Педагогическая культура родителей как социально-педагогическая проблема | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 04.12.2019

Статья просмотрена: 5724 раза

Библиографическое описание:

Волкова, О. А. Педагогическая культура родителей как социально-педагогическая проблема / О. А. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 476-478. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64703/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассмотрена проблема формирования педагогической культуры родителей. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы знаний у родителей для формирования полноценной личности ребенка.

Ключевые слова: педагогическая культура, родители, ребенок, семья, личность.

Семья меняется вместе с развитием общества. Заботясь о благосостоянии каждой семьи и делая всё для её укрепления, общество требует, чтобы родители несли большую ответственность за воспитание подрастающего поколения, но далеко не каждый родитель понимает важность этой задачи. В настоящее время все должны понимать: чем идеальнее и развитее общество, тем более высокой культуры воспитания оно требует. Чем выше уровень образования и общая культура родителей, тем большую возможность правильного воспитания своих детей они имеют. Сегодня большинство людей, которые вступают в брак имеют среднее и высшее образование. Почему же у некоторых из них имеется недостаток многих нравственных понятий, что непременно отражается и на воспитании детей?

Родители часто полагаются на свой собственный опыт, не задумываясь над последствиями неправильных воспитательных методов воздействия на ребенка, недооценивают силу педагогических знаний и умений. Но, на мой взгляд, воспитание детей невозможно без определённых знаний по педагогике и психологии.

Многие современные пороки общества (алкоголь, наркомания, агрессивность, преступность, психические расстройства и т. д.) являются результатом воспитания детей родителями с низким уровнем психолого-педагогической культуры, который выражается в безответственном отношении к выполнению своих воспитательных обязанностей и функций, ограниченностью знаний о решении проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка в семье, безграмотностью в решении проблем семейного воспитания.

Характерной проблемой современной ситуации в обществе является увеличение количества конфликтных или неполных семей, а общественная занятость родителей вместе с низким уровнем их психолого-педагогической культуры значительно влияют на изменение характера взаимоотношений детей с родителями. Это, в свою очередь, выражается в недостаточности контактов родителей с ребенком, исчезновении совместного времяпрепровождения, растущем дефиците теплоты и внимательности друг к другу, что зачастую приводит ребенка к формированию неадекватной самооценки, неуверенности в своих силах, а в крайних случаях выражается в задержках психического и речевого развития, проявлению девиантного поведения. Именно поэтому формирование педагогической культуры родителей должно выступать одной из важнейших задач современного общества.

Педагогическая культура родителей — это личностное образование, которое выражается в направленности родителей с целью полноценного воспитания и развития ребенка, способности к самоконтролю, регулировании своего поведения, во владении психолого-педагогическими знаниями и методиками, доверительным стилем взаимодействия с ребенком.

Говоря о воспитательных возможностях школы можно вспомнить А. С. Макаренко. Он подчёркивал, что «организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей» [1, с 5].

Под «воспитанием родителей» имеют ввиду систематическую программу обучения, которая предназначена для усвоения информации и умений, способствующих благополучному выполнению роли родителей [2, с.17].

В педагогической культуре родителей выделяют следующие компоненты:

– когнитивный компонент– сумма физиологических, педагогических, психологических и правовых знаний, которые нужны для полноценного воспитания и развития в семье. Во-первых, это знание основных законов физического и психического развития ребенка; познание ценностей семейного воспитания и следование им; знание о трудностях, ошибках и способах их устранения в семейном воспитании; знание прав и обязанностей ребенка и родителей;

– операционный компонент– осознанное осваивание родителями методами, приемами и формами воспитательного воздействия на ребенка; организация счастливой и полноценной жизни ребенка в семье, умение замечать и развивать способности ребенка;

– коммуникативный компонент– способность родителей создать положительный, благоприятный и уютный климат внутри семьи; взаимопонимание, как с детьми, так и с другими членами семьи, учитывание их мнения; умение решать конфликты;

– рефлексивный компонент– умение оценивать свои собственные действия, поступки и состояния; анализировать необходимость и эффективность применявшихся методов воспитания, причины успехов и неудач, трудностей, возникающих во время семейного воспитания; способность видеть себя со стороны глазами своего ребенка;

– эмоциональный компонент– умение владеть собою в трудных, непредсказуемых ситуациях; понимать состояние ребенка по некоторым индивидуальным особенностям в его поведении, видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь в их решении; способность родителей к состраданию и сопереживанию [3, с 36]. а

Повышение педагогической культуры родителей — долгий и сложный процесс, успешность которого зависит от того, как будут реализованы следующие принципы: а

– гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей;

– обеспечение позиции и своей точки зрения у всех участников педагогического процесса;

– управление взаимодействием детей и родителей;

– единство педагогического просвещения и самообразования родителей;

– разнообразие форм работы с родителями и детьми;

– стимулирование родителей к сотрудничеству;

– принцип добровольности;

– принцип конфиденциальности.

В целом процесс воспитания в семье может быть представлен как: степень развития и формирования личности, обусловленная социальными взаимоотношениями и средой окружения ребенка, реализующаяся через все стороны деятельности ребенка и семьи.

При этом важно понимать, что воспитательный процесс в семье включает в себя:

– личный пример родителей, их общественные взгляды и их авторитет перед ребенком;

– образ жизни семьи, её устройство, традиции и обычаи, отношения внутри семейного круга;

– эмоциональный климат семьи;

– правильная организация свободного времени и досуга семьи.

Таким образом, от семьи зависит благополучность и успешность будущей жизни ребенка, поэтому очень важно чтобы педагогическая культура родителей имела высокий уровень, и они были максимально компетентны во всех вопросах и у них была основная педагогическая база, которая поможет им в воспитании своего ребенка. Формирование необходимой педагогической базы у родителей является одной из важнейших задач педагогов в системе образовательных учреждений. Это нужно для того, чтобы родители смогли сформировать полноценную развитую личность, которая способна принести пользу обществу.

Литература:

  1. Макаренко А. С. 'О воспитании' — Москва: Издательство политической литературы, 1990.
  2. Педагогический энциклопедический словарь/ М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. 2003.
  3. Бородушкина Л. С. Изучение отношений младших школьников к родителям Педагогический опыт как источник психолого-педагогических знаний о коллективе и личности школьника, 1986.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая культура родителей, семья, ребенок, родитель, семейное воспитание, воспитание детей, полноценное воспитание, психолого-педагогическая культура, развитие ребенка, решение проблем.


Похожие статьи

Формирование психолого-педагогической культуры родителей через различные формы просвещения

В данной статье рассматривается проблема формирования педагогической культуры родителей через различные формы в деятельности педагога-психолога. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы педагогических знаний у родителей дл...

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор успешной социализации старших дошкольников

В статье раскрыты и проанализированы основные понятия семьи, ее значение в социализации и становлении личности ребенка. Автор рассматривает формы и обстоятельства взаимодействия учебного заведения и семьи. Целью взаимодействия является формирование г...

Взаимоотношение родителей и детей в семье: философско-психологические, социальные и педагогические аспекты проблемы

Статья посвящена проблеме взаимоотношений между родителями и детьми. Авторами рассматриваются основные философские и психологические подходы к вопросу отношений ребенка и родителей в семье, проводится анализ специфики взаимоотношений между родителями...

Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований

В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.

Роль личности педагога в формировании нравственной культуры общества

В статье авторы пытаются определить влияние личности педагога на формирование нравственной культуры общества посредством воспитания подрастающего поколения.

Актуализация идей А. С. Макаренко в развитии личности

Статья посвящена рассмотрению актуальности идей А.Макаренко в развитии личности в современном контексте воспитания детей и их развития как полноценных членов общества. Соотношение методических разработок педагога с современными требованиями воспитате...

Проблема профессионального самосознания педагога

В статье понимается вопрос о таком явлении, как самосознание учителя. Рассмотрены основные характеристики и компоненты самосознания, способствующие профессиональному росту педагога. Кроме того, в статье раскрывается процесс формирования профессиональ...

Психологические проблемы развития личности в образовании

В статье рассмотрены важнейшие аспекты развития личности обучающегося в обучении в образовательной организации. Проанализированы главные проблемы, препятствующие развитию личности, а также предпосылки формирования системы ценностей и мотивов развития...

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Похожие статьи

Формирование психолого-педагогической культуры родителей через различные формы просвещения

В данной статье рассматривается проблема формирования педагогической культуры родителей через различные формы в деятельности педагога-психолога. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы педагогических знаний у родителей дл...

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей как фактор успешной социализации старших дошкольников

В статье раскрыты и проанализированы основные понятия семьи, ее значение в социализации и становлении личности ребенка. Автор рассматривает формы и обстоятельства взаимодействия учебного заведения и семьи. Целью взаимодействия является формирование г...

Взаимоотношение родителей и детей в семье: философско-психологические, социальные и педагогические аспекты проблемы

Статья посвящена проблеме взаимоотношений между родителями и детьми. Авторами рассматриваются основные философские и психологические подходы к вопросу отношений ребенка и родителей в семье, проводится анализ специфики взаимоотношений между родителями...

Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований

В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.

Роль личности педагога в формировании нравственной культуры общества

В статье авторы пытаются определить влияние личности педагога на формирование нравственной культуры общества посредством воспитания подрастающего поколения.

Актуализация идей А. С. Макаренко в развитии личности

Статья посвящена рассмотрению актуальности идей А.Макаренко в развитии личности в современном контексте воспитания детей и их развития как полноценных членов общества. Соотношение методических разработок педагога с современными требованиями воспитате...

Проблема профессионального самосознания педагога

В статье понимается вопрос о таком явлении, как самосознание учителя. Рассмотрены основные характеристики и компоненты самосознания, способствующие профессиональному росту педагога. Кроме того, в статье раскрывается процесс формирования профессиональ...

Психологические проблемы развития личности в образовании

В статье рассмотрены важнейшие аспекты развития личности обучающегося в обучении в образовательной организации. Проанализированы главные проблемы, препятствующие развитию личности, а также предпосылки формирования системы ценностей и мотивов развития...

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Задать вопрос