В статье представлено исследование о наличии взаимосвязи уровня интеллектуального развития и особенностей мотивационной сферы кандидатов службу в органы внутренних дел.
Ключевые слова: интеллектуальное развитие, мотивационная сфера, кандидаты на службу, потребность.
На протяжении последних десятилетий проблема интеллектуального развития подрастающего поколения остается одной из самых актуальных, что обосновано невероятно высоким темпом социального и научно-технического развития. Если в предшествующие общественно-исторические эпохи самыми востребованными качествами были физическая сила и выносливость, опираясь на которые люди создавали монументальные творения, а также отстаивали право на собственную жизнь, то в современных условиях повышенные требования предъявляются к интеллектуальному развитию общества.
В структуре личности особенности интеллектуального развития и мотивационной сфера занимают значимое место.
На сегодняшний день мотивационная сфера личности и уровень интеллектуального развития оцениваются уже на стадии профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Профессиональный отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленных на осуществление качественного комплектования личного состава, и основывается на обеспечении соответствия профессионально важных индивидуально-психологических качеств, в том числе особенностей интеллектуального развития и мотивационной сферы.
Экспериментальной базой для данного исследования стали 65 кандидатов на службу в ОВД в возрасте от 19 до 35 лет — 35 мужчин и 30 женщин. В результате диагностики уровня интеллектуального развития были получены следующие данные, представленные на диаграмме 1. Высоким уровнем интеллектуального развития обладают 5 испытуемых, уровень выше среднего показали 14 человек, средним уровнем интеллектуального развития обладают 37 человек, и, наконец, уровень ниже среднего показали 9 кандидатов на службу ОВД. Категория кандидатов, показавших низкий уровень интеллектуального развития, в данном исследовании отсутствует.
Рис. 1
Результаты диагностики мотивационной сферы кандидатов на службу в ОВД следующие: доминирующая потребность в материальном вознаграждении свойственна для 10 человек, что составило 15,4 % (рис. 2). Преобладание потребности в хороших условиях работы и окружающей обстановке свойственна для 19 человек, что составило 29,2 % всех испытуемых. У 5 человек преобладает потребность в социальных контактах, что составило 7,7 %, у 14 кандидатов (21,5 %) доминирующей потребностью является потребность в четком структурировании работы, наличие обратной связи или информации позволяющей судить о результатах своей работы. Для 10 человек (15,4 %) доминирующим симптомом является переживание психотравмирующих обстоятельств. Для 1 кандидата на службу в ОВД (1,5 %) доминирующей потребностью является признание. Стремление к достижению преобладает у 2 кандидатов на службу в ОВД (3,1 %). Доминирующей потребностью в самосовершенствовании является у 2 кандидатов (3,1 %), потребность в разнообразии и переменах (2 человека — 3,1 %). Категория кандидатов, показавших доминирующие потребности в креативности, интересе и полезности, власти и влиятельности отсутствует.
Рис. 2
В ходе исследования мы получили следующие результаты: у кандидатов с высоким уровнем интеллектуального развития преобладает потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении (40 %). У кандидатов с уровнем интеллектуального развития выше среднего, доминирует потребность в хороших условиях работы и окружающей обстановке (42,8 %), потребность в четком структурировании работы, наличие обратной связи или информации позволяющей судить о результатах своей работы преобладает у кандидатов со средним уровнем интеллектуального развития (29,7 %), и у кандидатов с уровнем интеллектуального развития ниже среднего преобладает потребность в социальных контактах (55,5 %).
Литература:
- Бине А. Измерение умственных способностей / пер. с фр. М. Владимирского. СПб.: Союз, 1999. 432 с.
- Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. 672 с.
- Кваша Б. Ф., Витольник Ш. А. Воспитание личности сотрудника ОВД. — СПб., 1998.
- Лях Е. Ф. Психологические особенности профессиональной мотивации сотрудников органов внутренних дел МВД России: дис. канд. психол. наук. — Ростов н/Д, 2005.
- Пиаже, Ж. Психология интеллекта: Избранные психологические труды Текст. / Ж. Пиаже. М., 1994–205 с.