В данной статье рассмотрена проблема формирования педагогической культуры родителей. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы знаний у родителей для формирования полноценной личности ребенка.
Ключевые слова: педагогическая культура, родители, ребенок, семья, личность.
Семья меняется вместе с развитием общества. Заботясь о благосостоянии каждой семьи и делая всё для её укрепления, общество требует, чтобы родители несли большую ответственность за воспитание подрастающего поколения, но далеко не каждый родитель понимает важность этой задачи. В настоящее время все должны понимать: чем идеальнее и развитее общество, тем более высокой культуры воспитания оно требует. Чем выше уровень образования и общая культура родителей, тем большую возможность правильного воспитания своих детей они имеют. Сегодня большинство людей, которые вступают в брак имеют среднее и высшее образование. Почему же у некоторых из них имеется недостаток многих нравственных понятий, что непременно отражается и на воспитании детей?
Родители часто полагаются на свой собственный опыт, не задумываясь над последствиями неправильных воспитательных методов воздействия на ребенка, недооценивают силу педагогических знаний и умений. Но, на мой взгляд, воспитание детей невозможно без определённых знаний по педагогике и психологии.
Многие современные пороки общества (алкоголь, наркомания, агрессивность, преступность, психические расстройства и т. д.) являются результатом воспитания детей родителями с низким уровнем психолого-педагогической культуры, который выражается в безответственном отношении к выполнению своих воспитательных обязанностей и функций, ограниченностью знаний о решении проблем, связанных с воспитанием и развитием ребенка в семье, безграмотностью в решении проблем семейного воспитания.
Характерной проблемой современной ситуации в обществе является увеличение количества конфликтных или неполных семей, а общественная занятость родителей вместе с низким уровнем их психолого-педагогической культуры значительно влияют на изменение характера взаимоотношений детей с родителями. Это, в свою очередь, выражается в недостаточности контактов родителей с ребенком, исчезновении совместного времяпрепровождения, растущем дефиците теплоты и внимательности друг к другу, что зачастую приводит ребенка к формированию неадекватной самооценки, неуверенности в своих силах, а в крайних случаях выражается в задержках психического и речевого развития, проявлению девиантного поведения. Именно поэтому формирование педагогической культуры родителей должно выступать одной из важнейших задач современного общества.
Педагогическая культура родителей — это личностное образование, которое выражается в направленности родителей с целью полноценного воспитания и развития ребенка, способности к самоконтролю, регулировании своего поведения, во владении психолого-педагогическими знаниями и методиками, доверительным стилем взаимодействия с ребенком.
Говоря о воспитательных возможностях школы можно вспомнить А. С. Макаренко. Он подчёркивал, что «организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей» [1, с 5].
Под «воспитанием родителей» имеют ввиду систематическую программу обучения, которая предназначена для усвоения информации и умений, способствующих благополучному выполнению роли родителей [2, с.17].
В педагогической культуре родителей выделяют следующие компоненты:
– когнитивный компонент– сумма физиологических, педагогических, психологических и правовых знаний, которые нужны для полноценного воспитания и развития в семье. Во-первых, это знание основных законов физического и психического развития ребенка; познание ценностей семейного воспитания и следование им; знание о трудностях, ошибках и способах их устранения в семейном воспитании; знание прав и обязанностей ребенка и родителей;
– операционный компонент– осознанное осваивание родителями методами, приемами и формами воспитательного воздействия на ребенка; организация счастливой и полноценной жизни ребенка в семье, умение замечать и развивать способности ребенка;
– коммуникативный компонент– способность родителей создать положительный, благоприятный и уютный климат внутри семьи; взаимопонимание, как с детьми, так и с другими членами семьи, учитывание их мнения; умение решать конфликты;
– рефлексивный компонент– умение оценивать свои собственные действия, поступки и состояния; анализировать необходимость и эффективность применявшихся методов воспитания, причины успехов и неудач, трудностей, возникающих во время семейного воспитания; способность видеть себя со стороны глазами своего ребенка;
– эмоциональный компонент– умение владеть собою в трудных, непредсказуемых ситуациях; понимать состояние ребенка по некоторым индивидуальным особенностям в его поведении, видеть проблемы ребенка и оказать ему помощь в их решении; способность родителей к состраданию и сопереживанию [3, с 36]. а
Повышение педагогической культуры родителей — долгий и сложный процесс, успешность которого зависит от того, как будут реализованы следующие принципы: а
– гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей;
– обеспечение позиции и своей точки зрения у всех участников педагогического процесса;
– управление взаимодействием детей и родителей;
– единство педагогического просвещения и самообразования родителей;
– разнообразие форм работы с родителями и детьми;
– стимулирование родителей к сотрудничеству;
– принцип добровольности;
– принцип конфиденциальности.
В целом процесс воспитания в семье может быть представлен как: степень развития и формирования личности, обусловленная социальными взаимоотношениями и средой окружения ребенка, реализующаяся через все стороны деятельности ребенка и семьи.
При этом важно понимать, что воспитательный процесс в семье включает в себя:
– личный пример родителей, их общественные взгляды и их авторитет перед ребенком;
– образ жизни семьи, её устройство, традиции и обычаи, отношения внутри семейного круга;
– эмоциональный климат семьи;
– правильная организация свободного времени и досуга семьи.
Таким образом, от семьи зависит благополучность и успешность будущей жизни ребенка, поэтому очень важно чтобы педагогическая культура родителей имела высокий уровень, и они были максимально компетентны во всех вопросах и у них была основная педагогическая база, которая поможет им в воспитании своего ребенка. Формирование необходимой педагогической базы у родителей является одной из важнейших задач педагогов в системе образовательных учреждений. Это нужно для того, чтобы родители смогли сформировать полноценную развитую личность, которая способна принести пользу обществу.
Литература:
- Макаренко А. С. 'О воспитании' — Москва: Издательство политической литературы, 1990.
- Педагогический энциклопедический словарь/ М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. 2003.
- Бородушкина Л. С. Изучение отношений младших школьников к родителям Педагогический опыт как источник психолого-педагогических знаний о коллективе и личности школьника, 1986.