В статье раскрыты вопросы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством организации и проведения народных игр.
Ключевые слова: народная игра, старший дошкольный возраст, эстетическое воспитание.
Значение народной игры в эстетическом воспитании и развитии ребенка старшего дошкольного возраста очень велико. Старший дошкольный возраст является особенным возрастом для эстетического воспитания. Именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
Г. И. Бабурина и Т. Ф. Кузина отмечают, что целесообразность изучения народных игр и их практическое применение в эстетическом воспитании старших дошкольников описывали в своих трудах такие исследователи как А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Д. И. Писарев и др. Высокую оценку роли игры в воспитании давал К. Д. Ушинский [1]. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость изучения национальных народных игр педагогами дошкольного воспитания [4].
По мнению Г. И. Бабуриной, актуальность эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством использования в воспитательно-образовательном процессе обусловлена недостаточной изученностью педагогических условий, способствующих решению данной задачи [1].
При этом, как считает Г. И. Бабурина, эстетическое воспитание играет важную роль в развитии познавательных способностей личности старшего дошкольника через формирование «эстетического мышления», способствуя целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры определенной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, определяющих формирование предпосылок теоретического мышления и познания [1].
К примеру, необходимо постоянно формировать у старшего дошкольника эстетическое отношение к действительности и искусству, развивая при этом его интеллект.
Данный процесс может проходить неуправляемо, стихийно и спонтанно, так как в процессе общения с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок все равно эстетически развивается. Однако, при этом он не осознает эстетическую сущность предметов, да и такое развитие очень часто обуславливается его стремлением к развлечениям.
В связи с этим, Г. М. Науменко подчеркивает, что без продуманного педагогического воздействия ребенок может сформировать ложные ценности и идеалы [2].
Народная игра представляет собой одно из средств, сохраняющих и передающих общечеловеческие ценности и традиции народа, средством вхождения в социум, освоения нравственного, трудового и эстетического опыта предыдущих поколений, которое тесно связано с песней, плясками, потешками, загадками, сказками [3].
Народная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая являетсяещё и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребёнка [2].
Народные игры — традиционное средство педагогики, способствующее отражению образа жизни народа, его быта, труда, обычаев.
Участвуя в них, дети приобретают такие качества, как честь, смелость, мужество, сила, ловкость, выносливость; смекалка, выдержка, выдумка, находчивость, воля, стремление к победе [2].
Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста педагогически ценны тем, что воспитывают у них ум, характер, нравственные качества, физически развивают детей, способствуя пробуждению интереса дошкольников к народному творчеству [4].
Народные игры являются удивительно совершенными и ценными произведениями народного творчества, создаваемыми и оттачиваемыми десятками поколений, вбиравшими в себя опыт целого народа.
Современные дети с удовольствием играют в народные игры, привлекающие их и познавательным содержанием, и разнообразием игровых действий, и эмоциональной окрашенностью, и эстетикой своей организации.
Использование народных игр предполагает обращение внимания детей старшего дошкольного возраста на более конкретное, детальное восприятие, целевое наблюдение. И здесь на помощь педагогу могут прийти словесные и наглядные методы, которые следует использовать в соответствии со следующими требованиями:
– воспроизводить народную игру нужно эмоционально, выразительно, четко, чтобы детям было понятен смысл, содержание игры, её эстетическая ценность;
– необходимо добиваться яркой образности, так как в противном случае встреча с игрой несущественна и бессмысленна [1].
В качестве приемов для эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры и воспитания у них устойчивого интереса к народным играм необходимо:
– знакомить детей с лучшими образцами народного игрового музыкального творчества;
– использовать демонстрацию личного примера при разучивании игр;
– применять демонстрацию примера ребёнка при создании игрового образа;
– использовать костюмы, атрибуты и пр. [1].
Народная игра в сочетании с другими средствами воспитания является основой начального этапа эстетического воспитания детей, развития активной, гармоничной, духовно богатой личности.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы, являясь фундаментом для дальнейшего развития нравственных чувств и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Таким образом, народные игры являются не только важнейшим источником и средством развития всех сторон личности детей дошкольного возраста, но и играет огромную роль в эстетическом воспитании дошкольников. Они помогает почувствовать красоту родного языка, развивает творческое мышление.
Литература:
- Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 2005.
- Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. М. Науменко. М., 2008.
- Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 7 лет. М., 2005.
- Ушинский К. Д. Родное слово Часть 1. М., 2002.