Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в качестве одного из приоритетных направлений совершенствования системы государственного и общественного строительства предусмотрено совершенствование системы общественного управления, в частности, широкое внедрение эффективных механизмов диалога с народом.
В ходе изучения мирового опыта, в целом можно констатировать, что принципиальной разницы в основных механизмах коммуникаций парламента с обществом в нашей стране и за рубежом не наблюдается.
Взаимодействие Олий Мажлиса с обществом осуществляется посредством так называемых коммуникативных каналов, использующих установленные законодательством средства или способы такого взаимодействия.Исходя из положений действующего законодательства одним из основныхканалов коммуникаций парламента с обществом является рассмотрение обращений граждан. Следует отметить, что порядок подачи обращений граждан в государственные органы регламентируется отдельным законом. Такой порядок присущ правым системам бывшего союзного государства (Россия, Казахстан, Украина, Киргизия, Азербайджан и др.), при этом, особенности рассмотрения обращений парламентом дополнительно определяются и регламентами парламентов, что приводит к дублированию норм в этих странах.
За рубежом процедура рассмотрения обращений граждан, поступающих в парламент, в основном, закреплена в регламентах парламентов (Германия, Австралия, Франция, и других европейских странах).Закрепление механизма рассмотрения обращений граждан, поступающих в парламент в рамках отдельного нормативно-правового акта, практикуется лишь в некоторых странах Европы (Великобритания, Финляндия). В Германии принят отдельный закон, регламентирующий работу Комитета по петициям Бундестага.
Механизм рассмотрения обращений граждан парламентом: определение формы и вида обращений, порядок регистрации и контроля за своевременным реагированием на обращения существует во многих странах.
В тоже время, за рубежом активно возникают и развиваются другие каналы коммуникаций парламента с обществом.
Так, в системе парламентов многих стран (Австрия, Бельгия, Чехия, Голландия, Великобритания, Германия), действуют специальные парламентские комитеты, основной задачей которых является получение, оформление, распределение, рассмотрение, разрешение, поступающих в парламент обращений, а также осуществление информационно-аналитической работы по обращениям (мониторинг, обобщение и анализ).
В отдельных странах (Дания, Италия, Португалия, Швейцария, Сербия),
в дополнение к комитетам действуют специально организованные для рассмотрения обращений граждан рабочие группы или отдельные формирования (отделы) работающие на улучшение коммуникаций парламента с обществом.
В организации коммуникации с обществом практикуется создание отдельных фондов по стимулированию деятельности местных представительных органов. Каждый избранник из своего округа имеет доступ к фонду, и, на основании изучения актуальных потребностей своего округа (благоустройство, коммуникации, образование, здравоохранение) принимает решение о выделении, либо не выделении, из фонда необходимой суммы на решение того или иного вопроса.
Большинство парламентов пытается улучшить связь с обществом путем проведения дней «открытых дверей» и организации различных культурно-массовых мероприятий. Эти мероприятия продвигают идею того, что, чтобы заинтересовать людей в действенности парламента, нет ничего лучше, чем прямой, физический доступ. В Германии, Франции, и некоторых других странах активно развивается деятельность парламентских пресс-центров, призванных освещать, популяризировать и привлекать внимание общественности к активному участию в деятельности парламента. Трансляция парламентских заседаний как на своих собственных каналах, так и в сотрудничестве с другими телеканалами по радио и телевидению заметно расширяет круг заинтересованной аудитории [1].
В деятельности парламентов широко распространено движение по формированию и развитию организаций мониторинга парламентской деятельности.
В настоящее время в мире существует более ста девяноста одной подобной организации, наблюдающих за деятельностью более восьмидесяти национальных парламентов [1]. Их широкое распространение свидетельствует о том, что деятельность организаций-посредников, которые «ретранслируют» информацию в народ понятным и доступным для восприятия языком, по ходу обобщая и оценивая деятельность их политических представителей, находит широкую поддержку среди общественности.
Как справедливо отмечает Грег Пауэр, директор социального фонда «Глобальные партнеры и союзники»: «Эта тенденция к большей открытости, прозрачности и независимой внешней оценке идет вразрез со многими традиционными идеями политического представительства. Многие политики с недоверием относятся к таким новшествам, особенно к роли публичного комментатора, которую берут на себя организации мониторинга. Без сомнения, подобные институты представляют собой вызов политикам, но, в тоже время, предлагают парламентам возможность осознать, насколько они способны заинтересовать аудиторию в своей деятельности» [1].
Социологические опросы по всему миру свидетельствуют о склонности избирателей судить о парламентариях, скорее, по их способности решать проблемы на местном уровне, чем по законодательной деятельности или осуществлению парламентского надзора.
Таким образом, не вызывает сомнений необходимость улучшения коммуникационных связей между парламентом и обществом, разработка в этой связи лучших стратегических планов по укреплению продуктивного взаимодействия с электоратом. Задача парламентских систем ведущих стран мирового сообщества заключается не только в расширении и улучшении коммуникативных связей с обществом, но и в улучшении качества удовлетворения запросов электората. В этой связи необходимо усовершенствовать существующую в нашей стране систему удовлетворения обращений и запросов граждан соблюдая следующие концептуальные положения:
1) осуществление поиска и определения политических решений для общих проблем, не ограничиваясь решением частных вопросов: движение от специфического к стратегическому;
2) осуществление поиска решений, которые будут выгодны определенным категориям, группам людей, а не только отдельным лицам: движение от индивидуального к коллективному;
3) определение оптимальных способов для системного использования опыта по удовлетворению интересов электората, как в парламентской (законотворческой), так и в политической деятельности: движение от локального к национальному.
Как отметил Глава нашего государства: «…актуальные проблемы, какой бы сферы или отрасли они ни касались, открыто обсуждаются и решаются с участием населения. Все решения принимаются с учетом мнений, запросов и обращений нашего народа» [2]. Активное участие в достижении большего народного участия в законотворческом и политических процессах наблюдается во многих парламентах мира, частично из-за понимания возрастающего желания народа обладать большим влиянием на ключевые политические вопросы, а также благодаря осознанию парламентариями и политиками значимости вовлечения общественного мнения в законодательный процесс и процесс общественного контроля.
Обеспечение участия общественности в правотворческом процессе имеет важное значение как для развития гражданского общества и построения правового государства в целом, так и для фактической реализации гражданами своих законных интересов. Открытость парламента и прозрачность процедур всех сторон его деятельности позволит продемонстрировать реализацию, не на словах, а на деле, намеченных реформ, установить подлинную атмосферу взаимного доверия между парламентом и обществом, повысить ответственность органов публичной власти за результаты своей деятельности.
Расширение каналов коммуникаций и качественное улучшение их функционирования послужит раскрытию потенциала возможностей для граждан и их объединений в оказании прямого влияния на содержание управленческих публично-властных решений, обеспечивающих результативность государственного и общественного строительства.
Участие граждан, общественных объединений и иных негосударственных организаций в правотворческом процессе обеспечивает установление баланса между государственными и общественными интересами, что, безусловно, является необходимым условием стабильного функционирования любого государства.
Следовательно, изучение деятельности парламентов зарубежных стран и имплементация передового зарубежного опыта в сфере развития коммуникативных связей парламента с обществом в свете осуществляемых в нашей стране широкомасштабных реформ имеет первостепенное значение.
Литература:
- Глобальный парламентский отчет / Изменяющийся характер парламентского представительства — Ташкент: Baktria press, 2012. — 124 с.
- Доклад Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на видеоселекторном совещании, посвященном анализу деятельности палат парламента и политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 июля 2017 года. /http://uza.uz/ru/politics/parlament-nashey-strany-dolzhen-stat-shkoloy-istinnoy-demokr-13–07–2017