Использование метода предыдущих сделок при определении рыночной стоимости компании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 05.12.2019

Статья просмотрена: 238 раз

Библиографическое описание:

Богданов, Р. А. Использование метода предыдущих сделок при определении рыночной стоимости компании / Р. А. Богданов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64777/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена обзору инструмента, используемого при определении рыночной стоимости компании с помощью использования метода предыдущих сделок. Проведенное исследование позволяет систематизировать имеющиеся знания касательно данного подхода и сделать выводы относительно возможности его применения в условиях динамично развивающихся современной экономики. Данный подход находит активное применение в практике корпоративных финансов и получает широкое распространение среди участников рынка, занимающихся оценкой стоимости компаний.

Ключевые слова: оценка стоимости компании, сделки по слияниям и поглощениям, мультипликатор.

Процедура оценки стоимости бизнеса влияет на принятие той или иной стратегии компании. За счет изменения процедуры можно выявить иные возможные подходы и определить путь к максимизации прибыльности бизнеса и увеличению его рыночной стоимости.

Оценка стоимости — это расчет и логическое обоснование стоимости компании на определенную дату. Это целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении, с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка. Результатом произведенной оценки является рассчитанная величина рыночной стоимости. Рыночная стоимость — это наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Метод предыдущих сделок или аналогичных сделок основывается на оценке с помощью мультипликаторов для определения справедливого диапазона стоимости компании, подразделения, бизнеса или группы активов. Метод основывается на цене, которая была заплачена за аналогичную компанию в сделке слияний и поглощений. Метод предыдущих сделок имеет широкий спектр применений, в первую очередь, позволяя определить стоимость компании при потенциальной продаже в потенциальной M&A сделке или реструктуризации.

Основой данного метода является процесс выбора сопоставимых сделок. Лучшими сопоставимыми сделками являются сделки с участием аналогичных компаний (смежная отрасль, сопоставимые финансовые показатели).

Для максимально корректной оценки необходимо использовать сделки, завершенные в течение предыдущих двух, трех лет, что является трудной задачей в реалиях российского рынка, на котором крупные сделки слияний и поглощений случаются крайне редко. В некоторых ситуациях давние сделки (три — семь лет) могут быть подходящими, если экономический цикл или макроэкономическая ситуация на рынке была аналогична текущей.

При стабильном состоянии рынка и макроэкономической ситуации, диапазон оценки, полученный методом сопоставимых сделок, обычно показывает более высокую оценку, нежели другие подходы к оценке, что объясняется двумя ключевыми причинами. Во-первых, покупатель обычно платит «премию за контроль», когда покупает другую компанию. Взамен покупатель получает право напрямую влиять на бизнес-процессы компании и распоряжаться ее денежным потоком. Во-вторых, покупатель зачастую имеет возможность реализовать синергии, что дает возможность заплатить большую цену за компанию. Чаще всего к синергии относят сокращение издержек, потенциал роста и прочие финансовые возможности, получаемые в результате слиянию двух компаний.

Существует 5 ключевых шагов [4] при проведении оценки данным методом:

1) Поиск сопоставимых сделок с аналогичными компаниями

2) Сбор необходимых финансовых показателей о сделке

3) Расчет финансовых показателей и мультипликаторов по предыдущим сделкам

4) Сортировка полученных показателей предыдущих сделок

5) Применение полученных мультипликаторов к показателям оцениваемой компании и определение диапазона стоимости

Шаг 1. Поиск сопоставимых сделок саналогичными компаниями.

Поиск сопоставимых сделок с аналогичными компаниями является первым и одним из ключевых в проведении оценки данным методом. В первую очередь необходимо проверить сделки слияний и поглощений с участием оцениваемой компании и ее основных аналогов. В процессе выбора сделок необходимо максимально подробно изучить обстоятельства сделки.

Шаг 2. Сбор необходимых финансовых показателей осделке.

Данный шаг заключается в поиске и выгрузке необходимых данных, связанных со сделкой и финансовыми показателями компаний, участвующих в сделке, включая частные и публичные компании. Процесс поиска информации о сделках с публичными компаниями значительно проще и быстрее, чем поиск данных о сделках с участием частных компаний из-за регуляторных обязательств по раскрытию информации. Однако, даже в сделках с публичными компаниями, стороны часто не раскрывают подробные условия сделки. Для сделок слияний и поглощений с частными компаниями данные о транзакции получить почти невозможно, так как компании имеют право не раскрывать данные, что делает расчет мультипликаторов невозможным.

Шаг 3. Расчет финансовых показателей имультипликаторов по предыдущим сделкам.

После того, как все необходимые данные собраны, необходимо посчитать необходимые для анализа показатели такие как: Equity Value (акционерный капитал), Enterprise Value (стоимость бизнеса), так же другие показатели как EBITDA (прибыль до выплаты процентов, налогов и амортизации) и EPS (прибыль на одну акцию) на ближайший момент до анонса сделки, когда стоимость акций не была изменена на фоне новостей.

Используя полученные показатели, становится возможным расчет мультипликаторов для сравнения сделок.

Шаг 4. Сортировка полученных показателей предыдущих сделок.

Сортировка результатов является одним из ключевых этапов в процессе оценки компании. Для сравнения используются показатели, полученные на предыдущем шаге оценки. На данном этапе, для более высокой точности проводимого анализа исключаются сделки, которые по той или иной причине не являются подходящими. После исключения аномальных значений, считаются максимальное, минимальное, среднее и медианное значение мультипликаторов (EV/Выручка, EV/EBITDA, EV/EBIT).

Шаг 5. Применение полученных мультипликаторов кпоказателям оцениваемой компании иопределение диапазона оценки.

Полученные значения мультипликаторов применяются к финансовым показателям оцениваемой компании для определения диапазона оценки. Например, полученный средний мультипликатор EV/EBITDA по выборке компаний-аналогов применяется к показателю EBITDA оцениваемой компании. Предположим, что значение мультипликатора составляет 9х, в то время как EBITDA составляет 100 у.е., следовательно, EV оцениваемой компании будет равен 900 у.е. Преобразовав EV в Equity Value и разделив на количество акций оцениваемой компании, мы получим стоимость акции компании. Для определения справедливой стоимости бизнеса необходимо использовать показатели диапазон стоимости компании, полученной путем применения разных мультипликаторов.

Метод оценки «Предыдущих сделок» имеет ряд преимуществ и недостатков.

Преимущества:

1) Основан на рыночных данных — данные, используемые для оценки компании, основаны на текущей рыночной информации, поэтому отражают текущую конъектуру рынка, ожидания инвесторов по темпам роста, риски и другие факторы

2) Быстрота и удобство — необходимые показатели могут быть посчитаны за короткий промежуток времени. Мультипликаторы просты в применении и объяснении.

3) Актуальность — при использование недавних сделок (менее 1 года) отражаются текущие тренды на рынке слияний и поглощении.

Недостатки:

1) Основан на рыночных данных — оценка компании может быть занижена или завышена в зависимости от состояния рынка в определенный момент времени.

2) Отсутствие подходящих сделок — возможно отсутствие предыдущих сделок, особенно присуще развивающимся рынкам, таким как Россия.

3) Отсутствие необходимых для анализа данных — не всегда компании публикуют в открытой доступ информацию о сделке

4) Временной лаг — сделки, совершенные несколько лет, назад могли проходить при другом экономическом цикле и состоянии рынка капитала, что не отражает текущей рыночной ситуации.

Литература:

  1. Дамодаран А. Инвестиционная оценка: инструменты и методы оценки любых активов; Пер. с англ. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Альпина Паблишер, 2017. 1316 с.
  2. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление/Т. Коупленд, Т. Коллер, Дж. Муррин. -3-е изд., перераб. и доп. Пер. с англ. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. 576 с.
  3. Рош, Дж. Стоимость компании: от желаемого к действительному/Дж. Рош. Пер. с англ. Е. И. Недбальская; науч. ред. П. В. Лебедев. -Минск: Гревцов Паблишер, 2014. 352 с.
  4. Грязнова А. Г., Федотова М.А, Оценка бизнеса Учебник. Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. 2-е издание, перераб. и доп. М. 2014 г. 151 с.
  5. Чиркова Е. В. Как оценить бизнес по аналогии: Пособие по использованию сравнительных рыночных коэффициентов. 2-е издание, испр. и доп. — М.: Альпина Паблишер, 2017. 284 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сделка, EBITDA, оцениваемая компания, компания, показатель, данные, диапазон оценки, рыночная стоимость, сделка слияний, макроэкономическая ситуация.


Ключевые слова

оценка стоимости компании, мультипликатор, сделки по слияниям и поглощениям

Похожие статьи

Использование теории реальных опционов при определении рыночной стоимости компании

Статья посвящена обзору основного инструментария, используемого при определении рыночной стоимости компании с помощью модели ценообразования реальных опционов. Проведенное исследование позволяет систематизировать имеющиеся знания касательно данной те...

Современные модели оценки стоимости компаний

В статье рассмотрены основные подходы к оцениванию бизнеса: затратный, доходный и рыночный. Исследованы основные методы в пределах каждого подхода, выделены основные преимущества и недостатки. Также были проанализированы причины неравномерности получ...

Бизнес-аналитика и большие данные

Данная научная статья рассматривает роль и влияние больших данных в сфере бизнес-аналитики. С развитием технологий и увеличением объемов данных, предприятия сталкиваются с потребностью в эффективных инструментах для анализа и интерпретации информации...

Обратный выкуп акций российскими акционерными обществами как инструмент управления стоимостью компаний: законодательный аспект

Данная работа посвящена обзору законодательства, регламентирующего обратный выкуп собственных акций российскими акционерными обществами. Целью обзора является определение степени гибкости использования компаниями процедуры в целях управления их стоим...

Исследование взаимосвязи оценки стоимости бренда и капитализации компании

Данная работа написана на тему проблематики взаимосвязи стоимости бренда и капитализации компании. Объектом исследования являются ведущие компании из разных секторов экономики. В ходе исследования проверена и подтверждена гипотеза о влиянии стоимост...

Методика повышения эффективности управления продажами

продажами в компаниях. Автор указывает на самые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются бизнесмены и управляющие компаний в данной сфере. Также автором статьи приводится методика, основанная на комплексном анализе проблемы и позволяющая ст...

Сферы применения искусственного интеллекта в бизнесе России

В статье автор рассматривает возможные сферы применения искусственного интеллекта в различных бизнесах в России. Для исследования были использованы статистические данные опросов, проведенных «Инфосистемы Джет» и «Tadviser». Также проанализированы осн...

Исследование проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятий в строительной отрасли

В рамках исследования рассмотрен вопрос обеспечения конкурентоспособности предприятий строительной отрасли в современных экономических условиях. К методам решения вопроса конкурентоспособности относят применение стратегий диверсификации, которые подр...

Анализ рынка искусственного интеллекта в мире и отношения к нему бизнеса в России

В статье автор рассматривает необходимые ресурсы для использования искусственного интеллекта в бизнесе, рассматривает общемировой рынок и отношение к ИИ российских предпринимателей. Для анализа рынка используются статистические данные аналитической к...

Перспективы применения технологии управления по целям в строительных компаниях

Данная статья посвящена выявлению перспектив применения различных технологий управления по целям в строительных организациях. В данной статье также исследуются вопросы управления по целям, предполагающие достижение определенных конечных результатов, ...

Похожие статьи

Использование теории реальных опционов при определении рыночной стоимости компании

Статья посвящена обзору основного инструментария, используемого при определении рыночной стоимости компании с помощью модели ценообразования реальных опционов. Проведенное исследование позволяет систематизировать имеющиеся знания касательно данной те...

Современные модели оценки стоимости компаний

В статье рассмотрены основные подходы к оцениванию бизнеса: затратный, доходный и рыночный. Исследованы основные методы в пределах каждого подхода, выделены основные преимущества и недостатки. Также были проанализированы причины неравномерности получ...

Бизнес-аналитика и большие данные

Данная научная статья рассматривает роль и влияние больших данных в сфере бизнес-аналитики. С развитием технологий и увеличением объемов данных, предприятия сталкиваются с потребностью в эффективных инструментах для анализа и интерпретации информации...

Обратный выкуп акций российскими акционерными обществами как инструмент управления стоимостью компаний: законодательный аспект

Данная работа посвящена обзору законодательства, регламентирующего обратный выкуп собственных акций российскими акционерными обществами. Целью обзора является определение степени гибкости использования компаниями процедуры в целях управления их стоим...

Исследование взаимосвязи оценки стоимости бренда и капитализации компании

Данная работа написана на тему проблематики взаимосвязи стоимости бренда и капитализации компании. Объектом исследования являются ведущие компании из разных секторов экономики. В ходе исследования проверена и подтверждена гипотеза о влиянии стоимост...

Методика повышения эффективности управления продажами

продажами в компаниях. Автор указывает на самые распространенные проблемы, с которыми сталкиваются бизнесмены и управляющие компаний в данной сфере. Также автором статьи приводится методика, основанная на комплексном анализе проблемы и позволяющая ст...

Сферы применения искусственного интеллекта в бизнесе России

В статье автор рассматривает возможные сферы применения искусственного интеллекта в различных бизнесах в России. Для исследования были использованы статистические данные опросов, проведенных «Инфосистемы Джет» и «Tadviser». Также проанализированы осн...

Исследование проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятий в строительной отрасли

В рамках исследования рассмотрен вопрос обеспечения конкурентоспособности предприятий строительной отрасли в современных экономических условиях. К методам решения вопроса конкурентоспособности относят применение стратегий диверсификации, которые подр...

Анализ рынка искусственного интеллекта в мире и отношения к нему бизнеса в России

В статье автор рассматривает необходимые ресурсы для использования искусственного интеллекта в бизнесе, рассматривает общемировой рынок и отношение к ИИ российских предпринимателей. Для анализа рынка используются статистические данные аналитической к...

Перспективы применения технологии управления по целям в строительных компаниях

Данная статья посвящена выявлению перспектив применения различных технологий управления по целям в строительных организациях. В данной статье также исследуются вопросы управления по целям, предполагающие достижение определенных конечных результатов, ...

Задать вопрос