Решение задач по теме «Закон сохранения импульса» (разработка урока) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (286) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 02.12.2019

Статья просмотрена: 18149 раз

Библиографическое описание:

Бахтина, И. В. Решение задач по теме «Закон сохранения импульса» (разработка урока) / И. В. Бахтина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 125-128. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64672/ (дата обращения: 16.11.2024).



Тема урока: Решение задач по теме «Закон сохранения импульса»

Цели: в ходе урока обучить ребят поэтапному решению задач по теме «Закон сохранения импульса» с использованием плана и отработать умение пользоваться им при решении задач различного уровня сложности, в том числе и нестандартных.

Развивать умение мыслить логически, выражать неизвестную физическую величину из полученной формулы, совершенствовать счетные навыки ребят.

Оборудование:авторская презентация «Решение задач по теме «Закон сохранения импульса», сборник задач (автор Л. А. Кирик)

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Фронтальный опрос, проверка усвоения основных понятий предыдущего урока:

— Дайте определение импульса тела, укажите, как он обозначается;

— Назовите единицу импульса в СИ;

— Из двух шаров различной массы, имеющих одинаковые скорости, больший импульс будет у шара ……

— Из двух шаров равной массы, движущихся с различными скоростями, больший импульс имеет…

— Укажите, проекция какого из шаров будет положительной, отрицательной и равной нулю. Поясните свой ответ;

— Дайте определение замкнутой системы тел;

— Сформулируйте закон сохранения импульса, запишите формулу;

— Рыбак сидит в лодке, покоящейся на поверхности воды. Что произойдёт с лодкой, если он начнёт переходить с носа лодки на корму?

— Две тележки равной массы движутся навстречу друг другу с равными по модулю скоростями. Чему равен импульс системы тел?

3. Сообщение темы урока. Изложение нового материала.

Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями решения расчетных задач по теме «Закон сохранения импульса», но, самое главное, научимся преодолевать сложности, которые могут возникнуть у вас в процессе работы над задачей. Как показывает многолетняя практика, основная проблема возникает из-за того, что отсутствует универсальная формула, которая будто «по мановению волшебной палочки» сразу могла бы вас привести к правильному решению задачи! В каждом конкретном случае формулы будут различными, и именно для того, чтобы вам было проще, я хочу предложить воспользоваться планом.

Поверьте, с его использованием решение задач превращается в настоящее удовольствие! Это совсем не сложно, ведь его НЕ нужно заучивать, им просто нужно руководствоваться (учащиеся записывают план в тетрадь).

План решения задач на закон сохранения импульса

1) Сделать рисунок, на котором обозначить направления: оси координат, векторов скорости тел до и после взаимодействия;

2) Глядя на рисунок, записать в векторном виде закон сохранения импульса;

3) Записать закон сохранения импульса в проекции на ось координат;

4) Из полученного уравнения выразить неизвестную величину и найти её значение.

Особенно хочу обратить ваше внимание на важность рисунка!

Именно рисунокваш основной помощник для того, чтобы правильно записать формулу закона сохранения импульса для конкретной задачи, которую вы решаете в данный момент, он же поможет вам правильно расставить знаки проекций импульсов тел на ось координат, допустив минимум ошибок!

4.Знакомство с решением задачи по плану (работа с презентацией):

5. Решение обучающимися задач у доски с подробными комментариями.

Дети выходят по очереди к доске и с опорой на предложенный план, записанный у каждого в тетради, решают предложенные учителем задачи.

−Вагон массой 20 т, движущийся со скоростью 0,3 м/с, нагоняет вагон массой 30 т, движущийся со скоростью 0,2 м/с. Какова скорость вагонов после того, как сработает сцепка?

−Какую скорость приобретёт лежащее на льду чугунное ядро, если пуля, летящая горизонтально со скоростью 500 м/с, отскочит от него и будет двигаться в противоположном направлении со скоростью 400 м/с? Масса пули 10 г, масса ядра 25 кг.

−Человек, массой 80 кг переходит с носа на корму в покоящейся лодке длиной s = 5 м. Какова масса лодки, если она за время этого перехода переместилась в стоячей воде на L = 2 м? Сопротивление воды не учитывать.

(В случае возникновения каких-либо сложностей при решении задачи, можно в любой момент обратиться к нужному слайду презентации, и, без сомнения, настроенная анимация позволит акцентировать внимание обучающихся именно на тех местах, которые чаще всего вызывают затруднения у учеников).

6. Самостоятельное решение задачи в тетради с последующей проверкой.

−Два человека массой 60 кг и 90 кг стоят на носу и на корме в лодке, покоящейся на поверхности озера. Они решают поменяться местами. На какое расстояние сместится при этом лодка, если ее длина 5м, а масса 150 кг?

7. Домашнее задание.

1. Начинающий ковбой, накинув лассо на бегущего быка, от рывка полетел вперёд со скоростью 5 м/с, а скорость быка уменьшилась с 9 м/с до 8 м/с. Какова масса быка, если масса ковбоя 70 кг?

8. Подведение итогов урока.

Литература:

  1. Л. А. Кирик Самостоятельные и контрольные работы по физике 9 класс. Москва, Илекса, 2005.
  2. Презентация «Решение задач по теме «Закон сохранения импульса»" [Электронный ресурс]: Персональный сайт учителя физики Бахтиной Ирины Владимировны. URL:https://bakhtinairina.ucoz.ru/load/prezentacii_9_klass/reshenie_zadach_po_teme_quot_zakon_sokhranenija_impulsa_quot/13–1–0–12 (дата обращения: 29.11.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): сохранение импульса, решение задач, ось координат, больший импульс, вагон массой, равная масса, решение задачи, скорость.


Похожие статьи

Подбор экологических задач по химии для 9, 11 классов по теме: «Металлы и неметаллы»

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

Методическая разработка урока геометрии в 8 классе на тему «Касательная к окружности»

Урок-моделирование во 2-м классе по теме: «Разнообразие фигур. Построение многоугольника»

Разработка урока информатики в 7-м классе по теме «Кодирование графической информации. Объемы изображений»

Разработка урока физики в 7-м классе по теме «Мощность»

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Число и сила его значения» для 6 класса

Конспект урока по физике для 7 класса по теме «Сила трения»

План-конспект образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Сельскохозяйственные работы»

Игровая деятельность в подготовительной группе на тему «От игры к знаниям» (из опыта работы)

Похожие статьи

Подбор экологических задач по химии для 9, 11 классов по теме: «Металлы и неметаллы»

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

Методическая разработка урока геометрии в 8 классе на тему «Касательная к окружности»

Урок-моделирование во 2-м классе по теме: «Разнообразие фигур. Построение многоугольника»

Разработка урока информатики в 7-м классе по теме «Кодирование графической информации. Объемы изображений»

Разработка урока физики в 7-м классе по теме «Мощность»

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Число и сила его значения» для 6 класса

Конспект урока по физике для 7 класса по теме «Сила трения»

План-конспект образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Сельскохозяйственные работы»

Игровая деятельность в подготовительной группе на тему «От игры к знаниям» (из опыта работы)

Задать вопрос