В данной статье исследуются особенности правовой природы особых «проблемных» товарных знаков и знаков обслуживания — вкусовых, звуковых, голографических, обонятельных, которые в настоящее время приобретают всё большую популярность среди производителей товаров и услуг ввиду их неординарности и способности привлечь внимание потребителя.
Ключевые слова: товарный знак, проблемный товарный знак, правообладатель, псевдоним, регистрация товарных знаков, идентификация, графические товарные знаки, смешанные товарные знаки, неграфические товарные знаки.
This article explores the legal nature of special “problematic” trademarks and service marks — taste, sound, holographic, olfactory, which are currently becoming increasingly popular among manufacturers of goods and services due to their originality and ability to attract consumer attention.
Keywords: trademark, “problematic” trademark, copyright holder, pseudonym, trademark registration, identification, graphic trademarks, mixed trademarks, non-graphic trademarks.
Актуальность затрагиваемой проблемы обусловлена особой ролью средств индивидуализации (в частности, товарных знаков) на современном этапе развития экономических отношений. Использование индивидуализирующих признаков товаров и услуг во многом способствует повышению качества обслуживания и товарного производства, оздоровлению конкуренции. С появлением на рынке всё новых и новых товаров и услуг возникает необходимость расширять понятие «товарный знак и знак обслуживания», вводить и регулировать на законодательном уровне различные виды обозначений, которые на данный момент законом определяются лишь как «другие».
Цель настоящей статьи — является изучение существующего в России уровня регулирования «проблемных» товарных знаков и знаков обслуживания, выявление пробелов в законодательстве, а также анализ основных проблем, препятствующих эффективному использованию изучаемых обозначений, и поиск возможных путей их решения.
Товарные знаки и знаки обслуживания охраняются в силу их государственной регистрации. Регистрация товарного знака является, пожалуй, самой сложной процедурой. Её можно разделить на три основных этапа.
На первом этапе лицо подаёт в Роспатент заявку (ст. 1492 ГК РФ) на один товарный знак, в которой он обязан представить не только сам знак, но и его описание с перечнем товаров по классам МКТУ, в отношении которых знак будет выполнять идентифицирующую функцию.
На втором этапе проводятся экспертизы — формальная (проверка документов на соответствие закону) и непосредственно экспертиза обозначения. По результатам экспертизы заявителю выдаётся заключение, после чего ему предоставляется возможность привести свои доводы на заключение эксперта. Завершается второй этап принятием решения либо о регистрации товарного знака, либо об отказе в его регистрации.
На третьем этапе зарегистрированный знак вносится в Государственный реестр товарных знаков, а правообладателю выдаётся свидетельство на товарный знак.
На данный момент для «проблемных» товарных знаков, в силу отсутствия в настоящий момент законодательной базы и практики, в сфере правоприменения существуют ряд проблем. Прежде всего, проблема состоит в регистрации конкретного обозначения в Реестре товарных знаков и свидетельств. Наравне с этим, существует также проблема хранения материального носителя после подачи заявки и доступа к нему добросовестных участников гражданского оборота, желающих зарегистрировать товарный знак того же вида. В конце концов, огромные вопросы вызывает сама процедура проведения экспертизы «проблемных» товарных знаков при возникновении правовых споров.
«Проблемные» товарные знаки, можно условно разделить на 3 группы:
- Графические (цветовые, голографические, позиционные) –изображения, которые полностью воспроизводят существующие товарные знаки;
- Смешанные (тактильные, световые, звуковые и изменяющиеся) — изображения, которые представляют собой материальное воплощение, состоящее из несколько взаимозаменяющих элементов изображения, которые характеризуют знак в динамическом движении;
- Неграфические (вкусовые и обонятельные) — изображения, которые приблизительно характеризуют элементы товарного знака.
Негласным правилом, которое применимо ко всем товарным знакам, является необходимость словесного описания заявляемого на регистрацию товарного знака.
Исходя из вышеперечисленных, проблемы в регистрации возникают чаще всего у неграфических товарных знаков. Нормативно-правовая база Российской Федерации на данный момент не имеет ни четко установленных правил, ни законов, более того, ни даже разъяснений и предписаний по данному виду товарных знаков.
Очевидно, что для регистрации неграфического товарного знака (обонятельного или вкусового), было бы разумным создание правильного и подробного графического описания, которые бы указывала на определенные отличительные характеристики. Но, с другой стороны, такие описания, например, химическая формула, могут не точно идентифицировать нужный вариант, а наоборот, при поиске может выдать несколько идентичных между собой вариантов. Простое словесное описание (запах лаванды, после дождя, лайм, арбуз) легко узнаваемы среди потребителей. Более сложное описание уже вызывает проблему простого восприятия у потребителя, например, запах миддлемиста (далеко не все знают, что миддлемист красный — это цветок, по форме напоминающий розу и растущий в Китае, более того, мало кто знает, как этот цветок пахнет).
Создание реального образца запах, который представлял бы собой пахучую жидкость в небольшом сосуде или же пропитанного этой жидкостью кусочка материала (специальной ткани, например). Такие способы идентификации были бы удобными, если бы не трудности в хранении данных этих образцов. Для хранения материалов потребуется специальное помещение, в котором соблюдались бы все предписанные правила в условиях долгосрочного хранения в виде поддержания определенных свойств (запаха) материалов, так как сам запах имеет свойство выветриваться. Более того, доступ к данным материалам должен быть строго ограничен, необходимо не исключать факта преднамеренного уничтожения третьими лицами материалов. Для проведения экспертизы реальных образцов можно привлекать профессиональных запаховедов (нюхачей), обладающих специальными знаниями. Кроме того, сейчас в разработке находятся специальные биосенсоры, различающие запахи, и в перспективе такие устройства могли бы использоваться для упрощения процедуры идентификации обонятельных товарных знаков.
Вкусовые товарные знаки встречаются на практике крайне редко, потому что восприятие вкусов у людей еще более индивидуально, чем восприятие запаха. Без указания на название или вид, невозможно точно описать вкус того или иного продукта. Более того, на данный момент, регистрация, идентификация или хранение материалов вкусовых образцов товарных знаков невозможна в долгосрочной перспективе. Для распознавания вкуса, придется перепробовать миллионы других образцов, но так как это возможно только лишь с человеческим ресурсом, то некоторые образцы могут негативно отразиться на здоровье человека, более того, если образцы будет мало или в единичном случае, то необходимо постоянное пополнение материалов.
В Российской Федерации необходимо создать чёткую регламентацию требований к образцам таких «проблемных» товарных знаков, таких как обонятельные и вкусовые. Необходимо создать специальную базу данных образцов «проблемных» товарных знаков, устройств и специальных компьютерных программ их учёта, обеспечения доступа к ним. В скором времени данная область станет весьма перспективной сферой интересов законодателя, технических специалистов, патентных поверенных и практикующих юристов.
Литература:
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 18.07.2019);
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»;
- Функции товарного знака (Таболо М. В.) («Современное право», 2018, N 5) из информационного банка «Юридическая пресса»;
- «Товарный знак: как создать и защитить» (выпуск 7) (Карабанов А. Л., Доронина М. В.) («Редакция «Российской газеты», 2018) из информационного банка «Постатейные комментарии и книги»;
- "800 вопросов по товарным знакам: разъяснения правоприменительной практики» (Джермакян В. Ю.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018) из информационного банка «Постатейные комментарии и книги».