Данная статья посвящена изучению особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра (РАС). В качестве основных способов формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с РАС авторами статьи выделяется игровая деятельность. Главный акцент в статье делается на том, что в процессе игровой деятельности у ребенка с РАС происходит развитие речи, социальных и коммуникативных навыков. Кроме того, в статье дается обобщенная характеристика особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с РАС в условиях современного дошкольного образования, рассматриваются ключевые научные подходы в изучаемой проблеме.
Ключевые слова: аутизм, расстройство аутистического спектра, социально-коммуникативные навыки, игровая деятельность, дошкольники.
The following article presents a research on the characteristics of development of social and communication skills in preschoolers with ASD.
An article describes play activities being one of the main instruments to develop said skills, emphasizing the process of development of speech, social and communication skills. An author characterizes features of aforementioned process among preschoolers under modern preschool environment, and scientific approaches to it.
Keywords: autism, social and communication skills, play activity, pre-schoolers with ASD.
Проблема расстройства аутистического спектра (далее РАС) остро стоит и обсуждается в мире уже более нескольких десятков лет, но особенно заметно она обозначилась в последние годы, когда наблюдается рост количества детей с проявлением РАС. По данным Минздрава РФ, распространенность РАС в России (как и в мире) составляет около 1 % детской популяции. Аутизм, или расстройство аутистического спектра (РАС) — это нарушение развития, неврологическое по своей природе, которое проявляется в течение первых трех лет жизни. Основные симптомы аутизма относятся к нарушениям в трех сферах: в области социального взаимодействия, нарушения в области коммуникации, в области поведения (повторяющееся поведение, ограниченность интересов и стереотипные действия).
Практически все отечественные исследователи РАС (Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, О. С. Никольская и др.) считают недостаточное развитие социально-коммуникативных навыков одним из основных нарушений, которое препятствует успешному развитию, адаптации и социализации ребёнка с РАС. Отсутствие потребности, мотивации и способности к общению является барьером для развития этих навыков. С точки зрения вышеперечисленных ученых, формирование навыков коммуникации необходимо осуществлять через «развитие аффективного отношения ребенка к окружающему миру и создание потребности в речевом общении» [4].
Изучение особенностей формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с РАС необходимо рассмотреть с точки зрения различных подходов. В качестве значимых подходов нами выделены поведенческий и психолингвистический подходы. Поведенческий подход предполагает формирование оптимальных коммуникативных моделей у детей с РАС с помощью создания внешних поддерживающих условий поведения, посредством специально организованного материального и социального окружения (Taylor, McDonough, 1996; Carr, 1985;).
В психолингвистическом подходе особое внимание уделяется «формированию взаимосвязи между речевым, когнитивным и социальным развитием, формированию структуры речевого высказывания, его семантического значения, а также, возможности использовать коммуникативную речь в различных социальных контекстах в соответствии с ее значением (Tager-Flusberg, 1985)» [6]. Зарубежные авторы в своих исследованиях уделяют большое внимание диагностированию и оценке социально-коммуникативных навыков у детей с аутизмом. В настоящее время проблемой изучения социально-коммуникативных навыков детей с РАС в России занимается А. В. Хаустов, который разработал диагностическое и учебно-методическое пособие с практическими рекомендациями по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом. Также, можно отметить ряд исследований С. А. Морозова, О. С. Никольской, Ю. Эрц, посвященных развитию речи, навыков самообслуживания, игровой деятельности у детей с РАС.
Внедрение в практику инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования позволили выделить цели образования, акцентирующие внимание на детях с особыми образовательными потребностями. Согласно положениям ФГОС содержание дошкольной образовательной программы включает в себя всестороннее развитие личности ребенка, в том числе и развитие социально-коммуникативных навыков: «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [5]. Выполнить данную задачу по формированию и развитию социально-коммуникативных навыков у детей с РАС непросто, для этого необходимо не только изучить особенности обучения этой категории детей, но и создать все необходимые условия для их успешной адаптации в условиях дошкольного образования.
Какие же особенности формирования и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников с РАС необходимо выделить в условиях современного дошкольного образования?
Социально-коммуникативные навыки дошкольников с РАС имеют свои особенности формирования:
– Речевая особенность формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников с РАС. Задержка развития речи — одно из оснований для жалоб родителей детей с подозрением на расстройство аутистического спектра. В первые годы жизни ребенка задержка развития речи бывает очень значимой: первые слова ребенок произносит в возрасте 38 месяцев, тогда как при нормотипичном развитии это происходит в возрасте 8–12 месяцев. По статистическим данным, от 25 % до 50 % людей с РАС вообще не овладевают функциональными речевыми навыками. У детей с РАС данные нарушения, если даже принципы употребления слов, формальные правила языка соблюдены, сказываются в дальнейшем на социальном взаимодействии ребенка. «Некоторые дети с аутизмом начинают говорить рано, но их речь не всегда является функциональной; некоторые дети совсем не пользуются вербальной речью» [1].
– Особенность восприятия действительности и особенности целевого общения у дошкольников с РАС. Ребенок с РАС испытывает специфические трудности в понимании самой ситуации общения и умении адекватно использовать имеющиеся у него коммуникативные навыки Ребенок с РАС преследует в общении с другими детьми свои конкретные цели, не принимая во внимание социальные нормы, сигналы, намеки и т. п. Данное нарушение приводит к появлению стереотипных, ограниченных моделей поведения, которые становятся все более неадекватными по мере взросления, когда повышаются требования к ребенку и к сложным социальным правилам поведения;
– Недостаточность коммуникации детей с РАС (вербальной и невербальной) имеет разные проявления в зависимости от многих факторов, таких как возраст, уровень интеллекта, окружение ребенка, поведенческое (к примеру, АВА-терапия) и медицинское вмешательства. К данной особенности можно отнести и избегание социального контакта с другими детьми и взрослыми. С. Добня и Т. Морозова в своих научных изысканиях отмечают, что «дефицит невербального коммуникативного поведения, используемого для социального взаимодействия, проявляется в отсутствии, уменьшении или нетипичном использовании зрительного контакта (в сравнении с культурными нормами), жестов, выражений лица, положения тела или интонаций речи» [1];
– Нарушение совместного внимания, проявляющееся в том, что ребенок реже пользуется указательным жестом, показывает, приносит предметы, чтобы поделиться интересом с другими, или в том, что он не прослеживает взглядом за указательным жестом или взглядом другого человека;
Большинство навыков ребенок получает через общение: учится говорить, понимать обращенную речь, играть, организовывать свое время, контролировать свои эмоции, дружить и многое другое. При аутизме способность эффективно обучаться этим навыкам снижается. Подрастая, ребенок с РАС часто испытывает сложности в общении со сверстниками или в играх.
Как помочь ребенку с РАС развить коммуникативные навыки, какие средства, формы и методы работы с ним необходимо использовать?
В современной психолого-педагогической литературе в качестве основной формы работы с данной категорией детей дошкольного возраста выделяют игровую деятельность, которая способствует формированию социального поведения и навыков диалогической речи [7].
В отечественной литературе совместной игре с ребенком с РАС как способу формирования социально-коммуникативных навыков, уделено недостаточное внимание, в основном, в трудах известных ученых по данной проблематике вопроса даются конкретные практические и методические рекомендации (Ю.Эрц, А. В. Хаустов). В работах Е. Янушко, М. М. Либлинг делается акцент на значимости совместной игры, игровой терапии, как на одной из неотъемлемых компонентов в коррекционной работе с детьми с РАС. По мнению М. М. Либлинг игровая деятельность обладает следующими свойствами в формировании социально-коммуникативных навыков у ребенка с РАС:
- в игре развивается возможность эмоционального взаимодействия с другими людьми;
- осмысляется и принимает культурные формы сенсорный и эмоциональный опыт ребенка;
- развивается способность к подражанию другим людям. Имитируя поведение других людей, ребенок усваивает новые формы социального поведения;
- благодаря игровому подражанию и осмыслению сюжета игры прогрессирует речь [3].
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности, у дошкольников ею выступает игра. Игра — это уникальное средство познания ребенком окружающей его действительности. Игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Она не сможет развиваться без частого полноценного общения со взрослыми, и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Дети с аутизмом редко умеют функционально играть с игрушками, многие не понимают смысла сюжетно-ролевой игры, предпочитая оставаться в одиночестве и манипулировать с предметами. Тем самым они лишаются возможности развить навыки коммуникации и социального взаимодействия. Дети с аутизмом очень редко инициируют социальное взаимодействие, обращаются с просьбой или комментарием, адекватным ситуации. Поэтому вовлекая ребенка с РАС в процесс игры, можно создать условия для развития у него спонтанной речи и коммуникативного поведения. В ходе игры можно обучать ребенка навыкам имитации, просьбы, получения помощи, отказа, задавания вопросов и комментирования. Также использование игровой терапии влияет на развитие инициативы в коммуникации. К примеру, выдувая вместе с ребенком мыльные пузыри или заводя юлу, можно научить его просить «еще», выражать требование доступа к желаемому предмету одним или двумя словами, в зависимости от его вербальных навыков.
Играя с ребенком с РАС необходимо ставить перед собой определенные цели, связанные восполнением индивидуальных социальных и коммуникативных дефицитов этого ребенка, т. е. вначале необходимо провести оценку коммуникативных навыков ребенка, сделать это можно по методике А. В. Хаустова [7]. Но для того, чтобы игра выступала как катализатор спонтанной речи, нужно уметь подхватить идею игры ребенка, «последовать за ним», увеличивая вовлеченность ребенка в игру, которая будет насыщена коммуникацией.
Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что совместная игра является источником развития когнитивной, эмоциональной и социально-коммуникативной сфер ребенка с РАС. Для детей с РАС, так же как и для нейротипично развивающихся детей, совместная игра позволяет раскрыть коммуникативный потенциал ребенка с РАС, развить эмпатию, которая, в свою очередь, положительно влияет на развитие спонтанной и диалоговой речи. Игровая деятельность как натуралистический подход к обучению детей с особенностями развития имеет под собой научно-доказательную базу, и во многих странах зарекомендовала себя как методика с доказанной эффективностью, в связи с этим можно сделать вывод о том, что игра способствует развитию совместного внимания, самовосприятия, саморегуляции, физической имитации, имитации речи, развития речи ребенка, познавательного интереса и интереса к общению с другими людьми.
Литература:
1. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. — СПб.: Сеанс, 2018. — 202 с.
2. Либлинг М. М. Игра в коррекции детского аутизма. — ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования». — Москва, Альманах Института коррекционной педагогики, выпуск 20/2014г.
3. Миллер С. Психология игры. — СПб., 1999г.
4. Никольская О. С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение. — М.: МГППУ, 2008. — С. 97
5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный ресурс]. — Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — (дата обращения: 01.02.2019).
6. Хаустов А. В. «Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра». — М.: ЦПМССДиП. — 87с.
7. Хаустов А. В. Практическиерекомендации по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом: Учебно-метод. пособие. //Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой.— М.: РУДН, 2007. — 35 с.