В данной статье обсуждается проблема влияния учебных нагрузок на функциональное состояние школьников и студентов. С помощью непрерывного мониторинга сердечного ритма участников исследования (метод беспроводной кардиоинтервалографии) и математических методов анализа данных (динамический спектральный анализ, корреляционный анализ, дисперсионный анализ) были выявлены некоторые особенности динамики функционального состояния у школьников и студентов при учебных нагрузках. Функциональное состояние школьников в контексте сдачи пробного ЕГЭ характеризуется сниженным уровнем активности симпатической нервной системы; у студентов в контексте экзамена наблюдается значительная ригидизация вариабельности сердечного ритма и всех его компонентов.
Ключевые слова: вариабельность сердечного ритма, частотные показатели сердечного ритма, кардиоинтервалография, стресс, школьник, студент.
Стресс — это защитная, неспецифическая, системная активация организма на повреждение или потенциальную угрозу повреждения организма или психики субъекта. Стресс-факторами могут служить чрезмерные физические, эмоциональные или информационные нагрузки. Со школьным стрессом дети сталкиваются буквально с первых дней пребывания в школе. Это связано с тем, что часто дети не готовы к новой для себя роли школьника, к выполнению требований учителя как к пониманию и запоминанию нового материала, так и к поведению во время урока и на переменах и т. д. А студенты, как и школьники должны адаптироваться в новой для себя учебной среде.
Учеными выявлены факторы возникновения учебного стресса студентов: жизнь вдали от родителей, большая учебная нагрузка, по сравнению со школой, неумение организовывать свой режим дня, нежелание учится. В последние годы получены убедительные доказательства того, что он оказывает негативное влияние на нервную, сердечно — сосудистую и иммунную системы студентов. Стресс может оказывать влияние на успеваемость учащихся, поведение. (2)
Одним из наиболее эмоционально и когнитивно напряженных контекстов учебной деятельности является процесс сдачи экзаменов. Необходимо выяснить, какие параметры функционального состояния школьников и студентов наиболее чувствительны к данному контексту для того, чтобы в дальнейшем была возможность разработать комплекс подготовительных упражнений для формирования устойчивости данных параметров.
Цель научной работы — выявить динамику функционального состояния у школьников и студентов при различных учебных нагрузках.
Исследование динамики функционального состояния у школьников и студентов при разных видах учебной нагрузки проводилось на базе Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.
В исследовании приняли участие 24 школьника в возрасте 14лет. Мальчиков 8 человек и 14 девочек. Студентов 35 человек. В возрасте 19 лет. Мальчиков 9 человек и 26 девушек.
Комплексное исследование проходило с помощью метода беспроводной кардиоинтервалографии. Запись временных интервалов между R-пиками кардиограммы человека производилась с помощью телеметрической системы BioHarness, которая представляет собой устройство регистрации кардиосигналов, вмонтированное в пояс. Сигнал передаётся от датчика на смартфон и со смартфона на компьютер по беспроводной сети Bluetooth. Для обработки первичных данных использовались спектральные методы анализа вариабельности сердечного ритма: периодограмный метод, которым анализировали параметры: суммарную мощность спектра вариабельности сердечного ритма — TP (мс2), мощность спектра ритмограмм в области очень низких частот — VLF (мс2), мощность спектра ритмограмм в области низких частот — LF (мс2), мощность спектра ритмограмм в области низких частот — HF (мс2), соотношение мощностей спектра ритмограмм в области низких и высоких частот (коэффициент вегетативного баланса) — LF/HF.
Статистический анализ проводился следующими методами:1. Описательная статистика;2. Дисперсионный анализ: ANOVA, метод повторных измерений; Критерий Стьюдента;3. Корреляционный анализ. Для описания результатов учитывались полезно значимые корреляции (p<0.05).
Результаты исследования иобсуждение
По результатам исследования нами было выявлено следующее.
При сравнении динамик параметров вариабельности сердечного ритма школьников в процессе обычного урока и пробного ЕГЭ выявлены следующие эффекты:
- Уровень симпатической активации (LF-компонент) выше на уроке, чем на ЕГЭ (критерий Стьюдента, p = 0.01), (рис.1).
- Уровень общего адаптационного потенциала (ТР) выше на уроке, чем на ЕГЭ, (критерий Стьюдента, p = 0.01), (рис. 2).
Таким образом, контекст сдачи ЕГЭ, приводит к ригидизации сердечного ритма школьников, оказывая большее влияние на активность симпатической нервной системы. Иными словами, в условиях сдачи экзамена школьниками происходит блокирование системы, отвечающей за активацию и мобилизацию организма.
Рис. 1. Средние значения LF во время урока и во время пробного ЕГЭ у школьников
Рис. 2. Средние значения TP во время урока и во время пробного ЕГЭ у школьников
При сравнении динамик параметров вариабельности сердечного ритма студентов в процессе стандартной лекции и экзамена выявлены следующие эффекты:
- Уровень симпатической активации выше на лекции, чем на экзамене (критерий Стьюдента, p = 0.01), (рис.3).
- Уровень парасимпатической активации выше на лекции, чем на экзамене (критерий Стьюдента, p = 0.01), (рис.4).
- Уровень адаптационного потенциала выше на лекции, чем на экзамене (критерий Стьюдента, p = 0.01), (рис.5).
- Уровень активации парасимпатической нервной системе и напряжении регулятивных систем выше на лекции, чем на экзамене (критерий Стьюдента, p = 0.01), (рис.6).
Рис. 3. Средние значения LFво время лекции и во время экзамена у студентов
Рис. 4. Средние значения HFво время лекции и во время экзамена у студентов
Рис. 5. Средние значения TPво время лекции и во время экзамена у студентов
Рис. 6. Средние значения LF/HFво время лекции и во время экзамена у студентов
Таким образом, в динамике функционального состояния студентов во время экзамена наблюдается полная ригидизация ритма и всех его составляющих, что является показателем чрезмерной нагрузки организма.
Сравнивая динамики функционального состояния школьников и студентов в процессе стандартной учебной нагрузки (урок и лекция), показаны следующие эффекты:
- Уровень симпатической активации выше на лекции, чем на уроке (критерий Стьюдента, p = 0.01), (рис.7).
- Уровень парасимпатической активации выше на лекции, чем на уроке (критерий Стьюдента, p = 0.01), (рис. 10).
- Уровень адаптационного потенциала выше на лекции, чем на уроке (критерий Стьюдента, p = 0.01), (рис.9).
- Уровень напряжения регулятивных систем выше на уроке, чем на лекции (критерий Стьюдента, p = 0.01), (рис. 8).
Рис. 7. Средние значения LFво время лекции у студентов и во время урока у школьников
Рис. 8. Средние значения LF/HFво время лекции у студентов и во время урока у школьников
Рис. 9. Средние значения TPво время лекции у студентов и во время урока у школьников
Рис. 10. Средние значения HFво время лекции у студентов и во время урока у школьников
Таким образом, контекст урока является более напряженным для организма школьника (ниже уровень адаптационного потенциала, выше уровень напряжения регуляторных систем), чем лекция для студента. И это закономерно, так как во время лекции, как правило, студенты только слушают и пишут, а на уроке школьник должен быть готов в любой момент ответить на вопросы учителя по рассматриваемой или пройденным темам. Для этого организм должен быть в режиме активации, что и наблюдается более высоким показателем LF у школьников.
Сравнивая динамики функционального состояния школьников и студентов в процессе напряженной учебной нагрузки (пробный ЕГЭ и экзамен), показаны следующие эффекты:
- Уровень симпатической активации выше на пробном ЕГЭ, чем на экзамене (критерий Стьюдента, p = 0.01), (рис. 11).
- Уровень парасимпатической активации выше на ЕГЭ, чем на экзамене (критерий Стьюдента, p = 0.01), (рис 12).
- Уровень адаптационного потенциала выше на ЕГЭ, чем на экзамене (критерий Стьюдента, p = 0.01), (рис.13).
- Уровень напряжения регулятивных систем выше на экзамене, чем на ЕГЭ (критерий Стьюдента, p = 0.01), (рис. 14).
Рис. 11. Средние значения LFво время экзамена у студентов и во время ЕГЭ у школьников
Рис. 12. Средние значения HFво время экзамена у студентов и во время ЕГЭ у школьников
Рис. 13. Средние значения TPво время экзамена у студентов и во время ЕГЭ у школьников
Рис. 14. Средние значения LF/HFво время экзамена у студентов и во время ЕГЭ у школьников
Опираясь на данные предыдущих исследований (дисс. Бахчиной), которые свидетельствую о том, что высокий уровень индекса напряженности регуляционных систем на фоне низкого уровня показателя адаптационного потенциала свидетельствует о стресс-активации организма и высокой эмоциональной дезадаптации, можно говорить о том, что контекст экзамена для студента является более напряженным и стрессогенным, чем пробный ЕГЭ для школьника.
Выводы
– В условиях сдачи экзамена школьниками происходит блокирование системы, отвечающей за активацию и мобилизацию организма;
– В динамике функционального состояния студентов во время экзамена наблюдается полная ригидизация ритма и всех его составляющих, что является показателем чрезмерной нагрузки организма;
– Контекст урока является более напряженным для организма школьника (ниже уровень адаптационного потенциала, выше уровень напряжения регуляторных систем), чем лекция для студента;
– Контекст экзамена для студента является более напряженным и стрессогенным, чем пробный ЕГЭ для школьника.
Литература:
- Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основные теории, диагностики, терапии.- СПб.: Речь, 2004.- 166с.
- Букеева А. С., Риклефс И. М.,. Хайчубеков Б. К., Риклефс В. П. Изменение функционального состояния вегетативной нервной системы школьников младших классов в процессе обучения. Ж: Современные проблемы науки и образования. В: № 2. 2013. с. 1–8
- Баевский, Р. М., Иванов, Г. Г., Чирейкин, Л. В., Гаврилушкин, А. П., Довгалевский, П. Я., Кукушкин, Ю. А., Миронова, Т. Ф., Прилуцкий, Д. А., Семенов, А. В., Федоров, В. Ф., Флейшман, А. Н., Медведев, М. М. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (часть 1) Ж: Вестник Аритмологии. 2002, с. 65–73
- Лаптева Елена Александровна. Морфофункциональные перестройки организма детей школьного возраста, их возможности при государственной итоговой аттестации. Диссертацияна соискание ученой степени кандидата биологических наук. 2015. 136 с.
- Лаптева Е. А., Любовцев В. Б., Мамалыга Л. М. Итоговая аттестация в формате ГИА и ЕГЭ: психофизиологические особенности состояния детей 9 и 11 классов при функциональной нагрузке, обусловленной сдачей экзаменов. Ж: Фундаментальные исследования. 2013. № 7–3. с. 575–579
- Михайлова Л. А. Показатели центральной гемодинамики и особенности регуляции сердечного ритма у старшеклассников. Ж: Вестник ЮУрГУ (Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура»). 2013. Т. 13. № 4. с. 59–62.
- Мамедова Л. В., Савченко Т. С. Профилактика предэкзаменационного стресса у младших школьников посредством программы «5-й класс без стресса». Ж: Успехи современного естествознания, № 5. 2013 г. 71 с.
- Некрасова М. М., Парин С.А, Шишалов И. С., Бахчина А. В., Способ определения стресса. Ж: Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, № 1 (2), 2014. с. 413–419
- Парин С. Б.; Яхно В. Г.; Цверов А. В.; Полевая С. А.. Психофизиологические и нейрохимические механизмы стресса и шока: Эксперимент и модель. Ж: Вестник Нижегородского университета им. И. И. Лобачевского, 2007, № 4, с. 190–196
- Селье Г. Когда стресс не приносит горя. — М., 1992, с. 104–109, с. 116–135.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М: Москва, 1993. 151с.