Падение интереса к чтению в России — тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно интеллектуальным, личностно значимым и неизменно возглавляло перечень любимых занятий образованных людей. Особенности современной ситуации актуализируют необходимость решения проблемы приобщения к чтению современных школьников путем открытого социально-педагогического взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Исходя из данных теоретического анализа литературы по проблеме формирования читательского интереса младших школьников в учебно-воспитательном процессе и результатов констатирующего среза, проведенного в 3 «А» и 3 «Б» классах МБОУ «Большеулуйская СОШ», была разработана программа кружка «КЛюЧ» (кружок любителей чтения), направленная на формирование читательского интереса учащихся, занятия по которой планировалось провести во внеурочное время.
Данная программа представляет собой организацию внеурочной деятельности учащихся, осуществляющей взаимосвязь предмета «литературное чтение» и самостоятельного чтения младшего школьника. При этом учащиеся не просто читают тексты, но и преобразуют их. Это преобразование происходит путем инсценирования отрывка или всего произведения, диалогового чтения, иллюстраций, т. е. с использованием творческого и интеллектуального потенциала школьников.
Кружковые занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Цель программы «КЛюЧ» — создание образовательной среды, способствующей формированию у учащегося навыка самостоятельного чтения, развитию творческих и интеллектуальных способностей учащегося формируя интерес к чтению.
Продолжительность внеурочного занятия — 40–45 минут.
Задачи программы:
− развитие устойчивого и осознанного интереса к чтению литературы,
− развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся,
− формирование умений самостоятельно находить информацию в библиотечном пространстве,
− формирование уважительного отношения к книге.
По данной программе с учениками 3 «А» экспериментального класса было проведено 34 занятия с сентября 2018 года по май 2019 года.
Наиболее интересными для школьников стали такие занятия как: создание иллюстраций: «Кадр за кадром» по произведению Дж. Лондона «Бурый волк», круглый стол по рассказу А. Г. Алексина «Самый счастливый день», фотоконкурс и урок-рассуждение на тему: «Я читаю!», драматизация по сказке «По щучьему велению», конкурс кроссвордов «Литературный бум» по произведению М. Зощенко «Путешественники».
С целью проверки результативности программы кружка «КЛюЧ» по формированию интереса к чтению у младших школьников, был проведен итоговый срез по тем же критериям, которые использовались для изучения первоначального уровня сформированности читательского интереса младших школьников (стремление к чтению книг, осуществление самостоятельного выбора книг для чтения, знание элементов книги, широта и глубина читательского кругозора).
Повторная диагностика выявления мотивов побуждающих школьников 3 «А» экспериментального и 3 «Б» контрольного классов к чтению книг представлена в таблице № 1.
Таблица 1
Результаты контрольного среза по методике незаконченного предложения вэкспериментальном иконтрольном классах
Класс |
Ко-во человек |
Эстетический мотив |
Познавательный мотив |
Процессуальный мотив |
Внешний мотив |
||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
||
3«А» (экспер.) |
23 |
7 |
30,43 |
9 |
39,13 |
6 |
26,07 |
1 |
4,35 |
3«Б» (контр.) |
24 |
9 |
37,5 |
8 |
33,33 |
6 |
25 |
1 |
4,17 |
В экспериментальном классе количество учеников, имеющих эстетические мотивы, не изменилось, в контрольном классе с эстетическими мотивами на 1 ученика стало больше. В экспериментальном классе на 17,39 % стало больше учеников, которые имеют познавательные мотивы, в контрольном классе изменений не наблюдается. В обоих классах учеников с процессуальным мотивом снизилось на 1. В экспериментальном классе учеников с внешним мотивом уменьшилось на 8,69 %, в контрольном классе изменений по данному мотиву нет.
Результаты анкетирования школьников по выяснению читательских предпочтений и интересов показали, высоким уровнем характеризуются 6 учеников 3 «А» класса, что на 8,7 % больше первоначального результата и 5 учеников 3 «Б» класса, что на 4,16 % больше исходного результата. На среднем уровне 11 учеников 3 «А» класса, что на 8,53 % больше первоначального результата и 14 учеников 3 «Б» класса увеличение составило 4,16 %. На низком уровне находятся 6 учеников 3 «А» класса, данный результат уменьшился на 19,41 % и 5 учеников 3 «Б» класса уменьшение произошло на 8,34 %.
По тестовой методике Л. А. Ефросининой мы получили следующие результаты диагностики знания элементов книги. В экспериментальном классе с высоком уровнем знания элементов книги учащихся увеличилось на 8,69 % и составило 8 учеников, в контрольном классе увеличение произошло на 4,17 % и составило 7 учеников. На среднем уровне находятся 10 учеников 3 «А» класса, что на 8,7 % больше исходного показателя и 10 учеников 3 «Б» класса, изменений на данном уровне не наблюдается. На низком уровне знания элементов книги находятся 5 школьников экспериментального класса, что на 17, 39 % меньше первоначального значения и 7 учеников 3 «Б» класса, уменьшение по сравнению с первоначальным показателем составило 4,16 %.
Сравнивая результаты знания элементов книги экспериментального и контрольного классов, полученные на контрольном срезе, можно сделать вывод о том, что показатели 3 «А» класса стали выше, чем у контрольного 3 «Б» класса.
Результаты контрольного среза изучения широты и глубины читательского кругозора показали, что на высоком уровне читательского кругозора находятся 5 учеников экспериментального класса, что на 8,7 % больше начального результата и 6 учеников контрольного класса обладают широким уровнем читательского кругозора, что больше первоначального показателя на 4,17 %. 12 учеников 3 «А» класса имеют средний уровень читательского кругозора, на 8,67 % больше начального показателя и 11 учеников 3 «Б» класса обладают широтой читательского кругозора на среднем уровне, что на 4,18 больше первоначального показателя. Узкий читательский кругозор имеют 6 учеников 3 «А» класса, что на 17,41 % меньше первоначального показателя и 7 учеников «3» Б класса, данный показатель уменьшился на 8,33 % в сравнении с исходным. Учащиеся экспериментального класса стали показывать хорошие результаты при ответах на вопросы по данной методике. Также ученики 3 «А» класса стали чаще обращаться к книгам научно-популярной тематики. Круг чтения книг разных жанров расширился, также знания о отечественных писателях стали выше.
К высокому уровню сформированности читательского интереса по результатам контрольного среза были отнесены 7 учеников (30,43 %) 3 «А» экспериментального класса и 7 (29,17 %) учеников контрольного 3 «Б» класса.
К среднему уровню сформированности читательского интереса были отнесены 10 учеников (43,48 %) 3 «А» класса и 11 учеников 3 «Б» класса (45,83 %).
Низким уровнем сформированности читательского обладают 6 учеников (26,07 %) 3 А класса и 6 учеников (25 %) 3 Б класса.
К концу завершения реализации внеклассных занятий ученики экспериментального класса стали чаще обращаться в библиотеку, читать литературу на разные темы, активно участвовать в жизни класса и школы, стали более успешны в учёбе. Читающие дети лучше понимают мысли и чувства других людей, поэтому с ними хотят дружить. Они могут рассказать много интересного, поэтому с ним интересно общаться.
Литература:
- Воюшина М. П. Методика обучения литературе в начальной школе. М.: Академия, 2010
- Ефросинина Л. А., Оморокова М. И. Литературное чтение: 1–4: Программа // Начальная школа XXI века: Программы / Руковод. проекта — чл.-корр. РАО проф. Н. Ф. Виноградова. — М.: Вентана-Граф, 2005.