоставляет учителям транспорт, жилье, а также дополнительно оплачивает работу.
Практика показывает, что учителя, готовясь к урокам в условиях пребывания в загородном лагере, наибольшие затруднения испытывают при формулировании воспитательных целей и задач, планировании путей их осуществления. При анализе уроков внимание, как правило, акцентируется на образовательных и развивающих задачах и способах их решения. Учителя перекладывают воспитательные функции на сотрудников детского центра. Подобное пренебрежение воспитательной функцией обучения ведет к возникновению ряда проблем: учитель не стремится максимально использовать воспитательные возможности, не требует постановки и решения на уроке воспитательных задач. Это приводит к тому, что осуществление процесса воспитания на уроке фактически становится необязательным.
Под воспитательным процессом почти всегда подразумевается внеурочная воспитательная работа. В школах функция воспитания в основном возложена на классных руководителей и завучей. В детских лагерях работают педагоги-организаторы, прямой обязанностью которых является организация детского досуга и воспитание. Обучение обязательно воспитывает, формирует у школьников определённые взгляды, убеждения, качества личности. Воспитательный процесс необходимо организовывать не только вне урока, но в процессе учебного занятия, и направлять, исходя из целей и задач воспитания; только в этом случае результат воспитания будет соответствовать его цели.
Любой урок как звено системы обучения обладает определённым воспитательным потенциалом — совокупностью имеющихся возможностей для воспитания учащихся. Воспитательный потенциал урока включает следующие группы возможностей:
1) воспитательные возможности организации урока;
2) воспитательные возможности, обусловленные спецификой учебного предмета;
3) воспитательные возможности содержания образования на уроке, которые зависят от темы данного урока, его образовательных и развивающих целей и задач.
Классно-урочная система призвана упорядочить процесс обучения и дисциплинировать учащихся независимо от содержания образования и вида учебной деятельности. Перед учителями остро встает проблема создания дисциплины и содействия быстрой адаптации ребенка к уроку, ведь зачастую ребенку сложно переключиться с только что проведенного общелагерного мероприятия на серьезный вид деятельности — урок. В воспитании сознательной дисциплины на уроке решающую роль играет умение учителя показать значение учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины, преимущества чёткого выполнения необходимых действий перед недисциплинированностью, тактично и наглядно, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся продемонстрировать зависимость успехов класса и отдельных учеников от уровня их дисциплинированности.
Таким образом, привычная классно-урочная система в условиях загородного лагеря осуществляется особенным образом: так, воспитательная функция, в рамках основного образовательного учреждения реализуемая классным руководителем и заведующим, в лагере осуществляется педагогами-организаторами посредством организации досуговой деятельности учеников — такая ситуация способствует улучшению воспитательного потенциала урока, для гармоничного построения которого необходимо осуществление воспитательной деятельности. Помимо этого, перед в условиях загородного лагеря перед педагогами остро встает проблема создания дисциплины на уроках, так как существует ряд факторов, отвлекающих учеников от учебного процесса (отрядные и общелагерные мероприятия), поэтому учителям необходимо приложить большое количество усилий для повышения мотивации учеников к активному участию в учебной деятельности.
Литература:
- Азимов, Э.Г., Новый словарь методических терминов и понятий [Электронный ресурс] / Образовательный портал «Академик» — режим доступа: http://dic.academic.ru/.
- Анисимов, О.С., Акмеологиямышления [Электронный ресурс] / Электронная библиотека — режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/index.htm
- Бабанский, Ю.К., Избранные педагогические труды [Текст] / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1989.
- Бим-Бад, Б.М., Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Образовательный портал «Академик» — режим доступа: http://dic.academic.ru/.
- Борытко, Н.М., Управление образовательными системами: Учебник для студентов педагогических вузов [Текст] / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова; Под ред. Н. М. Борытко- Волгоград: ВГИПК РО, 2006.
- Дейч, Б.А., Дополнительное образование детей. [Электронный ресурс] / Электронный учебник — режим доступа: http://impisr.edunsk.ru/files/uchebnik/.
- Донцов, А. И. Личность в группе: проблема сплочённости Текст. / А. И. Донцов // Социальная психология. Хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов/Сост. е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. -М:44. Аспект Пресс, 2003.
- Ефимова, Е. Е. Формирование конфликтной компетентности будущего учителя. Автореф. канд. дисс. / Е. Е. Ефимова. Волгоград, 2001.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Учеб.для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / И. А. Зимняя. — М.: Просвещение, 1999.
- Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении. [Текст].: кн. Для учителя / В. А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987.