В статье рассматривается потенциал использования метода обучения case study как одного из инновационных способов преподавания английского языка у старших школьников. Метод case study способствует формированию и развитию у старших школьников системного, концептуального знания, аналитического мышления, коммуникативных навыков, а также навыков структурирования представленной учащимся информации и установления причинно-следственных связей.
Ключевые слова: case study, метод кейсов, интерактивные методы обучения, урок английского языка, учащиеся старших классов.
В настоящее время, в условиях интенсивного развития науки и техники, активизации глобализационных процессов, которые обуславливают налаживание международных контактов между странами, наблюдается высокий спрос углублённого изучения английского языка как иностранного. Современная система образования предъявляет все новые требования к методологии обучения иностранным языкам, согласно которым обучение английскому языку в первую очередь должно способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся, расширению их кругозора, формированию и развитию самостоятельной, поисковой деятельности, эстетических взглядов, навыков эмоциональной и волевой саморегуляции, а также повышению уровня стрессоустойчивости и продуктивности учебной деятельности. Таким образом, одной из актуальных задач современной школы выступает поиск инновационных методов обучения, соответствующих предъявляемым требования современного общества, одним из которых является метод case study [10, с. 235].
Сase study — это интерактивный метод обучения, основанный на проблемно-ситуационном анализе и решении учащимися конкретных учебных ситуаций [1]. В научном мире родиной данного метода обучения принято считать Соединенные Штаты Америки, а именно Гарвардский университет [2, с. 44–47]. Характерной особенностью case study является создание проблемной ситуации на основе настоящих фактов из жизни, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую сторону проблемы, но и помогает учащимся актуализировать определенный комплекс ранее полученных знаний, которые им необходимо было усвоить для успешного решения данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначного решения [6]. Кроме того, выдвигаемые учащимися решения проблемных ситуаций могут быть оценены по следующим критериям:
– научно-теоретический уровень выполнения кейс-задания и выступления;
– полнота решения кейса;
– степень творчества и самостоятельности в подходе к анализу кейса и его решению, а также его степень доказательности и убедительности;
– форма изложения материала и качество презентации;
– культура речи, использование жестов и мимики во время коммуникативных процессов;
– полнота и всесторонность выводов;
– наличие собственных взглядов на проблему относительно выполнения кейс-заданий [4, с.12–13].
В настоящее время насчитывается большое количество определений относительно понятия case study. В широком смысле данный метод понимается как история, содержащая образовательное сообщение (story with an educational message) [14].
Л. Н. Щербатых убеждена, что метод case study является интерактивным методом обучения, основной целью которого является создание комфортных условий обучения, при которых учащиеся будут чувствовать свою успешность и интеллектуальную самостоятельность, что повысит эффективность и продуктивность образовательного процесса [10, с. 235].
По мнению И. Фишера и Э. Кейси case study — это представление конкретной ситуации из профессиональной или повседневной жизни, представленной посредством определенных действий, отношений, мнений, на основе которых принимается её итоговое решение [12].
В. Шрамм полагает, что сущность case study заключается в том, что он дает представление о решении или наборе решений конкретной ситуации, обосновывает целесообразность принятия этих решений, а также дает развернутое объяснение причины их внедрения и конечный результат данного внедрения [15, с.1].
Дж. Герринг считает, что данный метод предполагает интенсивное изучение одного микроаспекта проблемной ситуации для достижения дальнейшего осмысления идентичных, но уже более объемных кейсов [13, с. 342]. Разумеется, кейс является ключевой категорией данного метода. Кейс — это события, которые действительно произошли в определенной сфере деятельности и которые автор описал для того, чтобы спровоцировать дискуссию относительно проблемной ситуации и тем самым подтолкнуть учащихся к обсуждению и анализу ситуации, и в результате к принятию собственного уникального решения [9, с.103].
В результате анализа определений, предложенных И. Фишера, Э. Кейси, В. Шрамма, Дж. Герринга и др. была выявлена основная идея метода case study, согласно которой это усвоение знаний и формировании умений посредством активной самостоятельной деятельности субъектов учебного процесса (учащихся) по разрешению противоречий, в результате которого учащиеся овладевают профессиональными знаниями, формируют и развивают определенные умения и навыки.
Определения метода case study были сгруппированы по следующим признакам: наличие проблемной ситуации (кейса), многоальтернативность принятия решений, творческий подход, повышенная эффективность деятельности, целесообразность принятия решений, коллективная выработка решений, наличие системы оценивания и управляемого эмоционального напряжения обучаемых.
На основе анализа определений метода обучения case study и выделенных признаков была предпринята попытка сформулировать его новое определение: case study — это управляемый учителем интерактивный метод обучения,основанный на проблемно-ситуационном анализе противоречия, заключенного в заранее подготовленном учителем кейсе, основной целью которого является целесообразное разрешение данного противоречия внутри детерминированных микрогрупп учащихся.
Структура метода case study построена таким образом, что учащиеся старших классов сталкиваются с конкретной ситуацией, которая напрямую связана с практическим аспектом повседневной жизни. Далее старшеклассникам необходимо выявить противоречие, обсудить его на английском языке, выявить альтернативные пути его решения и затем предлагают свой собственный вариант её решения, который грамотно обосновывают, а потом презентуют перед всеми учащимися. Стоит отметить, что в решении кейсов не бывает одного единственного правильного решения, так как они напрямую связаны с насущными проблемами и противоречиями из жизни, поэтому в завершении презентаций решения противоречия всеми группами учащихся учителем или самими учащимися может быть выбран наиболее адекватный вариант решения. При этом учителю не стоит забывать о том, что в процессе решения кейсов у учащихся должны параллельно актуализироваться определённый комплекс ранее изученных лексических и грамматических знаний, а также им необходимо усвоить новый понятия при разрешении той или иной проблемной ситуации [10, с. 236].
Проблемные ситуации или кейсы принято условно подразделять на:
1) научно-исследовательские, которые ориентированы на осуществление исследовательской деятельности;
2) практические, отражающие реальные жизненные ситуации;
3) обучающие, задачей которых выступает организация образовательного процесса [3].
Вне зависимости от того, какую цель преследует кейс, он делится на следующие компоненты:
1) ситуацию (какая-либо проблема, история из реальной жизни, случай);
2) контекст ситуации (исторический, хронологический, особенности действия участников ситуации);
3) комментарий ситуации;
4) задания для работы с кейсом;
5) различные приложения [7].
По мнению М. А. Корнеевой качественный кейс должен отвечать следующим требованиям:
а) доложен быть учтен опыт аудитории;
б) необходимо выбирать ситуации, работающие на перспективу;
в) должен содержать актуальную задачу;
г) должен содержать цитаты, придающие реализма;
д) должен воплощать педагогические цели;
е) большинство кейсов в основе содержат противоречивую информацию;
ж) предполагает принятие определенного решения;
з) включает вывод по окончанию работы;
и) кейс должен быть небольшим по объему и соответствовать возрастным и психическим особенностям учащихся [5].
Урок английского языка на основе кейс-технологии можно построить по следующей концепции:
– первая группа упражнений: вводные упражнения или starting up, целью которых является обучение лексике, а также формирование и развитие навыков говорения;
– вторая группа упражнений: аудирование или listening. Упражнения этого раздела направлены на формирование и развитие навыков аудирования, письма, а также на освоение новых лексических единиц;
– третья группа упражнений: чтение или reading. Данная группа упражнение нацелена на формирование и развитие навыков чтения, понимания текста на английском языке и освоение нового лексического материала по теме урока;
– четвертая группа упражнений: повторение грамматики или grammar review;
– пятая группа упражнений: исследование проблемы или непосредственно case study. [8].
Ю. П. Сурмин приводит список сайтов, помогающих успешно использовать кейс-метод в обучении:
- http://www.educ.sfu.ca/case — кейсы Университета Симона Фрайзера, рассчитанные на использование кейс-технологий «при преподавании различных дисциплин»;
- http://www.pace.edu/CTRCaseStudies — центр по использованию кейс-метода, предлагающий серию семинаров по обучению написанию кейсов;
- http://www.worldbank.org/wbi/cases/tips.html — каталог кейсов Мирового банка;
- http://www.usc.edu/hsc/ebnet/edframe/edcases.htm — коллекция кейсов Университета Южной Калифорнии с представленным перечнем литературы по истории кейс-метода, проведению исследований для подготовки кейсов, рассмотрению методик преподавания с использованием кейс-технологий [11].
Таким образом, кейс-метод позволяет не только активизировать теоретические знания и практический опыт учащихся, но также сформировать и развить монологическое и диалогическое умение рассуждения и высказывания собственных мыслей, мнения, идей, предложений, принимать альтернативные точки зрения, аргументировать собственное решение проломной ситуации, проявлять и совершенствовать аналитические и оценочные навыки и готовность работать в команде. Стоит отметить, что применение метода case study предполагает большую затрату времени для успешной реализации работы по решению кейсов. Однако опыт, полученный в процессе применения этого метода преподавателями, показал, что кейс-метод многократно повышает результативность образовательного процесса, так как позволяет моделировать будущую деятельность участников кейса и формировать положительную мотивацию к освоению материала и получению новой информации в дальнейшем.
Литература:
- Абаева Ф. Б. Дидактические возможности метода case study в обучении студентов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62279 (дата обращения: 25.10.2019).
- Адонина Н. П. Кейс-стади: история и современность / Н. П. Адонина // Высшее образование сегодня. — 2012. — № 11. — С. 43–48.
- Барнс Л. Б., Кристенсен Р. К., Хансен Э. Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций: учебник, ситуации и дополнительная литература. М.: Гардарики, 2000. — 502 с.
- Киселева Е. В., Скворцова Л. И. Методические указания. — Вологда: Изд-во Вологда, 2017. — 18 с.
- Корнеева М. А. Метод case studyв обучении английскому языку для специальных целей: алгоритм создания кейса // Молодой ученый. — 2017. — № 9. — С. 337–340. — URL https://moluch.ru/archive/143/40103/ (дата обращения: 01.11.2019).
- Махмутова А. С. Использование case study как эффективного метода в подготовке высококвалифицированного специалиста [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 186–188. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11405/ (дата обращения: 15.10.2019).
- Михайлова Е. А. Кейс и кейс-метод: общие понятия // Маркетинг. 1999. № 1. С. 109–117.
- Павленко В. Г. Применение кейс-метода при обучении английского языка в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 17. — С. 534–538. — URL: http://e-koncept.ru/2016/46282.htm (дата обращения: 02.11.2019).
- Сысоев, П. В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. Москва: Книжных дом «Либроком», 2013. — 264 с.
- Щербатых Л. Н. Метод Case Study в обучении английскому языку старшеклассников // Известия высших учебных заведении: Гуманитарные науки. Иваново: Изд-во ИГХТУ, 2013. № 3. С. 235 —240.
- Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Под ред. Ю. П. Сурмина. — Киев: Центр инноваций и развития, 2002. — 286 с.
- Fischer, Johann. Casey, Etain. LCaS — Language Сase studies. Teacher training modules on the use of Сase studies in language teaching at secondary and university level. Council of Europe Publishing. 2008. — 17 p.
- Gerring, J. (2004). What is a case study and what is it good for? American Political Science Review, 98(2), P. 341–354.
- Herried, C. F. Start with a story: the Case Study method of teaching college science. NSTA press. 2007. — 14 p.
- Schramm W. Notes on Case Studies of Instructional Media Projects. — US department of health, education & welfare national institute of education, 1971. — 41 p.