Несмотря на появление новых средств, и методов обучения, проблема развития и формирования мотивации учения остается на сегодняшний день одной из важнейших в педагогической науке.
Благодаря содержанию процесса обучения и общения происходит формирование и развитие личностных качеств обучающихся, повышается мотивационный уровень, что способствует усвоению предмета. Однако, говоря о создание положительной мотивации обучающихся, необходимо учитывать не только их личностные характеристики, но и тип общеобразовательного учреждения, например учебно-консультационные пункты для осужденных к лишению свободы.
Обучение осужденных характеризуется рядом особенностей, знание которых необходимо для организации целостного педагогического процесса. Первая особенность заключается в том, что учебная деятельность протекает в условиях лишения свободы обучающихся, то есть в условиях изоляции от социума и в среде неблагоприятной для развития личности в целом. Вторая особенность обучения осужденных состоит в том, что в процессе учебной деятельности в условиях лишения свободы имеются определенные ограничения в отличие от данной деятельности лиц, находящихся на свободе. Осужденные не имеют права выбора некоторых видов учебной деятельности, не могут использовать печатные материалы, мультимедийные средства и т. п. Третья особенность заключается в том, что исправительные учреждения предназначены для исполнения уголовного наказания и перевоспитания осуждённых. Таким образом, обучение не является основным видом деятельности осуждённых и занимает незначительную часть времени, что замедлят процесс усвоения учебного материала. Тем не менее, вышеуказанные ограничения имеют и положительную сторону, например, организация просмотра учебных фильмов с целью знакомства с известными путешественниками, географическими объектами, природными явлениями, мировыми достопримечательностями способствуют расширению познавательной сферы осуждённых, возникновению интереса к предмету, развитию положительной мотивации.
Несмотря на специфику образовательных учреждений для осужденных, на уроках географии используются следующие формы обучения: практическое занятие, занимающее важно место среди прочих форм, учебно-воспитательные мероприятия, и самостоятельная работа обучающихся, которая в свою очередь направлена на выполнение заданий непосредственно на уроке и подготовку к участию в различных внеаудиторных мероприятиях.
Остановимся более подробно на некоторых вышеперечисленных формах и видах работ.
Развитию положительной мотивации способствует проведение различных видов урока. Так, по способу проведения можно выделить урок практических работ. Его подготовка требует от преподавателя больших временных затрат. Однако в ходе такого урока возможна организация практической деятельности учащихся, имеющей большое значение, например, по развитию умений работы с географической картой. Помимо традиционного показа географических объектов на карте, организуется такая форма работы как самопроверка. Обучающиеся проверяют свои умения и навыки, задавая друг другу вопросы по карте. Содержание вопросов должно отражать пройденные темы. Они могут быть составлены заранее и проверены преподавателем, чтобы не создавать дополнительных трудностей во время ответа.
Таким образом, основные средства обучения развивают положительную мотивацию, мыслительную деятельность учащихся, формированию у них умения проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и другие операции.
Обратимся к такому типу урока как урок — экскурсия с использованием электронных презентаций и фильмов. Такой урок характеризуется использованием мультимедийных средств обучения. Просмотр фильмов и слайдовых презентаций, с одной стороны, вызывает интерес у осужденных обучающихся, а, с другой стороны, такая деятельность, способствует расширению кругозора, повышению мотивации, развитию навыка устной речи. В рамках урока-экскурсии были изучены такие темы как «Природные зоны России» (Урал, Сибирь и т. д.). Обучающимся демонстрировались учебно-познавательные фильмы, раскрывающие взаимосвязь природных объектов, животного и растительного мира. В процессе просмотра предлагалось заполнить таблицу «Характеристика ПТК», в которой необходимо было перечислить названия показанных в фильме природных объектов, животных, растений, видов почвы, климата.
Особый интерес представляют уроки с экологическим содержанием. Существует мнение, что использование в практике обучения адаптированного экологического опыта жителей Германии, отличающихся высоким уровнем экологического сознания, можно рассматривать как один из эффективных способов развития экологического сознания у российских обучающихся [1]. Так нами на уроках географии в 10–11 классах, в рамках изучения темы «Энергетические проблемы мира», рассматривались разные подходы к проблеме энергосбережения в разных странах, в том числе Германии. Задачи практических занятий соответствовали цели и были сформулированы следующим образом: 1. Дать осуждённым — обучающимся общее представление по теме «энергосбережение». 2. Познакомить с состоянием проблемы «энергосбережения» в Германии и России 3. Предложить конкретные поведенческие модели для решения проблем в рамках темы «энергосбережение». Контингенту был предложен информационный блок по теме «энергосбережение» с демонстрацией фильма. Заключительным этапом занятий стал блиц-опрос, целью которого стала проверка усвоения полученной информации. В ходе организации и проведения уроков реализовались информационная функция преподавателя в форме предъявления нового материала, коммуникативная функция в виде умения общаться самому и обучать общению учащихся, организаторская функция, проявляющаяся в умении направить активность учащихся в нужном направлении, развивающая функция, реализующаяся в овладении преподавателем приемов формирования умственной деятельности учащихся.
Для развития экологического сознания осуждённых — обучающихся были использованы публицистические источники: путевые очерки, заметки путешественников (Ф.Конюхов), телевизионные передачи о стране, художественные фильмы, раздаточные материалы — сумки для покупок, календарь сроков сдачи и выброса мусора, листовки и плакаты экологического характера, фотографии жизни и быта жителей ФРГ среды, информация о знаках экологически чистой продукции “Blauer Engel” (голубой ангел), “Grüner Punkt” (зеленый пункт).
Таким образом, на уроках рассказывается не только о красотах природы и достопримечательностях изучаемой страны, но и всегда уделяется внимание существующим проблемам. В ходе таких занятий, предполагается что, осуждённый — обучающийся должен почувствовать свою ответственность за сохранение природы.
Помимо практических занятий по географии проводились воспитательные мероприятия. Преимущество внеаудиторных учебно-воспитательных мероприятий заключается, во-первых, в их масштабности, так как существует возможность участия большего количества осужденных обучающихся и, следовательно, увеличивается воспитательное воздействие. Во-вторых, по возможности учитываются интересы обучающихся относительно содержания данных мероприятий, что, безусловно, повышает степень участия в них, мотивацию и создает общий положительный эмоциональный фон осужденных обучающихся. Содержание учебно-воспитательных мероприятий может быть отражено в календарно-тематическом плане, либо приурочено к календарному празднику. Например, в канун Нового года было проведено мероприятие «Как празднуют Новый год в странах мира». Обучающимся предлагалось принять участие в электронной экскурсии, в которой в увлекательной форме рассказывалось о традициях празднования Нового года и Рождества. Проведенная по окончанию просмотра викторина имела познавательный характер. Обучающиеся обсуждали особенности празднования представителей разных стран в сравнении с празднованием россиян.
Создание положительной мотивации через практические работы и другие формы способствует повышению эффективности обучения, развитию познавательного интереса к предмету.
Развивая и поддерживая положительную мотивацию осужденных обучающихся на занятиях по географии, преподаватель способствует формированию активной жизненной позиции личности, неравнодушной к своему будущему и будущему страны.
Литература:
- Васильева, Н. С. Особенности экологического сознания немцев и их волонтерская деятельность на Байкале [Текст] / Н. С. Васильева // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы VII научно-практической конференции для круглого стола IV Байкальского экономического форума, 13–14 сентября 2006 г. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006. — С. 298–303.