В данной статье рассматриваются вопросы формирования конструктивно технологических знаний и умений у будущих учителей труда. Даны способы решения нескольких видов конструкторских и технологических задач.
Ключевые слова: технологическая культура, конструктивно-технологическая знания и умения, конструирование приспособлении, технологических задач.
В последнее время в образовательных учреждениях Узбекистана начала складываться определенная система по вовлечению обучаемых в творческих труд.
Между тем, современное развитие науки, техники и технологии выдвигает сложнейшие требования к трудовой деятельности человека.
Важность привития молодёжи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех.)
Как известно, технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.
Школьная практика убедительно свидетельствует о том, что учитель труда должен обладать конструктивно-технологическими знаниями и умениями, без которых он просто не сможет сколько-нибудь квалифицированно вести занятия по трудовое обучение, в частности техническому моделированию и конструированию.
Однако прежде чем изготовить детали и приспособления, необходимо полностью представить себе технологический процесс, т. е. выполнить такие этапы работы, как составление чернового плана обработки деталей; анализ и уточнение технологичности конструкции изделия; установление технических требований к заготовке и необходимой оснастке; оформление технической документации.
Конструирование включает разработку эскизного и составление технического проекта, выполнение рабочих чертежей. Иными словами, конструирование приспособлений и деталей тесно связано с разработкой технологического процесса их изготовления.
Чтобы включить студентов в процессы конструирования и разработки технологических процессов, нужно дать им определенные знания, содержание которых определяется в значительной мере характером и сложностью объектов труда. Изучение этих процессов во время практикума в учебных мастерских, в частности по ручной обработке металлов, показывает, что студенты прежде всего должны усвоить общие сведения о конструировании, допусках и посадках, стандартизации и контроле точностью обработки изготавливаемых деталей(изделий): назначение и правила использования контрольно-измерительных инструментов и приспособлений; устройство и назначение главнейших видов простых приспособлений и устройств, их классификацию и условные обозначения на схемах; физико-механические свойство материалов; основные технические требования к приспособлениям и деталям при конструировании; специфику маршрутно-технологической карты и стадии проектирования; правила составления рисунков и эскизов и чертежей; технические условия на сборку приспособлений; законы физики и формулы для расчета на прочность, жесткость и допускаемые напряжения на растяжение, сжатие, кручение; методику проектирования простых приспособлений.
Наряду с этим студенты должны уметь: выполнять основные требования, предъявляемые к конструкциям; определять величину допусков, зазоров и натяжении в соединениях; применят технические требования, предусмотренные ГОСТом и нормами на разные детали и приспособления; находить отсутствующие размеры отдельных деталей по масштабу, базовым размерам; пользовать научно-технической и справочной литературой; выбирать для заданных деталей приспособлений соответствующие материалы и наиболее рациональный технологический процесс; составлять маршрутно-технологические карты, эскизный технический проекты; устанавливать количество операции и переходов, последовательность их выполнения при изготовлении деталей; выполнять сборку и регулировку отдельных узлов и приспособления в целом; выбирать оптимальный масштаб для проектирования и порядок проектирования деталей и узлов приспособления.
Опираясь на сформированные знания, можно включить студентов в конструирование целого ряда приспособлений, предусмотренных программой.
Конструирование приспособлений целесообразно давать как домашнее задание, а изготовление изделий и некоторых нужных приспособлений осуществлять на практических занятиях в учебных мастерских. Задания на конструирование и разработку технологии должны быт составлены с учетом дидактических правил и прежде всего правила о постепенном усложнении конструкции. Поскольку задания формируются в виде конструкторских и технологических задач, то их необходимо расположить в определенной системе.
Как показывает опыт, рациональнее задачи решать отдельно, разграничивая конструирование и разработку технологии.
Приведем несколько видов конструкторских задач:
- Конструирование по полной технической документации. Этот вид задач используется на первом этапе обучения, когда студентов необходимо ознакомить с конструкцией приспособлений, назначением и взаимосвязью отдельных узлов и деталей.
- Конструирование по неполной технической документации. Сущность этого задания заключается в том, что студенты должны самостоятельно определить недостающие размеры приспособления, выбрать форму зажимных элементов и способ соединения отдельных деталей.
- Конструирование по рисунку иописанию. При конструировании приспособлений необходимо использовать рисунки и описания, имеющиеся в технической литературе. Проектировать можно и по схеме, которую предложит преподаватель или создаст сам студент.
- Конструирование по техническим условиям. Этот вид конструирования сложнее предыдущих, посколько здесь нет наглядности. Технические требования к конструкции в условиях производства формулирует заказчик, а на занятиях в мастерских-преподаватель.
- Конструирование по собственному замыслу. Разумеется, преподаватель может внести коррективы в предлагаемые варианты задач с учетом индивидуальных способностей студентов, наличия материальной базы, потребностей в данных приспособлениях и др.
Приведем несколько видов технологических задач:
- Объяснение технологического процесса. Детально рассматривается технологический процесс изготовления приспособления, содержание каждой операции. Этот вид работы применяется на первом этапе занятий в практикум в учебных мастерских при ознакомлении студентов с разработанной технологической документацией, содержание и последовательностью выполнения операции, необходимым инструментом.
- Выбор заготовки, инструмента испособов их установки. Прежде чем перейти к решению такой задачи, студенты должны ознакомиться с чертежом обрабатываемой детали и соответствующими трудовыми операциями.
- Определение последовательности выполнения трудовых операции. Выполняя эту работу, студенты приобретают умения представлять видоизменения формы заготовки в процессе обработки и выбирать оптимальную последовательность операций.
- Составление операционной технологии. Решая эту задачи, студенты учатся определять содержание операции и приобретают умения по составлению операционных карт.
- Самостоятельная разработка технологического процесса. В основу данной задачи должна быть положена разработка технологического процесса на изготовление конкретного приспособления, в частности для затачивания зубил, сверл и т. д.
Таким образом, применение системы технических задач как дидактического средства для формирования технологических знаний и умений у студентов способствует выработке навыков самостоятельно пополнять свои знания и умения; развитию технического мышления, что является важным условием становления интеллектуальных способностей; осуществлению связи теории и практикой и расширению политехнического кругозора; реализации межпредметных связей технических дисциплин с математикой, физикой, инженерной графикой.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что формирование технологических знаний и умений должно проходить в процессе решения технических задач, при чем в качество объектов для решения задач наиболее целесообразно избрать приспособления.
Следовательно, решение технических задач на базе системы приспособлений может служить основном методом формирования технологических знаний и умений у студентов.
Литература:
- Национальная программа по подготовке кадров. –Ташкент, «ШАРК». 1997.
- Нишоналиев У. Формирование личности учителя трудового обучения: проблемы и перспективы.Ташкент «ФАН». 1990.. -94 с.