Не так давно Минфин представил очередной план пенсионной реформы в виде законопроекта о «гарантированном пенсионном плане» (ГПП), который повторяет положения «индивидуального пенсионного капитала» (ИПК), представленного в 2016 году. В очередной раз Правительство РФ еще на один год заморозило накопительную часть пенсий российских граждан в ПФ РФ. Таким образом, Правительство РФ так и не может решить вопрос о достойной жизни граждан Российской Федерации при выходе их на заслуженный отдых — на пенсию. Считаю, что граждане России должны сами подумать о своей будущей пенсии, используя российский и зарубежный опыт, которому более 150 лет. Речь идет об организации корпоративного пенсионного обеспечения, инициаторами которого выступают сами работники.
Ключевые слова: корпоративная пенсия, негосударственное пенсионное обеспечение, пенсионные взносы, пенсионные выплаты, негосударственный пенсионный фонд (НПФ), кредитная кооперация.
Минфин и Центральный Банк России работают над очередной моделью пенсионной реформы с 2016 года. Первоначальная модель называлась системой «индивидуального пенсионного капитала» (ИПК) и предусматривала автоматическое (принудительное) подключение граждан России к отчислению взносов с заработной платы для будущей пенсии. Данный проект был отклонен Президентом Российской Федерации. Данный проект был полностью переработан и предусматривает полностью добровольный порядок участия граждан в системе пенсионных накоплений. Данный проект стал называться «гарантированный пенсионный продукт» (ГПП). Данный проект предусматривает размещение пенсионных взносов граждан в негосударственных пенсионных фондах (НПФ). Согласно Федерального закона от 07 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», негосударственный пенсионный фонд — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию [1].
Практика деятельности негосударственных пенсионных фондов в России в течение 20 лет имеет скорее отрицательный результат. Низкая доходность НПФ в виду раздутых расходов на содержание аппарата управления этих фондов, частое прекращение деятельности НПФ из-за неэффективного управления финансовыми ресурсами, вверенными гражданами в управление. А иногда, криминальные, мошеннические действия руководства НПФ по присвоению денежных средств из вкладов населения.
Для реализации корпоративного пенсионного обеспечения предлагается использовать финансовые институты, которые уже действуют на территории Российской Федерации — негосударственные пенсионные фонды, либо кредитные потребительские кооперативы граждан (КПК). Организацию корпоративного пенсионного обеспечения можно рассмотреть на примере ФССП РФ.
При каждом территориальном УФССП России организуется НПФ, либо кредитный потребительский кооператив, в который входят государственные служащие данного территориального УФССП России. С служащими, (далее Вкладчики) заключаются договора негосударственного корпоративного пенсионного обеспечения. В рамках договора вкладчик лично, либо по его распоряжению работодатель, ежемесячно перечисляет 10 % (либо 7 %) с суммы начисленной заработной платы на пенсионный счет, открытый вкладчику в НПФ (КПК).
Согласно статье 219 Налогового кодекса РФ (часть 2) налогоплательщик имеет право на социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере не более 120 000,00 рублей в год при совершении пенсионных отчислений [2].
При осуществлении корпоративного пенсионного обеспечения в рамках кредитного потребительского кооператива расширяется набор финансовых инструментов для накопления будущих пенсий участников КПК. Так как кредитный потребительский кооператив граждан есть добровольное объединение физических на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков) [3], то данная модель является наиболее финансово устойчивой. Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О кредитной кооперации» предполагает ограничения в размещении денежных средств КПК на финансовых рынках. КПК имеет право выдавать денежные займы только своим участникам (пайщикам). Величина займа может быть ограничена 10-кратной суммой начисленной средней заработной платой за последние три месяца, выплаченной государственному служащему. Свободные денежные средства КПК может размещать в государственные долговые обязательства (федеральные и субфедеральные, муниципальные).
Годовая прибыль, полученная по результатам финансовой деятельности организации после оплаты расходов, налогов и сборов распределяется и начисляется на пенсионные счета участников пенсионной программы.
При реализации корпоративной пенсионной программы работодатель (представитель работодателя) вносит в фонд пенсионного накопления сумму, равную сумме пенсионных взносов, собранных в текущем финансовом году.
Программа софинансирования корпоративной пенсии утверждается при составлении бюджета федерального органа государственной власти.
Выплата накопленных денежных средств с пенсионных счетов осуществляется при достижении вкладчиком пенсионного возраста (при выходе на пенсию), при смене места работы (службы), родственникам (наследникам) вкладчика в случае его смерти согласно действующего законодательства.
При реализации корпоративной пенсионной программы потребуется внести ряд изменений в действующие законодательные акты, в том числе в статью 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О противодействии коррупции», накладывающую ограниченияна государственных служащих [4]. Кроме того, в связи с принятием Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 328-ФЗ. от 01.10.2019 года. (Закон вступает в законную силу 01 января 2020 г.) и Федерального Закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ (начало действия редакции — 01.01.2020), в них также необходимо внести изменения и дополнения в связи с реализацией корпоративной пенсионной программы.
Литература:
- Федеральный закон от 07 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (ред. от 03.08.2018).// Собрание законодательства РФ, № 19, 11.05.198, ст. 2071.
- Статья 219. Социальные налоговые вычеты. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2019).// Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340.
- Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О кредитной кооперации». // Собрание законодательства РФ, 20.07.2009, № 29, ст. 3627.
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О противодействии коррупции». // Собрание законодательства РФ, 29.12. 2008, № 52 (ч.1), ст. 6228.