Ключевые слова: ценности,проблемаразвития ценностей, профессиональные ценности, педагог, дошкольная образовательная организация.
В настоящее время, вопросы, которые затрагивают профессиональные ценности педагогов дошкольной образовательной организации, приобретают еще большую значимость. Прежде всего, это является следствием гуманизации и гуманитаризации педагогической науки, с утверждением в ней аксиологического подхода, как методологического основания для исследования сущности, закономерностей, условий воспитания личности в образовании.
На сегодняшний день для аксиологической науки ведущей категорией является — категория «ценности». Изучали сущность данного понятия такие ученые, как Т. И. Власова, В. И. Горовая, Н. Д. Никандрова, В. М. Розина, В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова, П. Г. Щедровицкий и др.
Найти общее определение понятия «ценности» в наше время трудно. Разные социальные, гуманитарные области науки анализируют данную категорию с различных позиций, в зависимости от специфики объекта и предмета науки.
В словаре русского языка ценности трактуются как средство выражения стоимости какого-то материального предмета.
Ценности, в культурологии, определены как принятые обществом взгляды относительно целей, которые необходимо достичь человеку; ценности является центральным и базисным звеном нравственных принципов людей.
В социологии наиболее шире представлена проблема аксиологии. Ее исследовали С. Ахиезер, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Ф. Знанецкий, Р. Мертон, П. Сорокин и др. В социологической науке дано следующее определение: «ценности» — это качества общественного предмета удовлетворять потребности социального субъекта; они носят социально-исторический характер для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности. По утверждению Л. Л. Рыбцовой ценности обеспечивают интеграцию общества, при этом помогая человеку осуществить социально одобряемый выбор своего поведения в важных жизненных ситуациях.
В. Б. Ольшанский, анализируя мнения ученых, пришел к выводу, что общество порождает ценности, благодаря которым происходит интеграция личности в социальную систему [4, с. 471].
Проблема ценностей также нашла отражение и в психологии. Ее изучали такие ученые, как Б. Г. Ананьев, А. Маслоу, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл и др.
В психологии «ценности» определяются как значимость для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений [2, с. 323]. Аксиологическая проблематика в психологии широко представлена в работах Б. Г. Ананьева, А. Маслоу, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, В. Франкла и др.
Психологи утверждают, что именно ценности организуют познание человека и мотивируют его дальнейшее, что является важнейшим смыслом человеческой жизни. Не случайно Т. А. Маслова утверждает, что одна из главных заслуг современной психологии заключается в установлении самой тесной связи между волей человека и его ценностями [3].
В педагогике говорят о том, что ценности — это, прежде всего, «положительно значимые факты и явления, относящиеся к социальному прогрессу» [5].
Л. П. Крившенко утверждает, что ценности — это идеи, которые дают возможность обществу воплотить свои идеалы, которые являются эталонами и ценностными ориентирами и для всего человечества, и для отдельного человека [6, с. 254].
Категория «ценности» не ограничивает собой весь понятийный аппарат педагогической аксиологии. Одним из существенных факторов, влияющих на систему ценностей человека, является профессиональная трудовая деятельность. Для этой науки значимо такое понятие, как «профессиональные ценности».
Рассмотрим сущность понятия «профессиональные ценности».
А. В. Лысенко под профессиональными ценностями педагогов ДОО понимает систему отношений педагога к специфике своей профессии, которая отражает ее содержательную сторону, основу и сущность педагогической деятельности.
Н. Ю. Зыкова рассматривает профессиональные ценности как интегративные характеристики личности, которые представляют систему отношений личности к ценностям профессиональной деятельности педагога ДОО, которая вырабатывается через оценку и переживание их значимости на основе профессиональной и личностной систем ценностей [1].
Учитывая особенности педагогической работы в вузе, школе, детском образовательном учреждении, мы понимаем под профессиональными ценностями педагога ДОО систему отношений, установок и представлений, связанных с профессией, которые определяют общую направленность деятельности, а также выбор путей и средств овладения знаниями, умениями, необходимыми для оптимального выполнения профессиональных функций.
Литература:
- Зыкова, Н. Ю. Развитие профессиональных ценностных ориентаций студентов средствами гештальт-терапии: автореф. дис.... канд. психол. наук:19.0.07 [Электронный ресурс] / Зыкова Наталья Юрьевна. — Курск, 2006. — Режим доступа: Ьйр://\у\у\¥.киг8к- uni.ru/pdf/dis9.pdf
- Личность, образование, самообразование, профессия: крат. псих, словарь / Под ред. М. И. Дьяченко. — Мн.: Хэлтон, 1998. — 397 с.
- Маслова, Т. А. Эмоционально-ценностный компонент подготовки будущих педагогов / Т. А. Маслова // Педагогика. — 2008. — № 8. — С. 50–57.
- Ольшанский, В. Б. Личность и социальные ценности: в 2 т. / В. Б. Ольшанский // Социология в СССР. — М.: Мысль, 1966. — 1 т. — С. 470–530.
- Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. — М: Академия, 2003. — 192 с. Второй источник.
- Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2008. — 576 с.