В современных условиях главной задачей муниципального управления является обеспечение стабильного роста жизни населения муниципальной территории, разработка новых решений для ее комплексного развития. Наличие профессионалов на муниципальной службе, ее квалифицированный кадровый состав — это необходимое условие для осуществления экономических и социальных реформ.
Ключевые слова: кадровый состав, муниципальные кадры, муниципальная служба.
Сегодня формирование комфортной среды жизнедеятельности муниципального образования любого уровня, начиная от городского округа и заканчивая сельским поселением, невозможно без прочной ресурсной базы. К таким ресурсам относится не только экономическая и политическая составляющие, но и трудовые ресурсы, которые представлены на муниципальной территории или их можно привлечь. К трудовым ресурсам относятся и муниципальные служащие, главной задачей которых является грамотное управление всеми процессами, которые происходят на муниципальной территории.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1] органы МСУ наделены достаточно широким кругом полномочий финансового, имущественного и социального характера. Главная задача муниципального образования состоит в самостоятельном ведении административно-хозяйственной деятельности, для чего формируется план стратегического развития территории и бюджет, необходимый для его воплощения.
На муниципальном уровне программный бюджет должен быть тесно связан с целями функционирования органов власти, особенно исполнительных, как гарантов предоставления муниципальных услуг населению. В этих условиях на первый план выходит достижение непосредственных результатов органами власти при исполнении программных мероприятий.
Для эффективного решения этих вопросов необходимо наличие профессионального, хорошо подготовленного корпуса муниципальных служащих, которые имеют определенный опыт, обладают знаниями и навыками, умеют работать в команде.
Большинство муниципальных образований Российской Федерации остро нуждаются в квалифицированных муниципальных служащих, которые не только знают потребности местного населения, но и могут донести их до вышестоящего уровня власти. Поэтому подготовка кадров для органов местного самоуправления становится одним из инструментов повышения эффективности муниципального образования.
Анализ кадрового состава муниципалитетов РФ помогает четко проследить тенденции его качественного и количественного изменения. В таблице 1 приведены данные, которые отражают уровень образования муниципальных служащих [2].
Таблица 1
Численность работников, замещавших должности муниципальной службы Российской Федерации по уровню образования
|
Всего |
Имели профессиональное образование |
Не имели проф. образования |
Из числа лиц с высшим образованием имели ученую степень |
|
высшее |
среднее |
||||
На 1 октября 2008 г. |
367 620 |
274 512 |
82 674 |
10 434 |
2 033 |
На 1 октября 2009 г. |
364 903 |
280 597 |
75 203 |
9 103 |
2 058 |
На 1 октября 2011 г. |
358 324 |
293 396 |
58 479 |
6 449 |
2 150 |
На 1 октября 2013 г. |
352 270 |
298 696 |
48 490 |
5 084 |
2 049 |
На 1 октября 2016 г. |
325 524 |
290 384 |
35 140 |
2 978 |
1 824 |
Анализ кадрового состава муниципальных образований показывает, что, несмотря на рост числа полномочий, которые относятся к компетенции муниципальной власти, число муниципальных служащих постепенно сокращается. За период 2013–2016 года численность муниципальных служащих сократилась на 7,6 %, в то время как в предыдущие годы сокращение не превышало 2 % за отчетный период. По состоянию на 1 октября 2016 г. сокращение произошло по всем группам, указанным в таблице. В три раза сократилась численность работников, которые не имели профессионального образования. На 57 % уменьшилась численность служащих со средним профессиональным образованием. В виду того, что наличие среднего профессионального образования является обязательным квалификационным требованием для замещения младших должностей муниципальной службы, то сокращение численности служащих органов МСУ произошло за счет уменьшения численности работников самого низшего звена.
Вопреки сокращению муниципальных служащих, численность лиц, имеющих высшее профессиональное образование, возросла с 80 % до 85 % по отношению к общей массе. Этот факт можно отнести к положительным тенденциям, так как муниципалитеты делают ставку на рекрутирование кандидатов с более высоким уровнем образования или же получение высшего образования работниками органов местного самоуправления.
Если рассматривать данные в разрезе ветвей власти, то самый высокий процент служащих, имеющих высшее образование, принадлежит контрольным органам муниципального образования (98,9 %); на втором месте остаются представительные органы власти (94,7 %). В свою очередь, в исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления эта категория служащих составляет 88 %, что несколько выше, чем по состоянию на 1 октября 2013 г. [2].
Существенные изменения произошли при получении муниципальными служащими дополнительного профессионального образования. С 2005 года наблюдается значительный прирост численности работников органов местного самоуправления, которые прошли профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку. По состоянию на 1 января 2019 г. 78 895 (20 %) человек от общего числа муниципальных служащих РФ получили дополнительное профессиональное образование, где 91,2 % составила доля прошедших повышение квалификации. 41 % служащих имеет образование по направлению «экономика и управление», в том числе 7 % — по направлению «государственное и муниципальное управление»; гуманитарные и социальные науки — 20,7 %; юриспруденция — 15,2 %.
По состоянию на 1 октября 2016 г. средний возраст муниципального служащего составляет 41 год. Доля лиц в возрасте до 39 лет в кадровом составе муниципальной службы — 42,75, при этом на долю молодых специалистов в возрасте до 30 лет приходится 12,9 % (для сравнения, по состоянию на 1 октября 2013 г. — 15,4 %). Наиболее многочисленной является категория, к которой относятся муниципальные служащие в возрасте 30–39 лет и 50–59 лет, соответственно 29,8 % и 24,9 %. Лица старше 60 лет, состоящие на муниципальной службе, составляют чуть более 4 % от общего числа.
Анализ состава муниципальных кадров по такому критерию как стаж муниципальной службы показывает, что с 2008 г. численность служащих органов местного самоуправления, стаж которых на муниципальной службе составляет 15 и более лет, стабильно держится на уровне 28 %. На второй позиции по численности муниципальные служащие, стаж муниципальной службы которых составляет от 5 до 10 лет (25 %) [2].
Таким образом, рост профессионализации муниципальных служащих, большая численность служащих с продолжительным стажем работы и в наиболее работоспособном возрасте может являться основной движущей силой развития муниципального образования. В то же время требуются такие меры, как создание на государственном уровне системы кадрового обеспечения органов муниципальной власти, стимулирование обучения и эффективной служебной деятельности муниципальных служащих, непрерывное их профессиональное развитие.
Литература:
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // КонсультатнтПлюс. URL: (дата обращения: 27.11.2019).
- Состав работников, замещавших государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, по полу, возрасту, стажу работы, образованию // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/compendium/document/13289 (дата обращения: 27.11.2019).