Статья посвящена актуальной проблеме улучшения финансового положения и платежеспособности бюджета в муниципальных образованиях РФ на примере Дзун-Хемчикского района.
Ключевые слова: бюджет, бюджетный процесс, планирование бюджета, исполнение бюджета.
Качественное и достоверное составление бюджета муниципального района образования является одним из основных путей устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе. Осуществление процесса финансового планирования бюджета муниципального района требует необходимость увязки приоритетов развития на всех уровнях управления.
Результативность финансового планирования бюджета муниципального района, определяющего перспективы развития муниципального образования в дальнейшем, играет ведущую роль в обеспечении стабильности функционирования государства и полноты исполнения расходных полномочий.
В Дзун-Хемчикском районе в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Конституцией Республики Тыва, Уставом муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва и иными нормативно-правовыми актами Республики Тыва и муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва в целях правового регулирования бюджетного процесса разработано «Положение о бюджетном процессе муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва», которое утверждено Решением Хурала Представителей Дзун-Хемчикского кожууна от 09.08.2011 года № 289.
В соответствии со ст.3 Положения о бюджетном процессе муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва, правовую основу бюджетного процесса составляют Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Закон о республиканском бюджете на соответствующий год, иные региональные законы, Конституция Республики Тыва, Положение о бюджетном процессе, Решение о кожуунном бюджете муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва, иные нормативно-правовые акты муниципального образования, регулирующие бюджетные правоотношения. Нормативно-правовые акты регулирующие бюджетные правоотношения должны соответствовать федеральному и республиканскому законодательству.
Участниками бюджетного процесса в муниципальном образовании, обладающими бюджетными полномочиями являются:
1) Глава Дзун-Хемчикского района;
2) Хурал председателей муниципального района;
3) Председатель администрации;
4) Финансовый орган района;
5) Администрация муниципального района;
6) главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
7) главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
8) главные распорядители и распорядителя бюджетных средств;
9) получатели бюджетных средств;
10) органы местного самоуправления Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва. [2]
Полномочия участников бюджетного процесса определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва, другими нормативно-правовыми актами муниципального образования.
Составление проектов бюджетов является основным ответственным этапом бюджетного процесса. Проект кожуунного бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития Дзун-Хемчикского кожууна в порядке, установленном Администрацией муниципального образования в соответствии с положениями БюджетногоКодекса Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципального образования. Проект кожуунного бюджета составляется и утверждается сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период. Непосредственное составление проекта бюджета осуществляет финансовый орган муниципального образования.
Составление проекта районного бюджета основывается на
положениях Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющих бюджетную политику в Российской Федерации;
основных направлениях бюджетной политики и основных направлениях налоговой политики;
основных направлениях таможенно-тарифной политики Российской Федерации;
прогнозе социально-экономического развития;
бюджетном прогнозе (проекте бюджетного прогноза, проекте изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период;
государственных (муниципальных) программах) проектах государственных (муниципальных) программ, проектах изменений указанных программ.
Прогноз социально–экономического развития муниципального образования разрабатывается на период не менее трех лет. [2]
Таблица 1
Состав иструктура доходов бюджета МО «Дзун-Хемчикский район» Республики Тыва» за 2016–2018гг.
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2018г. к 2016 г,% |
|||
тыс. руб. |
уд. вес,% |
тыс. руб. |
уд. вес,% |
тыс. руб. |
уд. вес,% |
||
Доходы, всего |
736786,2 |
100,0 |
795341,9 |
100,0 |
969047,5 |
100,0 |
131,5 |
в том числе: |
|||||||
Налоговые доходы |
58056,2 |
7,9 |
69021,2 |
8,7 |
79709,2 |
8,2 |
137,3 |
Неналоговые доходы |
8970,7 |
1,2 |
11389,0 |
1,4 |
17593,6 |
1,8 |
196,1 |
Безвозмездные поступления |
669759,3 |
90,9 |
714931,7 |
89,9 |
871744,7 |
90,0 |
130,2 |
Изучив данные, приведенные в таблицах 1, можно сделать вывод, что бюджет муниципального района «Дзун-Хемчикский район РТ» за все анализируемые годы был сильно зависим от финансовой помощи из бюджетов другого уровня (республиканского и федерального бюджета), что играет важную роль при планировании бюджета и из-за чего создаются трудности.
Из-за высокой степени финансовой зависимости от федерального и республиканского бюджетов, создаются трудности при планировании бюджета, в обеспечении финансовыми средствами выполнение всех предусмотренных полномочий муниципального района, также ограничивает возможность реализации инвестиционных направлений в муниципальном районе.
На данный момент система составления бюджета работает по принципу — доходы определяют расходы. Если снижается доходная часть, соответственно уменьшаются расходы на отдельные статьи финансирования.
Таблица 2
Прогноз налоговых иненалоговых доходов, атакже безвозмездных поступлений районного бюджета на 2020 год ина плановый период 2021 и 2022 годы (в тыс. руб.)
Наименование показателя |
2019 год (оценка) |
2020 год |
2021 год |
2022 |
|||
прогноз |
в% кпредыдущему году |
Прогноз |
% кпредыдущему году |
прогноз |
в% кпредыдущему году |
||
Доходы, всего |
1029178,4 |
1080385,8 |
105,0 |
1032458,9 |
95,6 |
1032835,7 |
100,0 |
в том числе: |
|||||||
Налоговые доходы |
81421,0 |
85468,0 |
105,0 |
86385,0 |
101,1 |
91459,0 |
105,9 |
Неналоговые доходы |
11709,0 |
10409,0 |
88,9 |
10615,0 |
102,0 |
10870,0 |
102,4 |
Безвозмездные поступления |
936048,4 |
984508,8 |
105,2 |
935458,9 |
95,0 |
930506,7 |
99,5 |
Динамика бюджетных показателей Дзун-Хемчикского района за 2016–2018 гг. и прогноз на 2020 и плановый период 2021–2022 свидетельствует о том, что существенного улучшения их финансового положения в ближайшие годы ожидать не приходится. Сохраняется высокая зависимость от межбюджетных трансфертов.
Повышение самостоятельности и платежеспособности бюджета невозможно без качественного, обоснованного распределения бюджетных доходов и расходов. Для достижения этой цели необходимо улучшать методы бюджетного планирования и мобилизовывать источники финансирования дефицита бюджета.
Для улучшения финансового положения и платежеспособности бюджета муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун РТ всеми участниками бюджетного процесса при составлении проекта бюджета необходимо скоординировать силы и определить меры, направленные на мобилизацию бюджетных доходов и оптимизацию бюджетных расходов. При планировании бюджета необходимо включить все возможные резервы укрепления доходной базы бюджета муниципального района, добиться качественного формирования стратегий развития инвестиционных проектов, а также:
а) проводить скрупулезное прогнозирование факторов и рисков, влияющих на доходы бюджета муниципального образования;
б) необходимо разработать и ежемесячно проводить мониторинг мероприятий по увеличению собираемости налогов, по выполнения утвержденного плана поступлений налогов по существующим нормативам отчислений;
в) совершенствование системы управления инвестициями для последующего создания или увеличения налоговой базы, в целях увеличения поступлений собственных доходов муниципального района.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019)
- Положение о бюджетном процессе муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва
- https://dzyn.rtyva.ru/ — Официальный сайт администрации МО «Дзун-Хемчикский район Республики Тыва».