Основания возникновения отношений по фактическому воспитанию ребенка и круг лиц, относящихся к фактическим воспитателям, по Семейному кодексу РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 06.12.2019

Статья просмотрена: 3030 раз

Библиографическое описание:

Сигачева, Т. В. Основания возникновения отношений по фактическому воспитанию ребенка и круг лиц, относящихся к фактическим воспитателям, по Семейному кодексу РФ / Т. В. Сигачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 413-415. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64818/ (дата обращения: 17.10.2024).



Ключевые слова: фактический воспитатель, родитель ребенка, орган опеки, содержание ребенка, фактическое воспитание ребенка.

Термин «фактические воспитатели» можно описать через призму ст. 96 СК РФ, согласно которой к такой категории граждан можно отнести нетрудоспособных нуждающихся лиц относятся, которые имеют право через суд взыскать алименты с воспитанников, если они осуществляли подобающее воспитаннике и содержание воспитанников на протяжение минимум пяти лет.

Из Вышеописанного понятно, что в законодательстве отсутствует какое-либо конкретное понятие категории фактического воспитателя ребенка. В связи с имеющейся неточностью в семейном законодательстве возможны неправомерные решения семейных конфликтов между фактическими воспитателями и воспитанниками. Помимо этого, изменения в СК РФ и КоАП РФ в недалеком будущем смешать понятия лица, который заботился о ребенке на протяжении значительного срока, с которым у ребенка эмоциональная связь, и фактического воспитателя, который хочет отстоять свое право на общение с воспитанником в административном порядке [9]. По этой причине следует в законодательстве, а если быть точнее, то в Семейном Кодексе РФ, закрепить термин «фактический воспитатель [7].

Для того, чтобы верно описать круг лиц, имеющих право быть признанными фактическими воспитателями, следует в первую очередь определить причины возникновения фактического воспитания, считается ли фактическое воспитание каким-либо видом воспитания ребенка, какие критерии необходимо предъявлять потенциальным фактическим воспитателям.

Согласно 1 ст.63 СК РФ преимущественное право воспитывать своего ребенка перед другими лицами имеют родители. В юридической формулировке родители это лица, «в отношении которых было установлено отцовство (материнство) как в добровольном, так и в судебном порядке» [8]. Родители должны воспитывать ребенка с учетом всестороннего развития, как физического развития, так и психического и нравственного воспитания. В семейном законодательстве возможность родителей воспитывать ребенка рассматривается как в точки зрения права родителей, но также и с точки зрения их обязанности, потому что ребенок имеет право жить и воспитываться в своей семье со своими родителями [10]. В случае несоблюдения данного права принимаются меры в отношении лиц, нарушившие это право, и, в первую очередь, в отношении родителей.

Опираясь на ст. 54 СК РФ можно сказать, что преимущественным правом ребенка считается его право жить и воспитываться в семье, невзирая на наличие или отсутствие родителей. Если родителей у ребенка нет и, следовательно, отсутствует родительская забота, то по законодательству следует возложить функции по защите прав и законных интересов ребенка на орган опеки и попечительства. Причины оставления ребенка без заботы и защиты интересов родителями могут быть самыми различными. В части 1 ст. 121 СК РФ описаны часто встречающиеся основания: смерть родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, иные случаи [7].

В некоторых случаях ребенка, который остался без родительского попечения, берут на воспитание его родственники или люди, имеющие доверительные отношения с семьей, без оформления каких-либо форм воспитания ребенка. К примеру, в случаях, когда в силу профессии родители не могут продолжительное время участвовать в воспитание ребенка, то в подобных случаях следует обратиться к такому роду воспитания, как фактическое воспитание. При помощи фактического воспитателя, а это может быть близкий родственник, или друзья семьи, совершалось бы необходимое воспитание и забота о ребенке. Если в законодательстве закрепят подобного рода форму воспитания ребенка, то данный факт даст возможность избежать ряда спорных моментов.

На сегодняшний день, если органы опеки и попечительства узнают об отсутствии длительное время родителей у ребенка, то опираясь на ст. 123 СК РФ, запускают процесс устройству ребенка в другую семью либо госучреждения, даже в случаи уже имеющей семьи фактического воспитателя и эмоциональной связи между ним и ребенком.

Закрепление в законодательстве данного типа воспитания определенно уменьшит число детей, которые воспитываются в госучреждениях, и расширит список, на основании чего ребенок мог бы продолжать воспитываться в семье, что на сегодняшний день является преимущественным, согласно ст. 123 СК РФ. Однако, для избежание нарушения прав и законных интересов ребенка, воспитывающегося в семье фактического воспитателя, органу опеки и попечительства необходимо проводить регулярные проверки условий жизни проживания и воспитания ребенка, а также оценку его как физического, так и психического состояния. В случае обнаружения факта нарушений прав ребенка фактическим воспитателем органу опеки и попечительства следует в обязательном порядке предпринять надлежащие меры, которые защитят права ребенка.

Следует учитывать, что лицо, которое может участвовать в воспитании ребенка при усыновлении, регистрации брака, фактических брачных отношении с одни из родителей ребенка, по сути является фактическим воспитателем лишь при условии самоличного изъявления желание стать фактическим воспитателем ребенка и отстаивать его интересы. Добровольность изъявления желания в отношении воспитания и содержания ребенка, который по каким-либо причинам остался без попечения родителей, в полной мере должна быть у фактического воспитателя в ситуациях принятии ребенка в свою семью. Следовательно, вне зависимости от причин, гипотетического факта фактического воспитания ребенка, обязательно добровольное решение самого фактического воспитателя.

Однако необходимо установить исключение из данного правила: при условии, что фактическое воспитание ребенка происходило под давлением третьих лиц физического или психического типа, тогда это не считается причиной признания отношения по фактическому воспитанию не имеющие место быть, игнорирования осуществления фактического воспитания, если достоверно известно, что фактический воспитатель воспитывал и содержал ребенка в хороших условиях и в назначенное законом время (в решении спора об алиментах между воспитанником и воспитателем).

Фактическое воспитание и содержание ребенка фактическим воспитателем до наступления совершеннолетия нельзя назвать условием в отличие от родителей ребенка. В случаи прекращения осуществления фактического воспитания и содержание ребенка фактическим воспитателем после определенного времени, то к нему не будет применяться правовая ответственность, однако фактическим воспитателем будут порушены моральные законы.

Проанализировав основания возникновения фактического воспитания ребенка как самостоятельной формы воспитания детей, следует четко описать круг лиц, которые могут быть фактическими воспитателями. К каким лицам в первую очередь относятся близкие или дальние родственники ребенка, следующими идут лица, не связанные родством либо лица, находящиеся с одним из родителей ребенка в браке. На сегодняшний момент семейным законодательстве предусмотрено, что в момент совершения усыновления, опеки (попечительства), передачи в приемную семью или на патронатное воспитание одним из важных критериев по отношению к воспитателю, считается его совершеннолетие, а также дееспособность. Соответственно таким же критериям должен отвечать и фактический воспитатель.

В итоге можно сказать, что фактические воспитатели — это дееспособные лица, достигшие совершеннолетия, находящиеся или не находящиеся в родственных связях с ребенком, воспитывающие и содержащие ребенка подобающим образом на добровольной основе; усыновленного одним из супругов, а также без оформления договора опеки (попечительства) или усыновления.

Литература:

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  2. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 29.05.2019)// [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/
  3. Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» / А. Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2015. — 232 c.
  4. Груздев В. В. Возникновение договорного обязательства по российскому гражданскому праву / В. В. Груздев. — М.: Wolters Kluwer, 2015. — 272 c.
  5. Ершов В. А. Опека и попечительство / В. А. Ершов. — М.: ГроссМедиа, Гроссбух, 2015. — 112 c.
  6. Невзоров А. С. Опека над несовершеннолетними: исторический очерк института / А. С. Невзоров. — М.: Нобель Пресс, 2017. — 209 c.
  7. Опека и попечительство: учебное пособие / Е. В. Мартынова, Н. В. Карасева, Т. С. Киенко, С. Н. Фрондзей; под общей редакцией Е. В. Мартыновой; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014–168 с.
  8. Темникова Н. А. Природа договора об осуществлении опеки (попечительства) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2009. № 4.
  9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 12.11.2019) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/
  10. Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.
Основные термины (генерируются автоматически): фактический воспитатель, СК РФ, фактическое воспитание, ребенок, орган опеки, родитель ребенка, содержание ребенка, фактическое воспитание ребенка, воспитание ребенка, воспитатель.


Ключевые слова

орган опеки, фактический воспитатель, родитель ребенка, содержание ребенка, фактическое воспитание ребенка

Похожие статьи

Опека и попечительство: осуществление прав и обязанностей по воспитанию ребенка

В своей статье автор рассматривает проблемы при осуществлении прав и обязанностей по воспитанию ребенка.

Совершенствование мер предупреждения неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

В статье автор акцентирует внимание на проблемах предупреждения неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего как со стороны родителей, так и со стороны других лиц, участвующих в процессе воспитания детей.

Развитие института приемной семьи в России

В социологическом смысле под приемной семьей понимается любая семья, принявшая на воспитание хотя бы одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, независимо от возникающих в связи с этим юридических последствий.

Отсутствие юридической ответственности за нарушение супругами установленного ими режима имущества супругов в Российской Федерации

Статья посвящена проблеме отсутствия ответственности бывших супругов за нарушение установленного ими режима имущества. Институт брака и юридической ответственности граждан предопределяет правильное и всестороннее развитие гражданского общества в Росс...

Порядок ограничения родительских прав

В статье автор рассматривает порядок ограничения родительских прав. Ограничение родительских прав — это временная мера, применяемая за не только виновное поведение родителей, но и в случаях, когда вина родителей отсутствует, но оставление ребенка с н...

Институт восстановления родительских прав: современное состояние и ретроспектива развития

В статье автор исследует институт восстановления родительских прав, а также ретроспективу развития законодательства в данной области. Ребенок имеет право на воспитание в семье, это одно из главных его прав. Законодатель не уточняет, в какой именно се...

Особенности лишения родительских прав в Российской Федерации как способа восстановления и защиты нарушенных прав ребенка

В статье рассматривается вопрос применения института лишения родительских прав для защиты прав и законных интересов детей в Российской Федерации.

Проблемы в деятельности государственных служащих органа опеки и попечительства по выдаче предварительного разрешения на распоряжение имуществом несовершеннолетних

В статье исследуются проблемы в деятельности государственных служащих органа опеки и попечительства по выдаче предварительного разрешения на распоряжение имуществом несовершеннолетних

Договор о приемной семье как один из основных институтов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей

В статье автор рассматривает договор о приемной как особую форму жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Проблемы разграничения имущественной и материальной ответственности руководителя коммерческой организации

В статье рассматриваются проблемы о разграничения имущественной и материальной ответственности руководителя коммерческой организации. В случае возникновения у юридического лица убытков поиск источников их возмещения, как правило, начинается с руковод...

Похожие статьи

Опека и попечительство: осуществление прав и обязанностей по воспитанию ребенка

В своей статье автор рассматривает проблемы при осуществлении прав и обязанностей по воспитанию ребенка.

Совершенствование мер предупреждения неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

В статье автор акцентирует внимание на проблемах предупреждения неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего как со стороны родителей, так и со стороны других лиц, участвующих в процессе воспитания детей.

Развитие института приемной семьи в России

В социологическом смысле под приемной семьей понимается любая семья, принявшая на воспитание хотя бы одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, независимо от возникающих в связи с этим юридических последствий.

Отсутствие юридической ответственности за нарушение супругами установленного ими режима имущества супругов в Российской Федерации

Статья посвящена проблеме отсутствия ответственности бывших супругов за нарушение установленного ими режима имущества. Институт брака и юридической ответственности граждан предопределяет правильное и всестороннее развитие гражданского общества в Росс...

Порядок ограничения родительских прав

В статье автор рассматривает порядок ограничения родительских прав. Ограничение родительских прав — это временная мера, применяемая за не только виновное поведение родителей, но и в случаях, когда вина родителей отсутствует, но оставление ребенка с н...

Институт восстановления родительских прав: современное состояние и ретроспектива развития

В статье автор исследует институт восстановления родительских прав, а также ретроспективу развития законодательства в данной области. Ребенок имеет право на воспитание в семье, это одно из главных его прав. Законодатель не уточняет, в какой именно се...

Особенности лишения родительских прав в Российской Федерации как способа восстановления и защиты нарушенных прав ребенка

В статье рассматривается вопрос применения института лишения родительских прав для защиты прав и законных интересов детей в Российской Федерации.

Проблемы в деятельности государственных служащих органа опеки и попечительства по выдаче предварительного разрешения на распоряжение имуществом несовершеннолетних

В статье исследуются проблемы в деятельности государственных служащих органа опеки и попечительства по выдаче предварительного разрешения на распоряжение имуществом несовершеннолетних

Договор о приемной семье как один из основных институтов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей

В статье автор рассматривает договор о приемной как особую форму жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Проблемы разграничения имущественной и материальной ответственности руководителя коммерческой организации

В статье рассматриваются проблемы о разграничения имущественной и материальной ответственности руководителя коммерческой организации. В случае возникновения у юридического лица убытков поиск источников их возмещения, как правило, начинается с руковод...

Задать вопрос