Ключевые слова: внеурочная деятельность, иностранный язык, направления организации, общеинтеллектуальное, общекультурное, проектная деятельность, научно-исследовательская деятельность
В процессе обучения как можно чаще создавать ситуации «неучебного» характера, то есть такие, когда ребенок не чувствует, что его обучают иноязычной речи, и тогда ребенок начнет общаться потому, что ему захочется что-то сообщить, поговорить с учителем, друзьями.
Ш. А. Амонашвили
Начать нужно с того, чтобы рассмотреть какие формы и способы организации внеурочной деятельности существуют и как выбирают их учебные заведения. Определить форму и способ проведения внеурочной деятельности каждая образовательная организация может самостоятельно исходя из своей основной образовательной программы. Механизм реализации внеурочной деятельности — план внеурочной деятельности. Обучающиеся образовательной организации могут принять участие в выборе отведенного времени на внеурочную деятельность, а также ее форму проведения. Форма проведения внеурочной деятельности должна отличаться от школьных уроков. Когда учитель организует внеурочную деятельность на иностранном языке, он должен четко помнить, что она будет отличаться своей креативностью и разнообразием от обычного урока. [1] Поэтому, обучающиеся, приступая к внеурочной деятельности на иностранном языке, повышают мотивацию к изучению иностранного языка, расширению своих знаний и отличному владению иностранным языком. А также, у обучающихся появляется уверенность в своем умении пользоваться языком как средством общения. [5]
Направления внеурочной деятельности
Самое актуальное направление во внеурочной деятельности — проектная деятельность.
Спецификапроектной деятельности обучающихся заключается в том, чтобы обучающийся смог выделить проблему в интересующей его теме, поставить цель своего проекта и решить эту проблему.Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Виды проектов
Вид проекта |
Реализация |
Количество участников |
|
Один учебный предмет или несколько (для всех видов проектов) |
|
Оформление результата проектной деятельности обучающегося
Конечный результат (продукт) Проектной деятельности обучающегося |
Возможные формы представления результата |
• макеты, модели, схемы, план-карты; • постеры, презентации; • альбомы, буклеты, брошюры, книги; • реконструкции событий; • эссе, рассказы, стихи, рисунки; • результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров; • документальные фильмы, мультфильмы; • выставки, игры, тематические вечера, концерты; • сценарии мероприятий; • веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др. |
|
Еще одно из актуальных направлений внеурочной деятельности является Научно-исследовательская деятельность. В отличие от проектной деятельности, научно-исследовательская деятельность требует более серьезный подход и глубокий анализ работы. Особенностью учебно-исследовательской деятельности является «приращение» в компетенциях обучающегося. У Обучающихся появляется возможность посмотреть на различные проблемы со стороны ученых, которые серьезно занимаются научным исследованием.
Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся является логическим продолжением урочной деятельности: научно-исследовательская и реферативная работа, интеллектуальные марафоны, конференции и др.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:
− исследовательская практика обучающихся;
− образовательные экспедиции — поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;
− факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
− ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая сочетает работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также включает встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ;
− участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий. [4]
Итак, внеурочная деятельность является творческой деятельностью, хорошо организованной и направленной на развитие обучающихся. Может зависеть от компетенций и желания обучающихся, а также от учителя и его навыков и умений.
Литература:
- Внеурочная деятельность по ФГОС в основной школе [Электронный ресурс] URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/ %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %8C %D0 %B8/657336/ (дата обращения 12.10.2019)
- Внеурочная деятельность по ФГОС: направления [Электронный ресурс] URL: https://www.menobr.ru/article/65402-qqq-18-m1-vneurochnaya-deyatelnost-po-fgos-napravleniya (дата обращения 4.11.2019)
- Зимняя, И. А. Проектная методика обучения английскому языку/ И.А Зимняя, Т.Е. Сахарова. // Иностр. яз.в шк. — 1991,– № 3. — С. 9–15.
- Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования /Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03–296.
- Низова С. В. Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения /Составители: С. В.Низова, Е. Л.Харчевникова, ВИПКРО, 2010.-32с.