В статье анализируется формирование коммуникативных навыков у младших школьников, которое является весьма актуальной проблемой, от которой зависит не только дальнейшая результативность их обучения, но и весь процесс развития их личности и социализации в целом.
Ключевые слова: социализация, адаптация, коммуникация, компетентность, толерантность, умение слышать.
С каждым днем происходит возрастание требований к коммуникационному воздействию и толерантности каждого члена нашего общества, степени его ответственности и личного выбора. А заниженный уровень детской коммуникативной компетентности, проявляющийся в ежегодном увеличении числа детей с завышенной межличностной и социальной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в начальных классах, росте одиночества, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к различным точкам зрения и мнения, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою проблему [1, с.31–35].
В последнее время термин коммуникация получил массовое распространение, под которым понимает взаимный процесс обмена информацией между общающимися партнерами.
Коммуникация включает в себя передачу знаний, идей, своего мнения, чувств. Самым же универсальным средством коммуникации на сегодняшний день — считается речь, посредством которой и осуществляется процесс обмена информацией в ходе взаимодействия участников коммуникационного процесса.
Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка младшего возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А. А. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, А. В. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М. И. Лисина, А. Г. Рузская рассматривают общение как коммуникативную деятельность. В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию ребёнка (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, А. Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (Д. Б. Эльконин).
Именно поэтому на сегодняшний день развитие коммуникативной деятельности младших школьников и первоклассников в частности является приоритетным основание обеспечения преемственности их начального образования, которое является одним их необходимых условий их дальнейшей учебной деятельности и важнейшим направлением в социально-личностном развитии.
М. А. Виноградова совместно с Л. В. Юдиной в качестве показателя коммуникативного поведения рассматривали общение, являющееся необходимым условием формирования этих навыков, которое представляло собой взаимодействие нескольких лиц направленного на объединение усилий по налаживанию отношений и достижение общего результата [2, с.37].
Так Милованова Н. Г. считает: «что любой коммуникативный навык подразумевает, прежде всего, распознавание ситуации, после чего в голове выплывает меню со способами реакции на эту ситуацию, а затем выбирается из списка наиболее подходящий и удобный способ для дальнейшего применения» [5, с.22–23].
Как показывают многолетние наблюдения за первоклассниками, именно от учителя зависит большая часть сплоченности обучаемого им коллектива. Ведь именно после детского сада, дети с приходом в школу прекращают ранее существующие коллективные связи, полностью меня устоявшиеся ранее взаимоотношения со сверстниками. Уже в первом классе выделяются дети, пользующиеся популярностью, которые легко идут на контакт со своими товарищами, и «отвергнутые» дети, которым не достается должного внимания, из-за чего в последствии последние мало заинтересованы в обучении, которое осложняется самобичеванием по поводу того, почему с ними никто не хочет общаться и дружить.
Все это обуславливает необходимость учителя постоянно заниматься поиском различных форм и методов работы с детскими коллективами, особенно в первые годы их обучения создавая групповую техники работы с использованием программы развития различных тренинговых занятий по развитию коммуникативных способностей первоклассников в процессе их адаптации к новой жизни — школьной жизни. [4, с.12]
Как показывает практика, именно посредством игры детское сознание легче всего готовится ко всем предстоящим жизненным изменениям, игра гораздо легче объясняет социальные роли, ребенку помогая при этом наладить не только со сверстниками, но и за взрослыми, формируя при этом все необходимы качества ребенка как школьника [3, с.19].
Посредством игры первоклассники обучаются различным действиям в коллективе, учатся подчинять свои желания интересам товарищей, начинают выполнять устоявшиеся правила и прилагают определенные усилия на пути встречающихся трудностей [7, с. 43]
Именно игра как средство коммуникации учащихся первых классов позволят разить у детей такие качества как инициативность, самостоятельность, организованность, развивая параллельно с этим способность работать в коллективе. Посредством грамотного сочетания игровой деятельности с обучающей программой позволяет педагогу помочь первоклассникам в освоении их роли ученика, зарождению у них интереса к учебе и активности на уроках [10, с.108].
Начальная ступень образования должна развить у школьников те необходимые коммуникативные учебные действия, которые позволят детям эффективно сотрудничать с учителем и детьми в классе [8, с.13].
Организация таких коммуникативных навыков должна включать детей в любую деятельность, которая обладает общей целью и требует координирования усилий членов группы.
Весьма эффективна будет организация такой коммуникативной деятельности в классе, которая позволит школьникам соприкоснуться с динамикой ролей [9, с. 218].
По мнению М. И. Лисицыной: «Своевременному формированию всех коммуникативных навыков способствует общение и конечно пример старших. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает как субъект. Общение это не просто действие, а именно взаимодействие — оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах» [6, с.106].
В современных условиях весьма актуальным будет и театрализованная деятельность по формированию у первоклассников коммуникативных навыков, которая будет представлять собой такой педагогический процесс, в котором все будет максимально организованно и непрерывно, каждому ученику будет отведена соответствующая роль, в ходе игры которых дети смогут обменивать необходимой информацией, научатся воспринимать чужую точку зрения, проживут реальные ситуации, получат новые знания, смогут максимально эффективно устанавливать новые контакты не только со сверстниками, но и взрослыми на примере своего учителя, анализируя при этом свое поведение и поступки своих одноклассников.
Театрализованная деятельность как одна из методик обучения коммуникативным навыкам должна предполагать разработку и внедрение таких эффективных технологий, посредством использования которых 6–8 летний ребенок сможет познать окружающий мир в максимальной близкой ему форме деятельности, способствуя, таким образом, его дальнейшему продвижению на пути своего развития.
В заключение статьи стоит ответить, что описанные в ней коммуникативные навыки целесообразнее всего формировать у младших школьников во внеурочное время, чтобы дети успели сдружиться между собой, уяснить все необходимые принципы игры, и у учителя было достаточно времени, на уроках для объяснения нового материала.
Актуальность формирования коммуникативных навыков первоклассников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества — формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы.
Литература:
- Агафонова И. Н. Развитие у первоклассников коммуникативных умений // Управление начальной школой, 2010. № 10. С. 31–35
- Божович, Е. Д. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка / Е. Д. Божович. — М.: МПСИ, 1999.-226 с.
- Иванова И. Ю. Формирование коммуникативных навыков у первоклассников во внеурочной деятельности // Начальная школа. 2013.№ 2.С.12
- Лемяскина Н. А., Стернин И. А. Коммуникативное поведение младшего школьника. Изд.: Воронеж: ВГУ. 2014. 195с.
- Милованова, Н. Г. От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий: методические рекомендации / Н. Г. Милованова // Начальная школа. 2009. № 6. С. 23–28
- Мостова О. Н., Агафонова И. Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников // Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. СПб.: ЛАППО, 2015. 288 с.
- Прохоров Ю. Е., Стернин И. А. Коммуникативное поведение.4-е изд., М.: Флинта-Наука., 2018. 328 с.
- Стернин И. А. Модели описания коммуникативного поведения. Изд.: Воронеж НГУ, 2012. 27 с.
- Черкасова Е. Л. Выявление и преодоление вербально-коммуникативных нарушений у младших школьников с недоразвитием речи Изд.: Поморский университет, 2009. С. 214–220.
- Шипицына Л. Н. Защиринская О. В. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. 3-е изд.- М.: Детство — ПРЕСС, 2015. 384 с.