На
обложке изображен Федор Петрович Гааз
(1780–1853), московский врач
немецкого происхождения, филантроп, которого при жизни называли «святой
доктор».
Федор
Петрович (нем. Фридрих Йозеф) родился в Бад-Мюнстерайфеле (Пруссия)
в многодетной и небогатой семье аптекаря. Все свое детство и молодость
он провел на родине, где получил отличное медицинское и философское
образование в престижнейших Йенском и Геттингенском университетах.
В
1806 году Гааз приехал в Россию в качестве домашнего врача семейства
Репниных-Волконских. Будучи главным врачом военного госпиталя, Гааз ездил по
Северному Кавказу, где открыл, исследовал и подробно описал источники
целебных минеральных вод, вокруг которых позднее возникли известные курорты —
Железноводск, Пятигорск, Ессентуки и Кисловодск. Когда армия Наполеона
вторглась в Россию, доктор сопровождал русские войска в походах от
Москвы до Парижа: оперировал, лечил больных, контуженых, раненых, переводил
с французского, беседовал с солдатами и офицерами.
После
получения отставки Гааз ненадолго уехал на родину. Похоронив отца, он
окончательно вернулся в Россию, в совершенстве овладел русским языком
и даже взял русское имя. По предложению генерал-губернатора Москвы князя
Голицына Гааз возглавил медицинское ведомство города. Он активно боролся со
злоупотреблениями чиновников, чем, конечно же, вызывал их недовольство.
Именно
Гааз впервые в России разработал основные положения о работе
городской неотложной медицинской помощи. Московские власти отрицательно
отнеслись к этому начинанию, сочтя его «излишним» и «бесполезным». Гааз
был вынужден подать в отставку.
В
1829 году он стал членом попечительного комитета о тюрьмах и главным
врачом московских тюрем. Он выступал за отмену пересылки арестованных «на
пруте» (группы осужденных по 8–10 человек прикреплялись наручниками к одному
пруту, который не снимался даже по ночам) и за облегчение кандалов. Гааз
добился того, что своей властью мог заменять прут на кандалы. Он также
разработал новые кандалы меньшего веса с кожаными подкандальниками,
препятствовавшими образованию язв и отморожению конечностей.
Федор
Петрович уделял особое внимание судьбам детей арестованных, боролся против
разлучения их с родителями. На собранные им средства в пересыльной
тюрьме на Воробьевых горах была учреждена больница для арестантов и при
ней открыта школа для арестантских детей.
Арестанты
с уважением относились к Гаазу, называли его «святым доктором».
В Нерчинском остроге в память о нем ссыльными была установлена
икона великомученика Феодора Тирона. О Гаазе с уважением и теплотой
писали Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, М. Горький.
Любил
доктор Гааз не только людей, но и животных, и с особенной нежностью
относился к лошадям, выполнявшим тяжелый труд. Он покупал их на специальном
рынке, где продавали уже непригодных, «разбитых» лошадей как «конину», и тихонько
ездил на них, а когда они по болезни и старости отказывали
окончательно, отпускал их свободно доживать свой век, а сам вновь покупал
таких же изношенных, спасая их от ножа и бойни. Часто, проголодавшись
в дороге, Гааз выходил из своей старомодной коляски и покупал четыре
калача — один для себя, другой для кучера и по калачу для каждой
лошади. Всю же имевшуюся у него провизию, как и подарки, он всегда
отдавал заключенным.
Его
считали юродивым, сумасшедшим: доказывая свою правоту, он часто выглядел нелепо —
суетился, хватался за голову, размахивал руками.
Когда
его хоронили, более 20 тысяч человек пришли проводить доктора в последний
путь на Введенское кладбище в Москве. В православных храмах служились
панихиды по немцу-католику. А на могильном камне высекли слова: «Спешите
делать добро», которым он всегда следовал и которые можно считать его
завещанием всем нам.
После
его смерти в скромной квартирке доктора в Гаазовской больнице нашли
плохую мебель, поношенную одежду, несколько рублей денег, книги и астрономические
инструменты. Они были единственной слабостью покойного, и он покупал их,
отказывая себе во многом остальном. После тяжелого трудового дня он отдыхал,
глядя в телескоп на звезды.
В
1897 году А. И. Полем была опубликована книга, написанная
Гаазом, «Призыв к женщинам». В этом своего рода духовном завещании
автора изложены нравственные и религиозные начала его жизни.
Память
о Федоре Петровиче увековечена в названиях улиц, городских приютов,
школ, больниц и памятниках «святому доктору».
В
2011 году в архиепархии Кёльна начался канонический процесс причисления
Федора Гааза к лику блаженных.