В данной статье рассматриваются взгляды Библии, Корана на коррупцию. А также примеры из хадисов, в которых Посланник гневно осуждает взятночество.
Ключевые слова: коррупция, лжесвидетель, искушение, грех, запрет, религия, пророк, хадис, аят, борьба
С самого начала мы должны понять, что такое коррупция. Коррупция— это подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей. Этот термин обычно обозначает использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. С этим пороком человечество борется за всё время своего существования, но оно не способно само устоять перед искушением завладения чужим имуществом методом владения власти. Ещё до ниспослания Корана этот вопрос поднимался до уровня грехопадения. Так, в Библии Всевышний предупреждает о большом грехе за взятки или коррупции. В каждом своём священном слове Всемогущий напоминает о растленении души и уничтожении собственного “я” при незаконном овладении чужим имуществом,деньгами и тому подобным. При сотворении человека Бог руководствовался идеей создания праведного человека. Однако человеческая сущность стала использовать свой разум и в других целях, одной из которых является коррупция..
«Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями». (Притча.6:16–19)
Христианам подобные чувства знакомы, и сердце тянется ко греху. Но в нас должны быть чувства, такие же «какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5).
В книге Притч мы так же находим о лжесвидетельстве:
«Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим. Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется. Многие заискивают у знатных, и всякий — друг человеку, делающему подарки». (Притча.19:3–6)
В Ветхом Завете человек уже пользовался своей властью и получал особые «подарки», которые в наше время называется просто — взятка. Жаль, что люди уже не чувствуют грань между злом и добром.
«Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет». (Притча.19:9)
Как же тогда трактовать добро и зло?
Если спросить об этом людей, то мнений и трактовок будет очень много. Ведь у каждого человека на этот счет свое мнение. Хотя мнения могут быть схожими. Люди очень стали выдавать зло за добро, хорошее за плохое, правду и истину заменять ложью.
Посмотрим, что сказано об этом в Слове Божьем:
«Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного! За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева». (Ис.5:20–24)
Какие методы должны использовать праведники в борьбе с этим злом? Конечно же Божьи. Человеческий фактор в этой борьбе бессилен. Поручите какому-либо органу заняться данной борьбой. Этот орган увязнет в порочном кругу (ты мне я тебе) в отрицательном смысле слова. Необходимость неотвратимости наказания один из методов, применяемых государством на сегодняшний день. Однако не всегда это процедура помогает,так как велико искушение у некоторых власть имущих получить просто так взятку.
В нашем примере это поступление в учебное заведение, получение незаслуженной хорошей оценки, искусственное присутствие на занятиях при фактическом отсутствии, т. е. ещё много и множество случаев и непредсказуемых ситуаций, где власть имущие воспользуются ею в своих корыстных целях.
Какие слова и решения подсказывает Бог в решении этой проблемы? Где и как они применяются в деле? Кто и как победил эту ситуацию? Побеждает Ислам — самая мудрая религия на земле. В данном случаи мы не пропагандируем Ислам, а приводим примеры, способствующие уменьшению этой болезни т. е. коррупции. Воспитательными методами борьбы с коррупцией в Исламе считаются: чтение молитвы (намаз), пост(ураза), закят, посещение мечети в пятницу, где с помощью святого отца преподается урок о праведности в помыслах и действиях. Однако, не прослеживается воздействия необходимой глубины на действия человека со стороны имамов,связанного с этим пороком. Все лекции пастыря проходят “мимо ушей”, а значит отдельные прихожане продолжают заниматься порочным делом. Проповеди имамов слабы и не отвечают требованиям сегодняшнего дня. В министерствах и ведомствах еженедельно проводятся совещания, на которых выслушивают высшии руководители данных учреждений. Нередко приглашаются и другие деятели науки и религиоведы. Однако мало толку от совещаний, относящихся борьбе с коррупцией.
Бюрократические проволочки в решении какого-либо вопроса или дела приводят к ускоренному развитию этого порока. Значит, у личности находящегося у власти необходимо воспитывать иммунитет к этому пороку. На вопрос кто этим должен заниматься, я отвечу МЫ учителя общеобразовательных школ и высших учебных заведений. Господь в своих священных писаниях с постоянством напоминает нам о роли учителя в жизни общества. Политическое убеждение нынешнего руководства нашей Республики также совпадает с божьим замыслом, что учитель должен дать не только знания естесственных предметов, но и воспитать у личности моральные устои и нравы. Самым уважаемым и почитаемым человеком в Узбекистане отныне является учитель, заявил президент Шавкат Мирзиёев на совещании по вопросам развития системы народного образования, повышения квалификации педагогов и их авторитета в обществе.
“В условиях Узбекистана с сегодняшнего дня самый уважаемый и почитаемый человек — это учитель. Судьба государства, судьба общества, судьба нации связаны с уважаемыми учителями — это никто никогда не может отрицать”, — подчеркнул Шавкат Мирзиёев (газета.uz 25.08.2019)
А в особенности у учителей права, языковедения и религиоведения..Считаем, что во-первых моральную устойчивость к этому пороку необходимо прививать ученикам отдельным предметом или дополнением к вышеназванным предметам, включая в планы учителей, преподавателей всех уровней образования. Например: создании комиссии по морали и этике, которая в свою очередь организует мониторинг поведения своих сотрудников на предмет коррупционных действий, методом опроса учеников и студентов увольнять таких псевдоучителей прилюдно. Во-вторых настало время организовывать курсы повышения квалификации Имамов и других лиц, получающих лицензии для деятельности в сфере Религии. Возложить на аттестационную комиссию обязанность на предмет выявления коррупционеров среди религиозных деятелей.
В Коране о коррупции приводится следующее: ”Не пожирайте между собой бесправно чужого имущества и не подкупайте деятелей суда,чтобы приобрести себе чужое имущество, это будет бессознательный грех”(2:188)
“Ты наблюдаешь то, как многие из них стремятся совершить грешные поступки, враждовать и пожирать запретное, поистине всё что они делают, это скверно, почему же раввины и священники не препятствуют их греховным речам и пожиранию запрещенного? Поистине,скверно то,что они творят”(5:62–63)
Есть целый ряд хадисов, в которых Посланник Аллаха (мир ему) гневно осуждает взятничество. Например: в Муснаде Ахмаде ибн Ханбале приводится следующий хадис: “Да проклянёт Аллах дающего и берущего взятку, а также посредничающего в этом”.
Со слов Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха говорил:
كُلُّكُمْ رَاعٍ ، وَكُلُّكُمْ مَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتهِ: الإمَامُ رَاعٍ وَمَسؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، وَالرَّجُلُ رَاعٍ في أهلِهِ وَمَسؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، وَالمَرْأَةُ رَاعِيَةٌ في بَيْتِ زَوْجِهَا وَمَسْؤُولَةٌ عَنْ رَعِيَّتِهَا ، وَالخَادِمُ رَاعٍ في مال سيِّدِهِ وَمَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، وَكُلُّكُمْ رَاعٍ وَمَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ
«Каждый из вас является пастырем, икаждый из вас несёт ответственность за свою паству. Правитель является пастырем иответственен за свою паству. Мужчина всвоей семье является пастырем иответственен за свою паству. Женщина является пастырем, присматривающим за домом своего мужа, иона ответственна за свою паству. Слуга является пастырем вимуществе (деньгах) своего хозяина, ион несёт ответственность за свою паству. Итак, каждый из вас является пастырем, и (каждый из вас) несёт ответственность за свою паству». (Бухари, 893, 2409; Муслим, 1829)
В этом мире многим удаётся уйти от ответственности, используя коррупционные схемы, свою власть и положение в обществе. Однако в Ахирате каждому человеку, какие бы высокие должности он ни занимал, непременно придётся держать ответ перед Всевышним за всё содеянное.
В хадисе, который передают Бухари, Муслим и другие, от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Посланник Аллаха сказал:
فَإنَّ اللهَ سَائِلُهُمْ عَمَّا اسْتَرْعَاهُم
«А Аллах обязательно спросит сних (правителей) за всё то, что Он вверил им». (Бухари, 3455; Муслим, 1842; Ибн Маджах).
С целью предотвращения личной заинтересованности государственных служащих и с целью противодействия коррупции Посланник Аллаха не назначал на должности тех, кого лично просили назначить на ту или иную руководящую работу, особенно если он не обладал необходимыми для руководителя качествами.
От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) передаётся:
قُلْتُ: يَا رسول الله ، ألا تَسْتَعْمِلُني ؟ فَضَرَبَ بِيَدِهِ عَلَى مَنْكِبي ، ثُمَّ قَالَ: يَا أَبَا ذَرٍّ ، إنَّكَ ضَعِيفٌ ، وإنّها أمانةٌ ، وَإنَّهَا يَوْمَ الْقِيَامَةِ خِزْيٌ وَنَدَامَةٌ ، إِلاَّ مَنْ أخَذَهَا بِحَقِّهَا ، وَأدَّى الَّذِي عَلَيْهِ فِيهَا
«Однажды ясказал Пророку «О Посланник Аллаха, не назначишь ли ты меня управлять чем-либо?",— он же ударил меня рукой по плечу, апотом сказал: «О Абу Зарр, поистине, ты слаб, авласть представляет собой нечто доверенное человеку (аманат), ив День воскрешения она обернётся позором исожалением для любого человека за исключением того, кто получит её по праву ивыполнит то, что ему как правителю положено»». (Муслим, 1825)
Следовательно, мы преподаватели всех уровней в своих планах должны предусматривать методы воспитательного воздействия на своих учеников в части противозаконности коррупционных действий. Своим примером должны создавать иммунитет у молодого поколения к искушению овладения чужим имуществом. Всякий раз, когда мы встречаемся с родителями этих учеников мы должны создавать обстановку неприятия коррупционных действий. Коррупция как коррозия будет уничтожать государственность в широком смысле этого слова. Давайте вместе создавать антикоррупционную ситуацию и вносить действенные предложения. Нам следует запомнить одну истину, что любое нарушение земного законодательства является нарушением небесного(божественного).
Литература:
- Михаил Пиотровский. «Коранические сказания» (1991)...
- Григорий Кляйн “Проект, избежавший коррупции” М.2018
- Harold A., Lerch Sr. «Руководство по изучению Библии» Русский перевод М.2018
- Коран.Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой М.2014
- Румянцева Е. Коррупциология: преступление и наказание М.2017
- Мухаммад Фатхи Islam.kz