Цель: Обобщить и закрепить знания детей о диких животных Восточной Сибири, внешний вид, повадки, особенности поведения и выживания в условиях окружающей среды.
Задачи:
− закрепить знания о лесных обитателях Восточной Сибири,
− развивать интерес к окружающему миру,
− развивать творческое воображение, логическое мышление,
− воспитывать бережное отношение к животным.
Материал к занятию: картины с изображением диких животных, тайги, мягкая игрушка зайца. Аудиозапись разных голосов животных.
Предварительная работа. Наблюдение за животными, подготовка докладов о животных Восточной Сибири, рассматривание картин, видеофильмов, загадывание загадок о животных, составление рассказов о животных, чтение художественной литературы
Ход занятия
Здравствуйте, ребята, сегодня у нас очень необычное занятие, мы с вами отправимся на прогулку в лес. А для этого давайте произнесем волшебные слова: 1, 2, 3 — повернись и в дремучем лесу окажись. (дети выполняют)
Ну вот, мы с вами и в дремучем лесу, в Сибирской тайге. Посмотрите, как здесь красиво: высокие могучие деревья, зеленая высокая трава, красивые цветы… ой, и зайчик! (воспитатель обращает внимание на игрушечного зайца)
— Почему, зайчик, ты плачешь, что случилось?
«Ребятки! В лесу случилась беда, пришли злые люди, расставили везде ловушки, и лесные жители пропали, помогите мне их найти и спасти».
Поможем найти лесных жителей?
Но, как же мы будем их искать и спасать, мы же в дремучей Сибирской тайге? (ответы детей: нужна карта)
— А у меня есть с собой карта, посмотрите карта Иркутской области. Давайте рассмотрим её. Вот здесь находится наш город Иркутск. Он обозначен кружочком на карте. А что вы ещё видите на карте? Что это за синие волнистые линии? Это реки. Назовите, какие вы знаете реки? А что означают на карте голубые пятна? Это озёра. Какое самое большое озеро вы видите на карте? Да, озеро Байкал. Какой цвет вы ещё видите на карте, его очень много. (Зелёный). А как вы думаете, что обозначает зелёный цвет? Да, зелёный цвет — это тайга, в которой мы сейчас и находимся. Наша область по — настоящему богата: лесом, реками, озерами. Наши реки, леса и озёра полны обитателей и это очень страшно, что они начали пропадать.
Карта у нас есть, отправляемся на поиски пропавших животных.
—Зайчик, подскажи, откуда пришли злые люди? (дети выполняют указания зайца: 2 шага вперед, 1 шаг налево, 3 шага вправо)
Ребята, посмотрите, что это? (клетка, а в клетке звери).
Нам срочно нужно ее освободить, но, как? Здесь подсказка! (отгадать загадки, клетка откроется) Отгадаем?
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк? (Белка)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут её..? (Лиса)
Чутко спит большая кошка,
Уши в кисточках- сережках.
Ей не скажешь слово «брысь»,
Потому что это.. (рысь)
В природе он в тайге живет,
Не царствует там тополь,
Где хвойный лес, сосна растет,
Мелькнет красавец...(Соболь)
— Молодцы ребята, мы освободили белок, лис, рысей и соболей. Что еще вы знаете об этих животных. (ответы детей).
Скорее, спешим дальше на помощь обитателям тайги.
(Дети выполняют указания зайца: три шага назад, пять шагов влево)
Посмотрите, что это? (картинка: капканы на поляне)
Как же нам от них избавиться? Здесь подсказка: чтобы капканы исчезли, нужно рассказать о животных, изображенных на картине.
Дети рассказывают о мануле — дикой кошке, красном волке, росомахе.
Молодцы! Все капканы исчезли, мы спасли и этих животных. Устали, давайте немного отдохнем.
Физминутка «На водопой»:
Как-то раз лесной тропой (идут по кругу)
Звери шли на водопой, (идут, высоко поднимая ноги)
За мамой-лосихой топал лосёнок, (крадутся на носочках)
За мамой-лисицей крался лисёнок, (передвигаются вприсядку)
За мамой-ежихой катился ежонок, (идут кружась)
За мамой медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалку)
За мамой-зайчихой косые зайчата, (скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат, (крадутся)
Все мамы и дети напиться хотят (сели на корточки в круг)
Идем дальше за указаниями зайца…
Посмотрите, мы дошли до какой-то лесой сторожки… Прислушайтесь, что вы слышите? (разные голоса животных)
Чтобы спасти всех животных, запертых в хижине, нужно отгадать, кто издает данный звук. (дети слушают и угадывают аудио звуки разных голосов животных)
Молодцы, мы освободили всех животных. И вернули их в зеленую тайгу Сибири. Но, что же нам делать, чтобы злые охотники не вернулись? Как вы думаете, что люди придумали на этот счет, как борются с браконьерами?
Правильно, люди создают заповедники, такие места, где животных и растения нельзя обижать, ловить, срывать. В заповедниках работает много людей, которые внимательно следят за охраной природы.
Животные Сибири благодарят вас за помощь в их освобождении, а нам пора возвращаться домой, в детский сад. Повторяем волшебные слова: 1,2,3 повернись и в детском саду окажись.
Ну, вот мы и в саду. Понравилось вам наше путешествие по тайге Сибири? А теперь предлагаю вам нарисовать рисунки на тему защиты природы.