Студенческий возраст является важным периодом в жизни человека, в течение которого он определяется со своим профессиональным выбором, обретает чувства взрослости и идентичности, планирует свое будущее. Значимыми являются учебные и профессиональные достижения, которые укрепляют веру в себя и свою способность к продуктивной деятельности, и одновременно закладывают базу для успешной самореализации в будущем. Однако препятствием для таких достижений может стать как личностная тревожность, так и перфекционизм, при котором личность устанавливает для себя недостижимо высокие стандарты и нереалистичные цели, что может повлиять на выполнение работы вплоть до полного отказа от нее или возникновения депрессивного состояния у студента [5].
Существуют различные исследования, рассматривающие факторы, которые оказывают влияние на успешность учебной деятельности студентов. В некоторых из них различают мотивацию достижений и мотивацию избегания неудач. В процессе обучения в высших медицинских учебных заведениях к студентам предъявляются высокие требования, которые не всегда соответствуют психоэмоциональной готовности учащихся. Все трудности, которые приходится решать студентам, неизбежно влекут за собой чувство тревоги [6]. Тревожность — это свойство, индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. В некоторых случаях тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности. Современные исследования направлены на различение ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности [5]. Тревожность как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обусловливающими постоянно повышенный уровень эмоционального возбуждения. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Закрепляясь в процессе становления характера, это приводит к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма [1].
Проблема перфекционизма привлекает интерес как амбивалентный феномен, значимость которого растет в контексте представлений об изменяющейся личности. Традиционно перфекционизм как стремление к совершенству привлекал внимание психологической науки в контексте проблем психического и психологического неблагополучия личности. Однако в прошлом столетии американским психологом Д. Хамачеком было высказано предположение о существовании двух принципиально различных типов перфекционизма. В русле данной концепции нормальные перфекционисты побуждаемы стремлением к успеху и способны учитывать собственные ресурсы и ограничения, ставить перед собой реалистичные цели и изменять личные стандарты в соответствии с жизненной ситуацией, в то время как патологические перфекционисты побуждаемы страхом неудачи и склонны к жесткой самокритике, концентрации на нереалистичных стандартах и переживанию перманентной вины за собственный неуспех [3].
В ряде исследований продемонстрированы яркие различия между данными типами перфекционизма. Нормальный перфекционизм связан со спектром адаптивных качеств личности: самоактуализацией, экстраверсией, доброжелательностью, добросовестностью, открытостью опыту, нонконформизмом, ответственностью, альтруизмом, зрелыми когнитивными схемами, переживанием удовольствия от деятельности, преобладанием активных копинг-стратегий, позитивной самооценкой, самоэффективностью, положительными интерперсональными качествами, уверенностью в себе [4]. Патологический перфекционизм связан с целым рядом дезадаптивных личностных характеристик: нейротизмом, дисфункциональными когнитивными схемами, эмоциональной дезадаптацией, преобладанием избегающих копинг-стратегий, иррациональным мышлением, прокрастинацией, склонностью к самокритике, самообвинению и обвинению других [2].
Невозможно оставить без внимания и тот факт, что есть непосредственная связь между типом перфекционизма, уровнем тревожности и успеваемостью студентов. Данные ранее проведенных исследований указывают на то, что повышение показателей перфекционизма влечет за собой увеличение показателей тревожности [7], а студенты, учащиеся на «отлично», имеют более высокий уровень личностной тревожности по сравнению со студентами, успевающими посредственно [8]. Теоретическим основанием данных исследований служило представление о перфекционизме как о негативном феномене, отражающем нереалистичные стандарты и требования по отношению к себе.
Актуальность данной работы заключается в том, что патологический перфекционизм довольно ярко проявляет себя в структуре личностной тревожности и становится все более распространенными. Негативные последствия выражаются не только в снижении успешности и продуктивности личности и препятствии ее развития как в учебной, так и в профессиональной среде, но и в острых эмоциональных переживаниях собственного неуспеха, чувства вины, неудовлетворенности результатами своей деятельности. Однако проблема взаимосвязи личностной тревожности и перфекционизма у студентов с различной успеваемостью в ключе нормального и патологического перфекционизма ранее не рассматривалась.
Методы иорганизация исследования.
Объект исследования — студенты лечебного факультета 4 курса ПГМУ: 30 «отличников» и 30 «не отличников».
Предмет исследования — особенности взаимосвязей уровня нормального и патологического перфекционизма и личностной тревожности у студентов с различным средним баллом успеваемости.
Цель: выявить особенности взаимосвязей уровня нормального и патологического перфекционизма и уровня личностной тревожности у студентов с различным средним баллом успеваемости.
Задачи:
- Проанализировать литературу по проблемам личностной тревожности и перфекционизма.
- Выявить уровень личностной тревожности у «отличников» и «не отличников.
- Выявить показатели нормального и патологического перфекционизма у «отличников» и «не отличников».
- Выявить взаимосвязь между уровнем нормального и патологического перфекционизма и уровнем личностной тревожности у «отличников» и «не отличников».
Гипотеза:
Существует связь между уровнем личностной тревожности и уровнем перфекционизма у «отличников»: чем выше уровень тревожности, тем менее выражен нормальный перфекционизм и более выражен патологический перфекционизм.
Для организации и проведения данного исследования были использованы следующие методы:
- Метод анализа научно-методической литературы.
- Тестирование по методике определения уровня личностной тревожности Ч. Спилбергера в обработке Ю. Л. Ханина.
- Тестирование «дифференциальная диагностика перфекционизма» по методике А. А. Золотаревой.
- Анкетирование с целью определения среднего балла зачетной книжки.
- Методы математической статистики: расчёт среднего арифметического, коэффициента корреляции Пирсона.
Методика определения уровня личностной и ситуативной тревожности Ч. Спилбергера в обработке Ю. Л. Ханина
Методика Спилбергера — Ханина принадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию и из 20 высказываний на определение тревожности как личностной особенности. В данном исследовании оценивалась только личностная тревожность. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. В нашей стране употребляется в модификации Ю. Л. Ханина (1976), которая им же была адаптирована к русскому языку.
Методика «Дифференциальная диагностика перфекционизма»
“Дифференциальный тест перфекционизма” был разработан А. А. Золотаревой и представляет собой оригинальную методику дифференциальной диагностики перфекционизма. Тест включает в себя 24 утверждения, включающих показатели по двум шкалам, измеряющим нормальный и патологический типы перфекционизма.
Результаты иих обсуждение
В качестве критерия успеваемости были определены оценки студентов за экзамены в период сессий. К «отличникам» отнесены студенты, у которых оценки только «отлично» по итогам сдачи сессий с первого по четвертый курсы. К так называемым «не отличникам» мы отнесли студентов, у которых есть оценки «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично».
«Отличники» (5,0 «Не отличники» (<5,0)
По результатам исследования по методике Спилбергера — Ханина нами было выявлено:
Среднегрупповые значения личностной тревожности «отличников» составляют 51,6, среди них:
– с низкой личностной тревожностью — 0 % испытуемых (0 человек);
– с умеренной личностной тревожностью — 34 % испытуемых (5 человек);
– с высокой личностной тревожностью — 66 % испытуемых (25 человек).
Среднегрупповые значения личной тревожности «не отличников» 45,9, среди них:
– с низкой личностной тревожностью — 0 % испытуемых (0 человек);
– с умеренной личностной тревожностью — 56 % испытуемых (17 человек);
– с высокой личностной тревожностью — 44 % испытуемых (13 человек).
При оценке уровня личностной тревожности по результатам тестирования с использованием «Шкалы личностной тревожности» Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина среди студентов было установлено, что высокий уровень личностной тревоги чаще встречается у «отличников», чем в группе «не отличников». Распространенность среднего уровня тревожности в группе «не отличников» была выше, чем у «отличников», однако у «не отличников «также имеется тенденция к повышению уровня тревоги. При этом ни в одной их групп не встречались лица, имеющие низкий уровень личностной тревожности. Таким образом, для студентов присуще выполнять разного рода деятельность ответственно, но отличники при этом испытывают большие и значительные психоэмоциональные нагрузки, и перенапряжение.
По результатам методики «Дифференциальная диагностика перфекционизма» было выявлено:
Среднегрупповые значения по нормальному уровню перфекционизма у отличников = (58,7),при этом у 12 студентов нормальный перфекционизм был выше нормы (40,0 %), а у 18 студентов- ниже нормы (60,0 %).
Среднегрупповые значения по патологическому уровню перфекционизма у отличников = (48,9), среди них у 25 студентов патологический перфекционизм был выше нормы (83,3 %), у 5 студентов- ниже нормы (16,7 %)
Среднегрупповые значения по нормальному уровню перфекционизма у не отличников = (56,9), при этом у 12 студентов нормальный перфекционизм был выше нормы (40,0 %), а у 18 студентов- ниже нормы (60,0 %).
Среднегрупповые значения по патологическому уровню перфекционизма у не отличников = (43,9), среди них у 16 студентов патологический перфекционизм был выше нормы (53,3 %), а у 14 студентов- ниже нормы (46,7 %).
Исследуя перфекционизм, было установлено, что в группе «отличников» преобладали студенты, нормальный перфекционизм которых был ниже нормы, а показатели патологического перфекционизма превышали норму. У таких учащихся перфекционизм имеет нездоровый характер с предъявлением достаточно высоких требований как к себе, так и к качеству своей деятельности, и отражает скорее не позитивные, а негативные последствия стремления к совершенству. В группе «не отличников» также имеется тенденция к снижению показателей нормального перфекционизма и повышению показателей патологического, однако не такой выраженный по сравнению с группой «отличников». Таким образом, можно заметить, что многие студенты склонны к проявлению ряда дезадаптивных личностных характеристик.
Для выявления зависимости уровня личностной тревожности от уровня нормального и патологического перфекционизма у «отличников» и «не отличников» мы использовали корреляционный анализ Спирмена, который позволил выделить внутреннюю взаимосвязь между данными показателями. В результате исследования взаимосвязи типов перфекционизма и показателей личностной тревожности установлено, что у «отличников» с возрастанием показателей личностной тревожности увеличиваются показатели патологического перфекционизма и уменьшаются показатели нормального перфекционизма. В группе «не отличников» наблюдается та же зависимость, однако достоверность низкая.
Заключение. Проблематика изучения тревожности и перфекционизма личности в условиях современного общества представляет большой интерес для всего научного сообщества, так как студенческий возраст является сенситивным для появления и проявления данных тенденций у молодых людей, что объясняется влиянием учебных нагрузок, социальных, экономических и культурных факторов. Учитывая возрастные особенности в виде приобретения большей самостоятельности, формирования собственной философии жизни, максимальное достижение интеллектуальных и творческих способностей, стремления к самореализации и утверждению себя в учебной и межличностной сферах, могут способствовать формированию тревожных и перфекционных тенденций в среде студенческой молодежи.
Для каждого студента свойственно выполнять деятельность различного вида ответственно, но «отличники» при этом испытывают большие и значительные психоэмоциональные нагрузки, и перенапряжение. Большинство студентов, рассмотренных в данном исследовании, склонны к проявлению ряда дезадаптивных личностных характеристик. Так при оценке уровня личностной тревожности у студентов было установлено, что высокий уровень личностной тревожности чаще встречается у отличников, чем в группе не отличников. Кроме того, по результатам данного исследования, у «отличников» и «не отличников» повышение показателей личной тревожности влечет за собой увеличение показателей патологического перфекционизма и уменьшение показателей нормального перфекционизма. Из этого следует, что для продуктивного развития личности необходимо стремиться к снижению личностной тревожности и формированию нормального перфекционизма как у «отличников», так и у «не отличников». Должны быть разработаны психологические рекомендации и проводиться тренинги, способствующие формированию адекватной самооценки и уровня притязаний. Студентам необходима помощь в самопознании: осознании ими своих как позитивных, так и негативных качеств личности, своих реальных возможностей и способностей, а также в последующем принятии выявленных личных качеств. Содействовать к формированию у студентов умения постановки целей в любой деятельности, в том числе профессионально-учебной, например, с помощью техники поставки целей SMART. Цели студентов должны быть конкретны, измеримы, достижимы и реалистичны, иметь временные сроки исполнения. Особенно важно способствовать развитию навыков гибкого поведения при реализации поставленных целей, то есть пониманию молодого поколения того, что успех имеет самые разнообразные формы и к его достижению ведут множество самых разнообразных путей. Таким образом, не следует недооценивать важность данной проблемы, так как формирование не только физически, но и психически и социально здоровой студенческой молодежи способствует становлению нового, прогрессивно развивающего общества.
Литература:
- Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. — М: Аспект Пресс, 2000.- 376 с.
- Гаранян Н. Г. Типологический подход к изучению перфекционизма // Вопросы психологии. 2009. № 6. С. 52–60.
- Золотарева, А. А. Методика дифференциальной диагностики перфекционизма / А. А. Золотарева // Сборник материалов VI Международной научно-практической онференции молодых ученых. Т. 1 — СПб.: ЛГУ, 2010 — С. 23–27.
- Малкина-Пых И. Г. Исследования взаимосвязи самоактуализации и перфекционизма в структуре личности // Мир психологии. 2010. № 1. С. 208– 218.
- Тащилина Е. А. Исследование прокрастинации и перфекционизма у студентов университета различных направлений подготовки: магистерская диссертация / Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Институт социальных и политических наук, Департамент психологии, Кафедра психологии развития и педагогической психологии. — Екатеринбург, 2014. — 79 с.
- Туровая А. Ю., Каде А. Х. Проявления психоэмоционального стресса у студентов-медиков в зависимости от успеваемости в период сессии [Текст] / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2014. — № 5 — С. 145–146.
- Хорошун М. Э. Особенности взаимосвязей перфекционизма и тревожности старшеклассников // Дискурс. 2016. № 2 (2). С. 282–287. (Психологические науки).
- МедведеваА. В. Взаимосвязь уровня тревожности с успеваемостью у студентов [Электронный ресурс] / А. В. Медведева. — Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0b65625a3ad68a4c53b88521316d36_1.html — статья в интернете.