Проблема утилизации отходов в современном мире является одной из важнейших проблем для мирового сообщества. Концепция утилизации отходов включает в себя перечень необходимых мероприятий для освобождения от отходов окружающей нас среды. В данной статье представлен анализ на предмет соответствия территории размещения объекта, осуществляющего деятельность по захоронению твердых, бытовых и коммунальных отходов.
Ключевые слова: анализ, утилизация, размещение, захоронение, отходы, полигон, территория, земельный участок, благополучие.
The problem of waste disposal in the modern world is one of the most important problems for the world community. The concept of waste disposal includes a list of necessary measures for the release of waste from the environment. This article presents an analysis for compliance with the location of the object carrying out activities for the disposal of solid, household and municipal waste.
Keywords: analysis, utilization, placement, burial, waste, landfill, territory, land, welfare.
Актуальность работы. Благополучие населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации
В соответствии с законодательством РФ ФЗ № 52 от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при строительстве полигонов по захоронению отходов учитывается множество факторов: места расположения, вид и категория земель, соблюдение границ санитарно-защитных зон, соответствие требованиям экологических норм, требования к порядку эксплуатации полигонов.
Анализируемый полигон твердых коммунальных отходов расположен на Юго-Западе города Чита в Читинском районе вблизи сельского поселения Засопкинское, на территории ДНТ Молодежный.
В соответствии с кадастровым учетом земельный участок 75:22:730801:946 общей площадью — 2,75 Га относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения и иного специального назначения. Согласно договору аренды земельного участка № 3767 от 29.09.2017 года с Муниципальным районом «Читинский район» деятельность на данном земельном участке осуществляет ООО «Забайкальская горноруднодобывающая компания»
Полигон представляет груду неконтролируемо-разбросанного разного типа мусора, который с разными временными отрезками сталкивают бульдозерами в размытые потоками воды овраги и канавы. Капитальных строений на территории участка нет. Площадка полигона имеет частичное деревянное ограждение по периметру, обваловка площадки не предусмотрена, площадка не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветра не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, что является нарушением п. 3.7. СанПин 2.1.7.1322–03 от 30.04.2003 года «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».
Полигон расположен в непосредственной близости с жилым сектором. Расстояние до ближайших домов и улиц не превышает 200 метров. Согласно п. 3.2. СП 2.1.7.1038–01 от 30.05.2001 года «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона должен составлять не менее 500 м. Кроме того, размер санитарно-защитной зоны может уточняться при расчете газообразных выбросов в атмосферу. Исходя из многолетних метеонаблюдений, при построении розы ветров преобладающим Юго-Западном направлении, ветер способствуют нагнетанию выделившихся, в результате разложения отходов, вредных веществ над территорией города.
Проблемы экологии, загрязнение воздуха являются одними из самых приоритетных для Забайкальского края. Потенциал загрязнения атмосферы в пределах области в 1,5–2 раза выше, чем в европейской части России.
Опасным фактором расположения данного полигона является непосредственная близость бассейна реки Ингода. При затяжных ливневых дождях, что характерно для климата Забайкальского края, существует угроза смыва атмосферными осадками части отходов и загрязнения ими прилегающих земельных площадей и открытых водоемов, что в свою очередь может привести к необратимым последствиям загрязнения экосистемы водоема. Устройства перехватывающих нагорных каналов для отвода этих вод в открытые водоемы на данном объекте не предусмотрены.
Также хочется отметить, что полигон находится в полосе воздушного подхода аэродрома на расстоянии менее 8,5 км от контрольной точки аэропорта г. Чита.
Согласно ч. 1 ст. 2 Воздушного кодекса РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138, утверждены Федеральные авиационные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (далее Правила).
В соответствии с п. 59 Правил запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов — до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. Ухудшение орнитологической обстановки и может привести к попаданию птиц в двигатель самолета и привести к аварийной ситуации.
На полигоне с частой периодичностью возникают пожары, основной причиной является сброс на территории горячей золы. Отсутствуют конкретные меры по пожарной безопасности. Нет оснащения первичными средствами пожаротушения, в периоды особой пожарной опасности не организовано дежурство поливомоечных машин. Не разработана инструкция о порядке действия персонала при возникновении пожара и способов оповещения пожарной охраны города.
В апреле 2016 года в результате сильного ветра и установившейся сухой погоды один из таких пожаров перешел на лесной массив, пожаром было уничтожено около 150 Га столетних деревьев.
29 апреля 2019 года пожар был остановлен службами пожарной охраны совместно с местными жителями, частично пострадали надворные постройки и ограждения, близлежащих земельных участков.
Таким образом, можно констатировать, что расположение полигона и дальнейшее его использование будет способствовать ухудшению экологического состояния воздуха, растительности и оказывать негативное влияние на экосистему в целом. Необходимо уже сегодня внести запрет на использование полигона, а также провести перечень мероприятий по утилизации отходов и рекультивации земель.
Литература:
- СанПин 2.1.7.1322–03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» от 30.04.2003 года.
- СП 2.1.7.1038–01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» от 30.05.2001 года.
- ФЗ-№ 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года.
- ФЗ-№ 60 «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997года.
- ФЗ-№ 89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года.
- ФЗ-№ 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года.