В данной статье рассмотрено понятие толерантность, ее типология и структура. Также в работе отмечены классификации и характеристики толерантности.
Ключевые слова: толерантность, социальная толерантность, толерантное мировосприятие.
Понятие толерантность подразумевает терпимое отношение к кому-либо или чему-либо; предполагает установку на либеральное, уважительное отношение, принятие поведения окружающих людей, их убеждений, национальных, религиозных и прочих традиций, ценностей, мировоззрения и прочих аспектов человеческой жизни, отличных от собственных. [1]
Толерантность способствует установлению доброжелательных отношений и упразднению конфликтов.
Толерантности характерна многоуровневая структура:
– терпимость, равнозначная безразличию, удаленности, абстрагированию от социума;
– смирение, с целью сохранения доброжелательных отношений и социально-одобряемого сохранения поведения;
– снисхождение к различиям;
– нравственные ориентации на уважение и признание прав других;
– любопытство, интерес к различиям, убеждение в их ресурсоспособности для развития общества в целом и отдельной личности.
Так, «толерантность понимается как терпимость к инокультуре, иномыслию, иноверию, соответствующее понимание и т. д., как сосуществование в рамках определенных отношений, в том числе и в процессах взаимодействия». [2]
Человек, обладающей толерантностью, — это личность, способная к восприятию отличного от его собственного мнения, поведенческие особенности других людей, при условии отсутствия в этом угрозы здоровью и жизни. Толерантность обусловлена наличиями психических ресурсов к этому. При наличии таковых толерантность раскрывается в некотором диапазоне пространства, в котором человек готов к взаимодействию, сохраняя чувство собственного Я.
Типология толерантности включает три позиции.
Рис. 1. Типы толерантности
Личностная толерантность базируется на ценностно-смысловых факторах, ведущими из которых являются уважение к человеку, право на ответственность за собственную жизнь и признание ее за каждым индивидом.
Для данного типа толерантности особенна важна способность личности к устойчивости, сохранение в постоянстве установок, ценностей, смыслов, определяющих внутренний мир человека, а следовательно мировосприятие в целом и индивидуальное поведение.
Во многом реализация личности происходит посредством социализации. Поэтому уместно говорить о социальной толерантности. Социальная толерантность предполагает взаимосвязь личности с обществом, а именно различными социальными группами. Это взаимодействие предполагает соотнесение собственного поведения с поведением других. Социальная толерантность реализуется в социальной ответственности личности за членов социальной группы с точки зрения морали, этики и права. Такая толерантность присуща лишь зрелой личности, которая признает социальные права не только перед отдельно взятым человеком, но и перед социальными группами с их ценностными ориентациями.
Этническая толерантность выходит из общего ряда типов социальной толерантности (по принципу половой принадлежности, социальному положению, профессии и пр.). Этническая толерантность основывается на отношении к другим на основе их этнической принадлежности.
Б. Ф. Поршнев отмечает древние корни нетерпимости к другим этносам: противопоставление «мы» — «они», «свои» — «чужие»: самоидентификация по национальной принадлежности. Проявляется чаще всего на бессознательном уровне. [4] Эта идея берет начало от научной школы К. Юнга о коллективном бессознательном, а современные исследования утверждают значительное влияние многообразного генетического материла.
Формирование межрасовой, межнациональной, межконфессиональной толерантности длительный личностный и социальный процесс. Педагогическая психология отводит большую роль в ее формировании воспитанию. Данная проблема наиболее актуальна в крупных городах, мегаполисах, где население очень разнообразно.
Целенаправленное воспитание тем эффективнее, чем больше аспектов влияния на человека оно учитывает. В данном контексте индивид выступает субъектом воздействия реалий социума через призму индивидуальной позиции человека.
На бытовом уровне на человека оказывают влияние обычаи и традиции не только собственной семьи, но и соседей, пример межнационального общения, взаимодействия старших, модель их поведения в тех или иных ситуациях. Значение имеет даже случайная информация СМИ, наблюдения реальной жизни. В процессе данного влияния особенно важно эмоциональное сопровождение ситуаций, влекущее рефлексию и некоторое запечатление. Толерантность требует гибкости характера, является ценностью сама по себе.
В. С. Библер отмечает важность трансформации сознания от «человека образованного» к «человеку культуры». Человек культуры отличается обширным взглядом на область культурного многообразия. Процесс данного перехода происходит в течение всей жизни человека под воздействием большого количества факторов, среди которых особенно важны воспитание и образование. [3]
Важной задачей общества, по мнению П. М. Козырева, является развитие коммуникативной культуры, которая выступает инструментарием поиска способов взаимодействия различных социальных групп и методов принятия их разнообразия.
Коммуникативная толерантность определяется отношением индивида к окружающим людям, показывает уровень принятия и приемлемости психических состояний партнера по коммуникации, ее качеств и поведения.
В. В. Бойко предлагает свою классификацию толерантности, основанную на процессе коммуникации:
- ситуативная коммуникативная толерантность проявляется во взаимодействии с конкретной личностью, распознается по фразам типа: «Этот человек меня раздражает. Не могу его терпеть» и др.;
- типологическая коммуникативная толерантность характеризуется отношением личности к группе людей;
- профессиональная коммуникативная толерантность имеет место в сфере осуществления профессиональной деятельности (например, терпимость отдельного человека к политике навязывания консультантов; терпимость врача к капризному поведению пациента);
- общая коммуникативная толерантность подразумевает выраженную тенденцию дружелюбия и приятия ко всем людям. Обусловлена особенностями характера, принципами морали и нравственности, состоянием психологического здоровья, общим уровнем коммуникативности.
Психологи отмечают, что толерантность имеет несколько измерений: когнитивное, эмоциональное, поведенческое.
Толерантность как сложное явление имеет несколько измерений. Для исследования необходимо остановиться на трех из них: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.
Когнитивное измерение базируется на осознании и принятии индивидом сложности, неоднозначности, многомерности реальной жизни, вариативности ее восприятия, оценки и восприятия, а также признание существования относительности данных процессов, их субъективности как другими людьми, так и собой.
Наиболее выразительно данное измерение при возникновении противоречивых ситуаций, столкновении взглядов, что позволяет рассматривать их в качестве богатства индивидуальных интерпретаций и как проявление плюрализма. Толерантность выступает особым качеством личности, не позволяющим иметь место переходу когнитивного конфликта в межличностный.
Эмоциональное измерение воплощается в способности к эмпатии.
Полная эмпатия безоценочна. В эмоциональном измерении коммуникативной ситуации ее участники имеют возможность обрести ту или иную общность, восстанавливая тем самым человеческую разобщенность и нетерпимость друг к другу. Присутствует возможность компенсации разногласий посредством установления доверительного контакта, достижения безопасной обстановки. Это позволяет снизить уровень напряженности, а также дает возможность преодоления обостренных отношений, соперничества.
Поведенческое измерение, по мнению С. Л. Братченко, поверхностно, однако приковывает внимание ученых как объект диагностического метода.
Поведенческое измерение включает:
– способность к толерантному высказыванию и отстаиванию собственной точки зрения;
– способность толерантно относиться к высказываниям других, в частности внимательно слушать, спокойно воспринимать оценки, критику, мнения других; подчинение мысли, что, насколько бы не противоречили слова оратора своим собственным, они все-таки имеют право на существование;
– способность не только тактично высказываться и внимательно слушать, но и взаимодействовать с «инакомыслящим», договариваться, приходить к консенсусу.
Н. А. Асташова отмечает, что толерантная личность сочетает в себе ряд важнейших характеристик, отражающих психолого-этические линии человеческих отношений:
- Гуманность, предполагающая внимательное отношение к внутреннему миру человека, веру в его доброе начало, человечность межличностных отношений, отказ от умыслов по принуждению и подавлению достоинств человека;
- Рефлексивность определяется глубоким знанием личностных особенностей, достоинств и недостатков, переосмысление их через призму толерантности;
- Свобода в совокупности с ответственностью и долгом;
- Ответственность подразумевает умение ответить за свои поступки и действия; возможность проявить силу в выборе верного решения при критической ситуации;
- Широкий взгляд на окружающий мир, способность его оценки более многоаспектно, объективно;
- Перцепция, или умение выявлять, обращать внимание на различные свойства людей, проникать в их внутренний мир;
- Эмпатия, т. е. способность к сопереживанию проблемам других людей, эмоциональная оценка событий;
- Способность ккомпромиссу, гибкость — умение адаптироваться к различным окружающим обстоятельствам, способность принимать решения в меняющихся условиях.
Таким образом, толерантность сама по себе является и ценностью, и установкой, показателем воспитанности и образованности человека и т. д. Она способствует комфортному сосуществованию в социуме, реализации положительного коммуникативного контакта.
Наряду с многообразными классификациями и системами измерений возникает новое специфическое понятие — толерантное мировосприятие, характеризующееся присущими человеку самообладанием, самоконтролем, способностью к уравновешенному восприятию реальности, социальной группы, личности. Иначе говоря, толерантное мировосприятие — это высшая степень развитости толерантности, переходящая от личного качества к стилю жизни.
Так, толерантность подразумевает терпимое отношение как к отдельно взятой личности, так и целым социальным группам, в частности, к национальным общностям. Проявление толерантного отношения обусловливается сферой реализации межличностных отношений, особенностями коммуникативного контакта.
Само наличие противопоставления себя, социальной группы, к которой принадлежишь к «иным» обусловлен историческими факторами. Ученые предлагают когнитивный и эмоциональный подход для изучения толерантности.
Литература:
- Луценко Е. Л. Толерантность в молодежной среде: социологические аспекты. / Современные исследования социальных проблем (электронный журнал) / — / Е. Л. Луценко, Д. В. Ефимова / — 2012. — № 11 (19). — URL https: www.sisp.nkras.ru.
- Николсон П. Толерантность как моральный идеал // Вестник Уральского / — 2001. — № 1. — С.129–146.
- Соколов В. М. Толерантность: состояние и тенденции. / Социологические исследования /– М.: 2003. — № 8. — С.54–63.
- Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие. СПб.: 2012. — 336 с.