Искусство эллинизма является искусством обширных монархий, образованных после распада державы Александра Македонского, художественным явлением времени, когда в жизни общества рабовладельчества ведущую роль играла деспотическая монархия. Принято считать хронологическими рамками искусства данной эпохи дату смерти Александра Македонского, т. е. 323 год до н. э., с другой стороны — присоединение Египта к Риму — 30-ый год до н. э. Также выделяют период раннего (323 г. — середина III в. до н. э.), высокого (середина III — середина II в. до н. э.) и позднего эллинизма (середина II в. до н. э. — 30 г. до н. э.). Искусство эллинистической эпохи существовало в восточном Средиземноморье [1].
В ранний эллинистический период большое влияние оказывали греки. Роль греков отразилась в характере множества памятников раннего эллинизма, которые продолжали сохранять традиционные элементы классического искусства. Высокий эллинизм наступил в одно время с началом отличающихся особой жестокостью пунических войн, способствующих отвлечению внимания Рима от районов на востоке. Это время характеризовалось упорным давлением знати на греко-македонскую правящую верхушку и ожесточенной междоусобицей. Так, развитие искусства сопровождалось появлением драматических образов, сочетанием элементов трагедии и идиллических тем, также в искусстве стали прослеживаться камерность и гигантизм. Широко начала развиваться садово-парковая декоративная скульптура.
Рассматривая искусство позднего эллинистического периода, мы можем выделить расхождения с действительностью, в глаза бросается некая дисгармония в жизни, текущая внутри городов. Стала еще более жестокой борьба эллинских и «туземных» местных идей из-за различий их вкусов и настроений, появился индивидуализм, и на ряду с ним шла яростная борьба за власть [1].
Связь с эллинистическим искусством прослеживалась как в науке и технике, естествознании и философии, так и в литературе и религии того времени. Имела место быть зависимость архитектурных успехов от возросшего к тому времени уровня возможностей в строительстве, благодаря стремительному развитию техники и научной мысли. Появление новых сюжетов, изменение характерного стиля в живописи, мозаике, скульптуре было результатом измененного отношения к окружающим явлениям, а это, в свою очередь, отразилось и в философии, религии, и литературе.
Глубочайшие расхождения с эллинистической действительностью привели искусство данной эпохи к ярким контрастам, чье проявление можно увидеть в том, насколько по-другому стали выражаться чувства, теперь они варьировались от драматических к лирическим. Эффект столь бурных эмоций, выраженных в памятниках эллинистического искусства, мог сочетаться даже с элементами холодной аналитичности и рассудочности, как и новейшие тенденции и формы спокойно сочетались с классицизмом и архаистикой.
Мастера изобразительного искусства наряду с литераторами любили вносить некие неожиданные явления, которые в корне отличались от установившейся еще в V веке идеи неизбежности. Чувство необъятных просторов мира, которое возникло в эпоху эллинизма, нашло проявление также и после создания языка койне, что достаточно ярко отразилось и в архитектурных формах [1].
Несмотря на отсутствие известных шедевров мировой культуры, принадлежащих эпохе эллинизма, подобных акрополю в Афинах или Парфенону, она все же является периодом крупнейших архитектурных достижений. Одними из наиболее важных достижений стали теоретические и практические разработки разнообразных методов планирования и благоустройства городов, возведение общественных центров в виде ансамблей, строительство различных видов сооружений: как общественных, так и торговых. В эллинистический период сложился развитый тип перистильного жилого дома с изысканным архитектурным интерьером, украшением которого являлись роспись, многоцветные мозаики, изящная мебель, статуи, фонтаны и декоративная зелень. Приемы для построения композиции теперь усложнились, благодаря замкнутым пространственным построениям городских общественных центров, началось развитие фронтальных композиций в храмовом зодчестве, появились различные вариации центрических зданий, а также композиции, стремящиеся ввысь [2].
С развитием художественных и архитектурных средств выразительности в данную эпоху был сделан большой рывок вперед, который обогатил спектр данных средств и сумел расширить палитру приемов составления композиций и пластики в архитектуре. Использование классических ордеров набирает обороты, ее применение приводит к возникновению новейших выразительных качеств — в перистильных композициях, когда появляются сочетания классической ордерной системы с глухой стеной и колоннадами из нескольких ярусов. С объединением и переработкой ионических, дорических, а порой и восточных элементов происходит возникновение пластически видоизмененного ордера. Начинается широкое распространение пилястр, столбов, ант, а также вводятся новые решения. Другой художественный смысл приобретает слияние архитектурных и скульптурных элементов воедино, что характерно для классического периода. Все чаще применяются скульптурный рельеф и скульптура, что способствует обретению архитектурой богатства и пластической насыщенности. Иногда они приобретают сильно самодовлеющее значение, и это сильно влияет на композиционное построение зданий и их элементов архитектуры. Но совершенно не значит, что с применением новых навыков понимания слияния отдельных видов искусств и проникновением частичек культуры востока в греческую, начнется формирование нового единого стиля архитектуры эпохи эллинизма. Роль архитектуры данного периода в истории заключалась в другом: при помощи обогащения спектра художественных и технических средств архитектуры Греции и расширения сферы их применения в новых, небывалых мировых масштабах, эллинизм способствовал превращению достижений греческой архитектуры и зодчества в достояние как средиземноморских народов, так и азиатских [3].
У архитектуры этого периода все же были и слабые стороны, которые состояли, прежде всего, в утрате ею ценных общественных идеалов, а эти идеалы в свою очередь имели важное значение для архитектуры и искусства архаики и классического периода. Еще одной слабой стороной архитектуры эллинизма являлся отказ от общепринятых закономерностей искусства, служащих ограничителем личного произвола художников, и помогающих выражению идеалов эпохи в приближенной к идеалу художественной форме.
В заключение, искусство эллинистической эпохи сумело оставить глубочайший след в истории культуры человека в целом, а наиболее важным достижением этого периода является то, что он сделал возможным развитие принципов греческого зодчества, а также его средств выразительности, которые стали итогом полного соответствия условий восприятия формы зрителями строению художественного образа.
Литература:
- Всеобщая история искусств: Том первый. Искусство Древнего мира/ Под общей редакцией А. Д. Чегодаева. — 1956. — 865, LVIII с., ил.
- Эллинистическая архитектура, 2008 — URL: http://antique.totalarch.com/gha_grece/5/2
- Архитектура в эпоху эллинизма, 2011 — URL: https://studme.org/1943092626981/tovarovedenie/arhitektura_epohu_ellinizma