В статье представлены результаты исследования использования инновационных технологий в СОШ № 41 г. Вологды, рассмотрены направления работы по совершенствованию их использования.
Ключевые слова: инновационные технологии, информационно-компьютерные технологии, методическая работа, робототехника.
В настоящее время российская система образования, находится на пике развития инновационной деятельности. Ключевым фактором использования инновационных технологий в школе является осознание руководителя образовательного учреждения всей их важности и перспективности инноваций для школы. Основная цель управления заключается в создании благоприятных внешних и внутренних условий для эффективной совместной деятельности людей, работающих в образовательной организации [1, с. 5]. А для того, чтобы создать эти условия в образовательном учреждении, руководителю необходимо шагать в ногу со временем и использовать в управлении всевозможные инновации.
В г. Вологде 2013 году региональными инновационными площадками были признаны 6 образовательных организаций. В 2019 году 9 образовательных организаций обозначены как инновационные площадки: три дошкольные организации, две школы, две гимназии, один лицей, одна коррекционная школа. Реализуются инновационные технологии, связанные с коррекционным обучением, с использованием информационно-коммуникационных и здоровьесбергающих технологий.
В муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 41» применяются инновационные технологии. В 2010- 2013 гг. школа работала в статусе базовой образовательной организации федеральной стажировочной площадки по распространению инновационного опыта по реализации модели «Цифровая школа как ресурсный центр сетевого взаимодействия в муниципальной и региональной системах образования». С 2015 года школа является базовой площадкой Департамента образования Вологодской области, в том числе и по внедрению комплекса «Готов к труду и обороне».
Инновационная стратегия и тактика школы заложена в программе ее развития. Основными документами являются: Устав школы, локальные акты, основная образовательная программа, программа развития, комплексная программа «Безопасное пространство ОУ».
Для изучения проблем и перспектив использования инновационных технологий в школе № 41 было проведено анкетирование. В нем приняли участие 30 учителей. Исследование показало, что мотивация учителей школы к применению инноваций достаточно высокая. Подтверждением тому служат ответы на вопросы проведенных анкет. Так, все педагоги считают, что инновации в образовании нужны. При этом 80 % участников опроса либо уже применяют инновации, либо планируют применять, но не знают каким образом.
Наиболее популярные инновационные технологии — информационно-коммуникационные (ИКТ), методические, проектные. Самые распространенные — ИКТ. Анализ результатов анкетирования показал, что подавляющее большинство опрошенных не имеют представления ни о самих перечисленных подходах, ни о путях их реализации на уроках. Они не только не смогли их описать, но даже не стали пробовать, не дали ответа о путях реализации конкретных инновационных подходов. Вместе с тем в ходе исследования было выявлено, что учителя готовы к использованию инновационных технологий и даже применяют их. Однако не все педагоги правильно оценивают инновационность технологий, которые они используют в работе.
Для решения проблем, сдерживающих развитие инновационной деятельности в школе, на наш взгляд, необходима работа в трех направлениях: повышение ИКТ-компетенций учителей, методическая работа с педагогами в области применения инновационных технологий и внедрение готовой инновационной технологии — робототехники. Первое направление может быть реализовано в рамках проекта «Повышение ИКТ компетенций учителей». Срок его реализации — 2 месяца. Данный проект включает в себя 3 этапа работы. Подготовительный этап ориентирован на выявление проблем в области ИКТ, изучение средств информатизации и информационно-коммуникационных технологий как инструментов в воспитательно-образовательном процессе, создание условий для их реализации. При этом важно совершенствование и развитие материальной базы, создание комфортных условий для самостоятельной работы педагогов с компьютером.
С целью ознакомления педагогов с теоретической основой применения ИКТ в школе организуются «Педагогические чтения» на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности образовательного учреждения».
На основном этапе предполагается освоение способов и приемов использования ИКТ педагогами. Планируется организовать работу интернет– клуба следующим образом.
1 заседание клуба «Мультимедийные программы», где учителя знакомятся с особенностями и возможностями программ.
2 заседание «Мультимедийные презентации», на котором педагоги учатся создавать мультимедийные презентации.
3 заседание «Поисковые системы» направлено на ознакомление учителей с особенностями поиска информации в Интернете и отработку навыков работы с поисковыми системами.
4 заседание «Социальные сети», где педагоги учатся создавать и вести группы в социальных сетях.
Задачей заключительного этапа является использование ИКТ в деятельности школы, контроль результатов работы, их корректировка, а также обобщение и обсуждение итогов деятельности по применению информационно-коммуникационных технологий в процессе функционирования школы.
Среди современных инновационных технологий развития профессиональной компетентности наиболее эффективными являются проектные. Методический проект — это форма создания оптимальных условий для осуществления творческого поиска учителей с целью удовлетворения их профессиональных интересов, развития способностей и готовности работать в инновационной среде.
Актуальной темой проекта, с нашей точки зрения, является «Инновационные формы сотрудничества школы со школами города, вузами в организации профильного обучения и профессиональной ориентации школьников». Предлагается создание педагогических (методических) студий в рамках семинаров-практикумов для решения научно-методической проблемы. Педагогическая студия — это инновационная форма для организации обучения путем интерактивного взаимодействия коллектива единомышленников, связанных между собой определенным мировоззрением и общими задачами. Сущность студийных занятий в обучении заключается в том, что приобретенные знания получают свое профессиональное воплощение на протяжении занятия на основе реального педагогического опыта в объединении с уже сформированными профессиональными умениями, навыками, взглядами. Работа в студии — это не только обретение новых знаний, но и разрушение профессиональных стереотипов, усовершенствование индивидуальной системы педагогических взглядов учителя.
В рамках исследования разработано предложение по созданию педагогической студии по развитию способностей одаренных школьников на основе индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания. Она имеет интегрированный характер и объединяет в себе несколько инновационных форм методической работы — круглый стол, тренинг, дискуссию, работу в группах, интерактивные формы обучения.
Еще одной из эффективных форм методической работы с учителями являются мастер-классы. В качестве рекомендации можно предложить проведение мастер-класса на тему «Современные технологии развития профессиональной компетентности учителя, формирование его как учителя-экспериментатора, учителя-исследователя, учителя-новатора».
Структура мастер-класса состоит из следующих разделов.
- Постановка проблемы. Как вырастить и развить учителя-исследователя, учителя-экспериментатора? Актуализация проблемы и современные подходы ее решения в теории и практике учебных заведений.
- Дискуссионная панель. Профессиональная компетентность учителя. Существуют ли сегодня технологии развития профессиональной компетентности учителя? Какими они должны быть? Какой опыт накоплен в нашем городе? С чего начинают такую работу?
- Индукция. Как соединить традиционные и инновационные технологии развития педагогического мастерства в системе «город — школа — учитель»? Взгляд на проблему с точки зрения учителя, руководителя учебного заведения, методиста. Представление опыта внедрения инновационных технологий как инструмента повышения профессиональной компетентности учителей.
- Самоконструкция. Методы мониторинга профессиональной компетентности учителя. Диагностика профессиональной компетентности учителя и распределение участников на группы. Формы, методы, средства — традиционные и инновационные. Представление опыта работы руководителя предметной кафедры.
- Социоконструкция — групповая работа над проектом (сбор и обработка информации, разработка структуры методической работы).
- Социализация. Состояние работы учителей над проблемой повышения собственной профессиональной компетентности (сопоставление, оценивание, корректирование). Презентация работы учителя.
- Афиширование. Представление групповых моделей структуры методической работы с учителями определенной категории — защита проектов.
Важной инновационной формой методической работы являются педагогические мосты — деловые встречи между двумя педагогическими коллективами, которые объединены общей научно-методической проблемной темой. Такую встречу можно провести с педагогическим коллективом другой школы на тему: «Продуктивная технология обучения: от теории к практике». Учителя посещают творческие лаборатории учителей другой школы, а потом приглашают этих педагогов к себе.
Одним из перспективных направлений инновационной деятельности является применение робототехники как в начальной школе, так и в средней школе. В начальной школе используется современный конструктор от компании ЛЕГО — Lego Wedo, который, по мнению самого изготовителя и Министерства образования и науки РФ, представляет хорошую платформу для развития детей, начиная с первого класса. Стоит отметить, что кроме преимуществ робототехника в образовании имеет и недостатки, которые включают следующие составляющие: методическое сопровождение, финансирование. Проблема методического сопровождения существует в связи с нехваткой учебных и методических пособий по данному направлению.
Для получения необходимой информации об учебном конструкторе Lego Wedo, особенностях управления им, решения задач практического характера предлагается дистанционный курс «Основы робототехники. Конструктор Wedo». Предполагается самостоятельное изучение педагогами следующих тем: «История развития робототехники», «Введение в робототехнику», «Основы конструирования роботов». Планируется программирование и конструирование таких моделей, как: «Голодный аллигатор», «Танцующие птицы», «Умная вертушка», «Обезьянка-барабанщица», «Рычащий лев», «Порхающая птица», «Нападающий», «Вратарь». По данным темам учителям предлагаются домашние задания. В рамках дистанционного курса «Основы робототехники» может быть организована работа Круглого стола.
Результаты реализации указанного направления инновационной деятельности будут апробированы педагогами на Всероссийской научно-практической конференции «Информатизация образования» на секции «Информатика в современном обществе».
Для привлечения к инновационной деятельности учащихся предлагается организация олимпиад по робототехнике, в ходе подготовки к которым дети будут конструировать, программировать, изобретать свои модели. Вместе с тем возможно создание кружка «Робототехника» для учащихся 1–5 классов.
Эффективным, с нашей точки зрения, может стать факультативный курс «Робототехника и программирование» для средней школы (6‐9 классы), рассчитанный на 68 часов (на 1 год по 2 часа в неделю или на 2 года по 1 часу в неделю). В результате учащиеся будут уметь не только конструировать роботов, но и составлять алгоритмы различной степени сложности для управления роботами и выполнения ими различных действий. Кроме того, улучшится понимание в целом основных алгоритмических структур и повысится интерес к изучению линии «Алгоритмизация и программирование» в основном курсе информатики. Особенностью курса является его ориентация на планомерную подготовку детей к различным робототехническим соревнованиям (школьные, городские, областные, региональные турниры, выставки, этапы всемирной робототехнической олимпиады и пр.). Это является сильным мотивирующим фактором к дальнейшему изучению как данного курса, так и курса информатики в целом.
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что реализация предложенных направлений применения инновационных технологий в средней общеобразовательной школе будет способствовать ее развитию и позволит повысить эффективность образовательного процесса в современных условиях.
Литература:
- Борытко, Н. М. Управление образовательными системами /Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. — 190 с.
- Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии / М. Н. Гуслова. — Москва: Академия, 2013. — 256 c
- Назмутдинов, В. Я. Управленческая деятельность и менеджмент в системе образования личности /В. Я. Назмутдинов. — Казань: ТРИ «Школа», 2013. — 420 с.