В статье анализируется современное состояние особых экономических зон в Российской Федерации, приводится оценка их эффективности как по итогам 2018 года, так и за весь период функционирования. В результате анализа выявляются наиболее проблемные типы ОЭЗ в Российской Федерации
Ключевые слова: особая экономическая зона, эффективность ОЭЗ, экономический рост.
Свободные экономические зоны представляют собой отдельные территории, с особыми экономическими, правовыми условиями, обеспечивающих формированное развитие этих территориальных анклавов. По сути, свободная экономическая зона (специальная экономическая зона, особая экономическая зона) выступает в роли территории опережающего развития, является точкой роста национальной экономики. Российская практика создания и функционирования особых экономических зон определяется действующим Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [1, ст. 3127].
На 01.07.2018 на территории РФ функционировало 25 особых экономических зон: 9 промышленно-производственных ОЭЗ (сокращенно ОЭЗ ППТ), 6 технико-внедренческих ОЭЗ (сокращенно ОЭЗ ТВТ), 9 туристско-рекреационных ОЭЗ (сокращенно ОЭЗ ТРТ) и 1 ОЭЗ портового типа (сокращенно ПОЭЗ).
В качестве ключевого индикатора эффективности функционирования ОЭЗ выступает сводный расчетный показатель ЕОЭЗ. Исходя из его значения, делается вывод об эффективности/неэффективности работы той или иной особой экономической зоны.
При этом функционирование ОЭЗ РФ признается [2]: эффективным, если ЕОЭЗ > 80 %; достаточно эффективным, если 40 % ≤ ЕОЭЗ < 80 %; неэффективным, если ЕОЭЗ < 40 %.
Результаты расчёта данного показателя по основным типам СЭЗ РФ приведены в таблице 1.
Таблица 1
Оценка эффективности российских ОЭЗ в 2018 году ис момента их образования иначала работы
Тип ОЭЗ |
Сводный показатель эффективности |
|
2018 |
С начала работы |
|
Промышленно-производственные ОЭЗ |
100 % |
89 % |
Технико-внедренческие ОЭЗ |
100 % |
100 % |
Туристско-рекреационные ОЭЗ |
77 % |
71 % |
Портовые ОЭЗ |
95 % |
93 % |
Всего (без учета ОЭЗ ТРТ) |
93,09 % |
88,32 % |
Составлено автором по данным [3].
В целом анализ фиксирует, по итогам 2018 года, 100 %-ную эффективность по ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типов. При этом, с начала работы, 100 %-ной эффективностью характеризуются только ОЭЗ ТВТ. Эффективность ОЭЗ ТРТ по итогам 2018 года составила 77 %, а суммарная эффективность за весь период функционирования — 71 %. Единственная в РФ ПОЭЗ в Ульяновской области добилась 95 % эффективности в 2018 году, и суммарные 93 % за весь период своей работы.
В таблице 2 представлены данные о выполнении плана по привлечению резидентов в разрезах типов ОЭЗ.
Таблица 2
Выполнение плана по привлечению резидентов вразрезах типов ОЭЗ
Тип ОЭЗ |
Привлечено |
Выполнение плана % |
||
2018 |
С начала работы |
2018 |
С начала работы |
|
Пром.-произв. ОЭЗ |
35 |
228 |
121 % |
101 % |
Технико-внедрен. ОЭЗ |
66 |
412 |
116 % |
111 % |
Туристско-рекреац. ОЭЗ |
8 |
45 |
53 % |
85 % |
Портовые ОЭЗ |
5 |
22 |
125 % |
96 % |
Всего |
114 |
707 |
108.7 % |
105.1 % |
Составлено автором по данным [3].
Как видим из таблицы 2, по итогам 2018 года, по всем ОЭЗ РФ было зарегистрировано 114 резидентов (перевыполнение плана на 8,7 %), а с начала функционирования — 707 (+ 5,1 % в сравнении с планом). Наиболее проблемными, с точки зрения выполнения планового задания, являются ОЭЗ туристическо-рекреационного типа, которые по итогам 2018 года привлекли лишь 8 резидентов (53 % от плана), а за весь период своей деятельности — 45 резидентов (85 % от плана).
В таблице 3 представлены данные о динамике выполнения плана по созданию рабочих мест в разрезах типов ОЭЗ
Таблица 3
Данные одинамике выполнения плана по созданию рабочих мест вразрезах типов ОЭЗ
Тип ОЭЗ |
Создано рабочих мест |
Выполнение плана по созданию рабочих мест |
||
2018 год |
С начала работы |
2018 год |
С начала работы |
|
Пром.-произв. ОЭЗ |
3180 |
17940 |
134 % |
103 % |
Технико-внедрен. ОЭЗ |
3733 |
18155 |
129 % |
106 % |
Туристско-рекреац. ОЭЗ |
82 |
300 |
28 % |
64 % |
Портовые ОЭЗ |
342 |
444 |
39 % |
33 % |
Всего |
7337 |
36839 |
114.0 |
101.3 |
Составлено автором по данным [3].
По итогам 2018 года, по всем ОЭЗ РФ было создано 7337 (перевыполнение плана на 14 %), а с начала функционирования — 36839 (+ 1,3 % в сравнении с планом). Наиболее проблемными, с точки зрения выполнения планового задания, являются ОЭЗ ТРТ и ПЭЗ. Первые, по итогам 2018 года создали 82 рабочих места (28 % от плана), а за весь период своей деятельности — 300 резидентов (64 % от плана). Показатели ПОЭЗ — 39 % от плана в 2018 году и 33 % за весь период функционирования.
В таблице 4 представлены данные о динамике выполнения плана по привлечению инвестиций в разрезах типов ОЭЗ.
Показатели по привлечению инвестиций в ОЭЗ, как за 2018 год, так и за весь период их функционирования характеризуются 100 %-ным выполнением плана.
Таблица 4
Данные одинамике выполнения плана по привлечению инвестиций вразрезах типов ОЭЗ
Тип ОЭЗ |
Объем инвестиций, млрд. руб. |
Выполнение плана по инвестициям |
||
2018 год |
С начала работы |
2018 год |
С начала работы |
|
Пром.-произв. ОЭЗ |
39.94 |
240.10 |
100 % |
100 % |
Технико-внедрен. ОЭЗ |
36.18 |
124.44 |
100 % |
100 % |
Туристско-рекреац. ОЭЗ |
0.539 |
1.64 |
100 % |
100 % |
Портовые ОЭЗ |
2.15 |
3.17 |
100 % |
100 % |
Всего |
78.809 |
369.35 |
100.0 |
100.0 |
Составлено автором по данным [3].
Всего же за 2018 год, российским ОЭЗ было привлечено 78,81 млрд. руб. инвестиций. При этом 50,68 % составили инвестиции в ОЭЗ ППТ, и 45,91 % — инвестиции в ТВТ. Кроме этого, среди суммарных инвестиций доля ОЭЗ ППТ составляет 65,01 %, а удельный вес инвестиций в ОЭЗ ТВТ — 33,69 %. Т. е. на ОЭЗ ТРТ и ПОЭЗ приходится 1,3 % инвестиций, их которых только треть — инвестиции в ОЭЗ ТРТ.
В таблице 5 представлены данные о динамике выполнения плана по выручке от реализации в разрезах типов ОЭЗ
Таблица 5
Данные одинамике выполнения плана по выручке от реализации вразрезах типов ОЭЗ
Тип ОЭЗ |
Объем выручки, млрд. руб. |
Выполнение плана по выручке |
||
2018 год |
С начала работы |
2018 год |
С начала работы |
|
Пром.-произв. ОЭЗ |
128.1 |
514.4 |
247 % |
116 % |
Технико-внедрен. ОЭЗ |
63.15 |
200.03 |
130 % |
124 % |
Туристско-рекреац. ОЭЗ |
0.075 |
0.28 |
5 % |
16 % |
Портовые ОЭЗ |
1.7 |
2.1 |
58 % |
64 % |
Всего |
193.025 |
716.81 |
184.1 |
117.5 |
Составлено автором по данным [3].
В целом за 2018 год, российскими ОЭЗ, была сгенерирована выручка от реализации в размере 193,025 млрд. руб., что составляет 26,9 % от суммарной выручки за весь период функционирования. При этом, с начала работы, на ОЭЗ ППТ приходится 71,76 % всей выручки, на ОЭЗ ТВТ — 27,91 %, на ПОЭЗ — 0,29 %, а на ОЭЗ ТРТ — 0,04 %. Наиболее проблемными ОЭЗ являются ОЭЗ ТРТ: 5 % от плана по выручке в 2018 году и 16 % — за весь период своей работы.
В таблице 6 представлены все ОЭЗ РФ, которые характеризуются недостаточной эффективностью
Таблица 6
Результаты оценки эффективности по наиболее проблемным особым экономическим зонам РФ
ОЭЗ, тип, регион |
Сводный показатель эффективности |
|
2018 год |
С начала работы |
|
ОЭЗ ППТ (Псковская область) |
48 % |
44 % |
ОЭЗ ТВТ (Республика Татарстан) |
91 % |
71 % |
ОЭЗ ТРТ (Тверская область) |
73 % |
66 % |
ОЭЗ ТРТ (Республика Бурятия) |
63 % |
39 % |
ОЭЗ ТРТ (Иркутская область) |
58 % |
88 % |
Составлено автором по данным [3].
Наихудшей среди ОЭЗ РФ является ОЭЗ ППТ Псковской области: сводный показатель эффективность за 2018 год составляет 48 %, а суммарный, за весь период исследования, — 44 %. ОЭЗ ТВТ Республики Татарстан наименее эффективная в своей группе: 91 % эффективности за 2018 год, и суммарно, за все время работы — 71 %. Также недостаточной эффективностью характеризуются ОЭЗ ТРТ (Тверская область), ОЭЗ ТРТ (Республика Бурятия), ОЭЗ ТРТ (Иркутская область)
В целом можно сделать вывод, о достаточно эффективном развитии в РФ особых экономических зон. Наиболее проблемными являются особые экономические зоны туристическо-рекреационного типа Тверской, Иркутской областей, а также республики Бурятия. Наименьшую эффективность среди всех ОЭЗ демонстрирует ОЭЗ ППТ (Псковская область).
Литература:
- Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» //. URL: http://www.rbc.ru/finances/19/02/2016/56c7064d9a79470b848a7d33 (дата обращения: 28.11.2019).
- Постановление Правительства РФ от 7 июля 2016 г. N 643 «О порядке оценки эффективности функционирования особых экономических зон» (с изменениями и дополнениями) URL: https://base.garant.ru/71442538/ (дата обращения: 28.11.2019)
- Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2018 год и за период с начала функционирования особых экономических зон. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/203fbaf6–0208–4bd1–9452-c612b4e988fc/ %D0 %9E %D1 %82 %D1 %87 %D0 %B5 %D1 %82+ %D0 %BF %D0 %BE+ %D0 %B8 %D1 %82 %D0 %BE %D0 %B3 %D0 %B0 %D0 %BC+ %D1 %84 %D1 %83 %D0 %BD %D0 %BA %D1 %86 %D0 %B8 %D0 %BE %D0 %BD %D0 %B8 %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B8 %D1 %8F+ %D0 %9E %D0 %AD %D0 %97+ %D0 %B7 %D0 %B0+2018+ %D0 %B3 %D0 %BE %D0 %B4.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=203fbaf6–0208–4bd1–9452-c612b4e988fc (дата обращения: 28.11.2019)