Регистрация проблемных товарных знаков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 09.12.2019

Статья просмотрена: 160 раз

Библиографическое описание:

Курбанова, А. Д. Регистрация проблемных товарных знаков / А. Д. Курбанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 339-341. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64820/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье исследуются особенности правовой природы особых «проблемных» товарных знаков и знаков обслуживания — вкусовых, звуковых, голографических, обонятельных, которые в настоящее время приобретают всё большую популярность среди производителей товаров и услуг ввиду их неординарности и способности привлечь внимание потребителя.

Ключевые слова: товарный знак, проблемный товарный знак, правообладатель, псевдоним, регистрация товарных знаков, идентификация, графические товарные знаки, смешанные товарные знаки, неграфические товарные знаки.

This article explores the legal nature of special “problematic” trademarks and service marks — taste, sound, holographic, olfactory, which are currently becoming increasingly popular among manufacturers of goods and services due to their originality and ability to attract consumer attention.

Keywords: trademark, “problematic” trademark, copyright holder, pseudonym, trademark registration, identification, graphic trademarks, mixed trademarks, non-graphic trademarks.

Актуальность затрагиваемой проблемы обусловлена особой ролью средств индивидуализации (в частности, товарных знаков) на современном этапе развития экономических отношений. Использование индивидуализирующих признаков товаров и услуг во многом способствует повышению качества обслуживания и товарного производства, оздоровлению конкуренции. С появлением на рынке всё новых и новых товаров и услуг возникает необходимость расширять понятие «товарный знак и знак обслуживания», вводить и регулировать на законодательном уровне различные виды обозначений, которые на данный момент законом определяются лишь как «другие».

Цель настоящей статьи — является изучение существующего в России уровня регулирования «проблемных» товарных знаков и знаков обслуживания, выявление пробелов в законодательстве, а также анализ основных проблем, препятствующих эффективному использованию изучаемых обозначений, и поиск возможных путей их решения.

Товарные знаки и знаки обслуживания охраняются в силу их государственной регистрации. Регистрация товарного знака является, пожалуй, самой сложной процедурой. Её можно разделить на три основных этапа.

На первом этапе лицо подаёт в Роспатент заявку (ст. 1492 ГК РФ) на один товарный знак, в которой он обязан представить не только сам знак, но и его описание с перечнем товаров по классам МКТУ, в отношении которых знак будет выполнять идентифицирующую функцию.

На втором этапе проводятся экспертизы — формальная (проверка документов на соответствие закону) и непосредственно экспертиза обозначения. По результатам экспертизы заявителю выдаётся заключение, после чего ему предоставляется возможность привести свои доводы на заключение эксперта. Завершается второй этап принятием решения либо о регистрации товарного знака, либо об отказе в его регистрации.

На третьем этапе зарегистрированный знак вносится в Государственный реестр товарных знаков, а правообладателю выдаётся свидетельство на товарный знак.

На данный момент для «проблемных» товарных знаков, в силу отсутствия в настоящий момент законодательной базы и практики, в сфере правоприменения существуют ряд проблем. Прежде всего, проблема состоит в регистрации конкретного обозначения в Реестре товарных знаков и свидетельств. Наравне с этим, существует также проблема хранения материального носителя после подачи заявки и доступа к нему добросовестных участников гражданского оборота, желающих зарегистрировать товарный знак того же вида. В конце концов, огромные вопросы вызывает сама процедура проведения экспертизы «проблемных» товарных знаков при возникновении правовых споров.

«Проблемные» товарные знаки, можно условно разделить на 3 группы:

  1. Графические (цветовые, голографические, позиционные) –изображения, которые полностью воспроизводят существующие товарные знаки;
  2. Смешанные (тактильные, световые, звуковые и изменяющиеся) — изображения, которые представляют собой материальное воплощение, состоящее из несколько взаимозаменяющих элементов изображения, которые характеризуют знак в динамическом движении;
  3. Неграфические (вкусовые и обонятельные) — изображения, которые приблизительно характеризуют элементы товарного знака.

Негласным правилом, которое применимо ко всем товарным знакам, является необходимость словесного описания заявляемого на регистрацию товарного знака.

Исходя из вышеперечисленных, проблемы в регистрации возникают чаще всего у неграфических товарных знаков. Нормативно-правовая база Российской Федерации на данный момент не имеет ни четко установленных правил, ни законов, более того, ни даже разъяснений и предписаний по данному виду товарных знаков.

Очевидно, что для регистрации неграфического товарного знака (обонятельного или вкусового), было бы разумным создание правильного и подробного графического описания, которые бы указывала на определенные отличительные характеристики. Но, с другой стороны, такие описания, например, химическая формула, могут не точно идентифицировать нужный вариант, а наоборот, при поиске может выдать несколько идентичных между собой вариантов. Простое словесное описание (запах лаванды, после дождя, лайм, арбуз) легко узнаваемы среди потребителей. Более сложное описание уже вызывает проблему простого восприятия у потребителя, например, запах миддлемиста (далеко не все знают, что миддлемист красный — это цветок, по форме напоминающий розу и растущий в Китае, более того, мало кто знает, как этот цветок пахнет).

Создание реального образца запах, который представлял бы собой пахучую жидкость в небольшом сосуде или же пропитанного этой жидкостью кусочка материала (специальной ткани, например). Такие способы идентификации были бы удобными, если бы не трудности в хранении данных этих образцов. Для хранения материалов потребуется специальное помещение, в котором соблюдались бы все предписанные правила в условиях долгосрочного хранения в виде поддержания определенных свойств (запаха) материалов, так как сам запах имеет свойство выветриваться. Более того, доступ к данным материалам должен быть строго ограничен, необходимо не исключать факта преднамеренного уничтожения третьими лицами материалов. Для проведения экспертизы реальных образцов можно привлекать профессиональных запаховедов (нюхачей), обладающих специальными знаниями. Кроме того, сейчас в разработке находятся специальные биосенсоры, различающие запахи, и в перспективе такие устройства могли бы использоваться для упрощения процедуры идентификации обонятельных товарных знаков.

Вкусовые товарные знаки встречаются на практике крайне редко, потому что восприятие вкусов у людей еще более индивидуально, чем восприятие запаха. Без указания на название или вид, невозможно точно описать вкус того или иного продукта. Более того, на данный момент, регистрация, идентификация или хранение материалов вкусовых образцов товарных знаков невозможна в долгосрочной перспективе. Для распознавания вкуса, придется перепробовать миллионы других образцов, но так как это возможно только лишь с человеческим ресурсом, то некоторые образцы могут негативно отразиться на здоровье человека, более того, если образцы будет мало или в единичном случае, то необходимо постоянное пополнение материалов.

В Российской Федерации необходимо создать чёткую регламентацию требований к образцам таких «проблемных» товарных знаков, таких как обонятельные и вкусовые. Необходимо создать специальную базу данных образцов «проблемных» товарных знаков, устройств и специальных компьютерных программ их учёта, обеспечения доступа к ним. В скором времени данная область станет весьма перспективной сферой интересов законодателя, технических специалистов, патентных поверенных и практикующих юристов.

Литература:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 18.07.2019);
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»;
  3. Функции товарного знака (Таболо М. В.) («Современное право», 2018, N 5) из информационного банка «Юридическая пресса»;
  4. «Товарный знак: как создать и защитить» (выпуск 7) (Карабанов А. Л., Доронина М. В.) («Редакция «Российской газеты», 2018) из информационного банка «Постатейные комментарии и книги»;
  5. "800 вопросов по товарным знакам: разъяснения правоприменительной практики» (Джермакян В. Ю.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018) из информационного банка «Постатейные комментарии и книги».
Основные термины (генерируются автоматически): знак, товарный знак, регистрация, запах, момент, Российская Федерация, хранение материалов.


Ключевые слова

идентификация, товарный знак, правообладатель, проблемный товарный знак, псевдоним, регистрация товарных знаков, графические товарные знаки, смешанные товарные знаки, неграфические товарные знаки

Похожие статьи

Коллективный товарный знак: особенности правового регулирования в Российской Федерации

Товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Одним из видов товарных знаков является коллективный товарный знак. В статье рассматриваются особенности правового регулирован...

Содержание исключительного права на товарный знак и правовая охрана товарных знаков в Российской Федерации

В статье рассматриваются спорные и проблемные вопросы содержания исключительного права на товарный знак и его правовой охраны в соответствии с действующим российским законодательством. На основе анализа материалов судебной практики выявлены актуальны...

Современные тенденции правового определения субъектов права на товарный знак

В данной работе проанализирована сложившаяся в настоящее время ситуация с ограниченным перечнем субъектов прав на товарные знаки. Предлагается включить в данный перечень несколько новых субъектов права на товарные знаки. Обоснованием данного положени...

Пассивный способ защиты правообладателей товарных знаков и интересов потребителей

В статье автор определяет значение и влияние деятельности Роспатента, как уполномоченного государственного органа в процессе государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака, на реализацию конституционных гарантий по соблюдению прав...

Правовая основа защиты результатов интеллектуальной деятельности для проведения экспертиз при рассмотрении споров о товарных знаках

В научной работе рассмотрена правовая основа, необходимая для защиты результатов интеллектуальной деятельности для проведения экспертиз. Изучены правовые основы при рассмотрении споров с товарными знаками. Выявлен общий вектор форм реализации права н...

Проблемы правовой защиты названия СМИ как средства индивидуализации

Статья посвящена проблемам правовой защиты названия СМИ как средства индивидуализации. Определены сходства и различия наименования СМИ с товарным знаком и фирменным наименованием. Изучена судебная практика по данной теме. Приведены причины конфликтов...

Особенности правового статуса информационных средств индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности

Данная статья посвящена анализу правового статуса современных средств индивидуализации, которые на сегодняшний день не имеют юридической регламентации. Высокая степень доступности компьютерных технологий, а также возможность сохранения анонимности в ...

Авторские права на результаты деятельности искусственного интеллекта

В статье приведены определения основных используемых категорий. Была выявлена проблематика принадлежности авторских прав в данной сфере, обозначены основные подходы к видению ситуации. Проведен анализ российского законодательства, регулирующего и рег...

Нарушение прав владельца путем использования сходного до степени смешения товарного знака в отношении однородных товаров

Целью исследования является анализ проблемных вопросов, связанных с нарушением прав владельца товарного знака использованием сходного с ним до степени смешения в отношении однородных товаров. В статье проведен анализ судебной практики в рассматриваем...

Гражданско-правовая защита деловой репутации юридических лиц по законодательству Российской Федерации

Статья посвящена рассмотрению основание возникновения права на защиту юридического лица и порядок защиты юридического лица при распространении сведений, порочащих деловую репутацию. Гражданско-правовая защита деловой репутации имеет ряд преимуществ, ...

Похожие статьи

Коллективный товарный знак: особенности правового регулирования в Российской Федерации

Товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Одним из видов товарных знаков является коллективный товарный знак. В статье рассматриваются особенности правового регулирован...

Содержание исключительного права на товарный знак и правовая охрана товарных знаков в Российской Федерации

В статье рассматриваются спорные и проблемные вопросы содержания исключительного права на товарный знак и его правовой охраны в соответствии с действующим российским законодательством. На основе анализа материалов судебной практики выявлены актуальны...

Современные тенденции правового определения субъектов права на товарный знак

В данной работе проанализирована сложившаяся в настоящее время ситуация с ограниченным перечнем субъектов прав на товарные знаки. Предлагается включить в данный перечень несколько новых субъектов права на товарные знаки. Обоснованием данного положени...

Пассивный способ защиты правообладателей товарных знаков и интересов потребителей

В статье автор определяет значение и влияние деятельности Роспатента, как уполномоченного государственного органа в процессе государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака, на реализацию конституционных гарантий по соблюдению прав...

Правовая основа защиты результатов интеллектуальной деятельности для проведения экспертиз при рассмотрении споров о товарных знаках

В научной работе рассмотрена правовая основа, необходимая для защиты результатов интеллектуальной деятельности для проведения экспертиз. Изучены правовые основы при рассмотрении споров с товарными знаками. Выявлен общий вектор форм реализации права н...

Проблемы правовой защиты названия СМИ как средства индивидуализации

Статья посвящена проблемам правовой защиты названия СМИ как средства индивидуализации. Определены сходства и различия наименования СМИ с товарным знаком и фирменным наименованием. Изучена судебная практика по данной теме. Приведены причины конфликтов...

Особенности правового статуса информационных средств индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности

Данная статья посвящена анализу правового статуса современных средств индивидуализации, которые на сегодняшний день не имеют юридической регламентации. Высокая степень доступности компьютерных технологий, а также возможность сохранения анонимности в ...

Авторские права на результаты деятельности искусственного интеллекта

В статье приведены определения основных используемых категорий. Была выявлена проблематика принадлежности авторских прав в данной сфере, обозначены основные подходы к видению ситуации. Проведен анализ российского законодательства, регулирующего и рег...

Нарушение прав владельца путем использования сходного до степени смешения товарного знака в отношении однородных товаров

Целью исследования является анализ проблемных вопросов, связанных с нарушением прав владельца товарного знака использованием сходного с ним до степени смешения в отношении однородных товаров. В статье проведен анализ судебной практики в рассматриваем...

Гражданско-правовая защита деловой репутации юридических лиц по законодательству Российской Федерации

Статья посвящена рассмотрению основание возникновения права на защиту юридического лица и порядок защиты юридического лица при распространении сведений, порочащих деловую репутацию. Гражданско-правовая защита деловой репутации имеет ряд преимуществ, ...

Задать вопрос