В течение нескольких лет обсуждается вопрос о преобразовании Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации. Основным, и даже главным участником процесса исполнения судебных решений, является судебный пристав-исполнитель. Вся структура ФССП нацелена на своевременное и полное исполнение судебных решений. В научной литературе обсуждалось несколько вариантов оптимизации исполнительного производства. От коммерциализации принудительного исполнения до передачи исполнительного производства в структуры Министерства внутренних дел.
Ключевые слова: принудительное исполнение, органы принудительного исполнения, судебный пристав-исполнитель, Федеральная служба судебных приставов, исполнительное производство.
Современная служба судебных приставов берет свое начало с судебной реформы императора Александра II, начатой 20 ноября 1864 года с «Положения о введении в действие Судебных Уставов». Деятельность приставов, состоявших при мировых судьях, окружных судах и мировых съездах, была строго подконтрольна соответствующим судебным ведомствам. В отношении кандидатов на должность судебного пристава действовал определенный перечень требований и цензов. В соответствии с «Учреждением судебных установлений» эту должность не могли занять иностранцы, лица, не достигшие двадцати одного года, лица, подвергшиеся судебным приговорам или состоящие под следствием. Большое внимание уделялось морально-нравственным качествам кандидата: чтобы обеспечить интересы сторон в исполнительном производстве, судебный пристав должен быть добросовестным и обладать «благонадежной нравственностью». Утверждение пристава в должности происходило только по истечении года успешной службы. Если при исполнении судебных постановлений судебному приставу оказывалось сопротивление, виновные лица несли суровое наказание (лишение всех прав состояния, ссылка на каторжные работы или в Сибирь на поселение, отдача в арестантские роты и др.). Была предусмотрена дисциплинарная, гражданская и уголовная ответственность судебного пристава в случае ненадлежащего исполнения им своих служебных обязанностей. Институт судебных приставов становится ядром «исполнительного» судебного механизма, а законодательство о правовом статусе судебных приставов Российской империи признается образцовым документом в европейской законотворческой практике второй половины XIX века.
В Советском Союзе для реализации исполнений судебных решений учреждается институт судебных исполнителей. А функции по поддержанию порядка в зале суда и принудительной доставки в суд участников возлагаются на сотрудников советской милиции. Судебные исполнители состояли в штате суда и в своей деятельности подчинялись непосредственно суду. Этот факт, безусловно, свидетельствует о некоторой преемственности между дореволюционной службой приставов и советской.
Возрождение службы судебных приставов началось с 1997 года, когда были приняты федеральные законы от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Эти законы стали основой для развития современной российской системы исполнительного производства и института судебных приставов.
Совершенствование за истекшее время законодательство Российской Федерации также потребовало изменения ряда норм федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» и внесения изменений в эти законы, поскольку вопросы исполнения судебных и иных актов касаются практически каждого гражданина и организации, осуществляющих свою деятельность в нашей стране.
Потребности в изменении законодательства об исполнительном производстве, в последнее время находившегося в центре внимания, как законодателя, так и общества в целом, обусловили разработку и принятие нового Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», вступившего в силу 1 февраля 2008 года.
С развитием судебной системы РФ и повышением правового уровня населения страны, количество возбуждаемых исполнительных производств судебными приставами-исполнителями ежегодно увеличивается на 10–12 % [1]. Все возрастающая нагрузка на судебных приставов-исполнителей и повышение предъявляемых требований к профессиональному уровню судебного пристава-исполнителя не компенсируется повышением социального статуса и увеличением денежного довольствия. Высока текучесть кадров среди судебных приставов-исполнителей.
Все возрастающие проблемы в реализации исполнительного производства — правильного и своевременного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц [2], вызвали обсуждения в профессиональных кругах о путях дальнейшего развития ФССП РФ. Предлагались варианты передачи исполнительных производств по взысканию долгов с граждан и юридических лиц независимым юристам на коммерческой основе. Для повышения социального статуса и увеличения денежного довольствия судебных приставов предлагалось перевести структуры принудительного исполнения в систему Министерства внутренних дел.
19 сентября 2019 года Государственная Дума приняла Федеральный закон «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 328-ФЗ. 25 сентября 2019 года ФЗ был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации 01.10.2019 года. Закон вступает в законную силу 01 января 2020 года. Данный закон с 01.01.2020 года заменит Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О судебных приставах».
Согласно Федерального закона от 01.10.2019 г. № 328-ФЗ, органы принудительного исполнения Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Служба в органах принудительного исполнения — вид федеральной государственной службы… [3]. С принятием данного законодательного акта, судебные приставы становятся государственными служащими (в настоящее время — государственные гражданские служащие) наравне со служащими ГУФСИН РФ, Таможенных органов РФ, Государственной противопожарной службы РФ. Таким образом, судебные приставы федерального органа принудительного исполнения подпадают под действие Федерального Закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах …, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан РФ, уволенных со службы в учреждениях и органах …, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий [4].
Таким образом, принятый Федеральный закон повышает социальные гарантии судебных приставов, увеличивает их денежное довольствие и повышает влияние на уровень заработной платы от эффективности работы судебного пристава Федерального органа принудительного исполнения.
Литература:
- Ведомственная статистическая отчетность за 2016, 2017, 2018 и четыре месяца 2019 года. Официальный сайт ФССП России. http://fssprus.ru/statistics/.
- Статья 2. Федеральный закон от 02.10.2007г № 229-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об исполнительном производстве» (с изменениями и дополнениями, вступивших в силу 17.03.2019 г.).//Собрание законодательства РФ, 08.10.2007, № 41, ст.4849.
- Федеральный закон «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 328-ФЗ. от 01.10.2019 года. (Закон вступает в законную силу 01 января 2020 г.).// Собрание законодательства РФ, 07.10.2019, № 40, ст.5488.
- Федеральный Закон «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ (начало действия редакции — 01.01.2020).// Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч.1), ст.7608.