Повышение уровня речевого развития дошкольников в условиях разновозрастной группы через использование элементов ТРИЗ-технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ботвич, Т. П. Повышение уровня речевого развития дошкольников в условиях разновозрастной группы через использование элементов ТРИЗ-технологии / Т. П. Ботвич, И. В. Болгова, Т. Г. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 466-470. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64832/ (дата обращения: 18.12.2024).



ФГОС ДО ставит перед педагогами дошкольных организаций задачу научить детей владеть речью как средством общения и культуры; обогащать их активный словарь; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; развивать речевое творчество. [1, с.10]

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею зависит успешность деятельности ребенка.

Началом работы по теме стало проведение мониторинга уровня сформированности речевого развития. Мы проверили умение детей отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения; умение рассматривать игрушки и сюжетные картинки; отслеживаем, использует ли ребёнок все части речи, простые и сложные предложения.

Мониторинг речевого развития детей показал невысокие результаты, выявлено много проблем.

Получается, что примерная образовательная программа не может обеспечить желаемый уровень речевого развития дошкольников.

Таким образом, обнаруживается противоречие.

Исходя из этого, пришли к выводу, что, необходимо подобрать такие формы и методы обучения, которые повысят уровень речевого развития.

В своей работе мы остановили свой выбор на использовании в образовательном процессе элементов ТРИЗ- технологии.

Данная технология достаточно актуальна для современного дошкольного образования.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться.

Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами мы активно использовали приемы и методы ТРИЗ-технологии, адаптируя под свои возможности.

Вопросами исследования речи детей стали заниматься еще в 19 веке. Среди многих ученых, тех, кто внес значимый вклад в осмысление этого вопроса, и Л. С. Выготский, и К. Д. Ушинский, и Д. Б. Эльконин.

В настоящее время стараемся использовать технологии, которые не только результативны, но и увлекательны, интересны детям. Этим и объясняется возросший интерес к ТРИЗ- в дошкольной дидактике. Теория решения изобретательских задач получила своё распространение в 80-х гг. XX века, создана была Генрихом Альтшуллером.

В практике дошкольного образования под термином «ТРИЗ-педагогика» сегодня понимают работу по развитию речи, мышления, воображения детей дошкольного возраста на основе тризовских методик

Кредо ТРИЗ: каждый ребенок талантлив, нужно его только научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального эффекта.

Цель нашей работы– создать организационно-педагогические условия, способствующие развитию речи у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы средствами ТРИЗ-технологии.

Для достижения этой цели были сформулированы основные задачи: Создана предметно-развивающая среда.

При планировании и осуществлении образовательного процесса в ДОУ реализуется принцип интеграции различных видов.

Методы и приемы ТРИЗ можно использовать на базе любой программы.

Особо ценно, что методы ТРИЗ–РТВ позволяют педагогам создать условия для развития у детей умений решать межличностные проблемы. Экспериментальная деятельность показывает, что использование ТРИЗ–технологии является эффективным инструментом развития речи дошкольников и обеспечивает успешное обучение в школе.

Определены нами и основные направления организации речевой развивающей среды разных возрастных групп в соответствии с программой.

Образовательная деятельность по развитию речи детей осуществляется через различные формы работы: игры, упражнения, импровизации, беседы, сочинение историй, театрализация, творческая продуктивная деятельность.

С учетом того, что группы в МБДОУ детский сад «Солнышко» разновозрастные, мы искали приемлемые для нас приемы и методы работы, позволяющие развивать и творческие способности, и речь дошкольников.

Речевое развитие осуществляется по принципу от простого к сложному, через включение детей в элементарное речевое экспериментирование.

Речевое экспериментирование — это первый, начальный уровень в процессе развития речи. Под речевым экспериментированием мы понимаем формы работы, направленные на умение правильно слышать и произносить звуки, на развитие речевого дыхания, на овладение грамматикой речи, на умение связно излагать свои мысли. В нашем детском саду нет логопеда, но есть дети, нуждающиеся в коррекции, поэтому ведется и индивидуальная работа с детьми в этом направлении. Казалось бы, всем детям предоставляется одинаковая возможность участвовать в пальчиковых и артикуляционных играх, играх со словами. У нас накоплен значительный практический материал с учетом возрастных особенностей детей, картотеки игр, речевых ситуаций, раздаточный и демонстрационный материал, рекомендации для родителей по речевому развитию детей и т. д.

Качество устной речи к 6 годам становится гораздо лучше, многие дети говорят связно, эмоционально, умеют пересказывать услышанное, описывать увиденное.

Однако, не все дети выходят на более высокий уровень — уровень самостоятельного словесного творчества, не все могут придумать оригинальный сюжет, сочинить рифмовку, стихотворение, самостоятельно провести экскурсию, презентацию исследовательской работы и т. д.

Опыт показывает, что необходима система упражнений на развитие мыслительной деятельности, логического мышления, творческого воображения, умения придумывать и фантазировать.

На наш взгляд, приемы и методы технологии ТРИЗ позволяют решить проблему, обеспечить подготовку к владению связной речью на более высоком уровне.

На схеме показан путь развития, который совершает каждый дошкольник в группе.

Выстраивая систему, мы брали во внимание, что образование детей осуществляется в условиях разновозрастной группы в сельском детском саду. У нас нет современной аудио — или видеотехники, речевых тренажеров. Мы могли полагаться только на достижения современной науки, на имеющийся актуальный педагогический опыт и творчески модифицировать материал под свои условия, под индивидуальные особенности детей.

Особо ценно, что методы ТРИЗ — РТВ позволяют педагогам создать условия для развития у детей умений решать межличностные проблемы.

В образовательной деятельности для активизации речевой активности детей обязательно используются игровые упражнения на выражение эмоциональной поддержки, на преодоление замкнутости, т. е. помимо развития речи идет процесс развития эмоциональной сферы ребенка.

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно.

Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:

Цель первого этапа — научить ребенка логически мыслить, находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.

Цель второго этапа — учить детей воображать, фантазировать, придумывать.

Содержание третьего этапа — решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.

Работа по развитию логического мышления может начинаться уже в младшей группе, но, учитывая возрастные особенности, целесообразно начинать в 3–4 года

Приведём примеры, в основе которых идеи технологии ТРИЗ.

1. Детям предлагается Игра «Небылицы» (средняя группа)

Ведущий бросает мяч игроку и говорит какую-либо фразу. Если эта фраза — небылица, то ловить мяч не надо, например: «Волк по лесу гуляет», — игрок ловит мяч. «Волк на дереве сидит» — мяч ловить не нужно. «Девочка рисует домик» — игрок ловит мяч. «Домик рисует девочку» — мяч ловить не нужно и т. д. [2, с. 26]

2. Нравится малышам игра «Письмо от зайчика» (средняя группа)

Колобок получил от Зайца письмо в картинках. Детям предлагается помочь Колобку прочитать письмо, разложив картинки в нужной последовательности. В конце игры дети по цепочке рассказывают всю сказку, используя выбранные картинки.

3. Упражнение «А не пойти ли нам …» можно применить в старшей группе.

Цель: развитие логического мышления, установление причинно-следственных связей

Для игры понадобиться набор предметных картинок. Детям предлагается выбрать предметы, которые понадобятся им, например, в походе, на экскурсии, на дне рождения и т. д. Ребенок объявляет: «Я иду в поход и беру с собой…». и вытаскивает из стопки картинку. Далее он объясняет, зачем ему данный объект в походе.

Полезны для общего развития образовательные ситуации «В чем причина?» (старшая группа)

Придумывается какая-нибудь необычайная ситуация. Например: «Придя утром в детский сад, вы увидели, что там исчезли все скамейки». Надо как можно быстрее придумать объяснения этого события. Причины могут быть обычными, житейскими («Забрали на ремонт»), и необычные, фантастические (скамейки обиделись, что их портят, и ушли в другой сад). Побеждает тот, кто предложит больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше. Игра развивает способность анализировать и логически мыслить.

Особый раздел ТРИЗ — курс развития творческого воображения (далее РТВ). Именно этот раздел наиболее активно используется на уровне дошкольного образования.

В возрасте 4–5 лет воображение становится творческим — сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Но детям, в силу возраста, в связи с небольшим словарным запасом, еще трудно фантазировать, придумывать, воображать.

Принимая во внимание это, в практику работы по развитию творческого воображения включаются специальные игры, образовательные ситуации.

Помимо типовых приёмов фантазирования, мы используем модифицированные приемы, приемы, нацеленные, прежде всего на развитие художественного фантазирования, но в их основе также лежат идеи ТРИЗ-технологии.

Приведем примеры:

Игра «Смешинки» (средняя группа)

Цель: развитие воображения

Ведущий бросает мяч и называет какой-то предмет. Например, кастрюля. Нужно быстро придумать ему смешное название. Например, варилка.

Упражнение «О чем рассказала музыка» (старшая группа)

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

Игра «Заколдованные сказки» (старшая группа)

Цель: развитие наглядно-образного мышления, творческого воображения

Оборудование: кружочки разного размера и цвета.

Кружочки — это заколдованные герои сказки. Выложите на стол маленький и большой серый кружочки и попросите детей «расколдовать» их — определить, кто здесь заяц, а кто мышка; потом — оранжевый и коричневый: кто лиса, а кто медведь и т. д.

Проблемный вопрос: это герои, из какой сказки? а кто их заколдовал?

Игра по картине «Иду я и вижу…» (старшая группа).

Цель: развитие наглядно-образного мышления, творческого воображения Оборудование: репродукции картин известных художников

Задание.

Рассмотрите картину. Представьте себе, что вы оказались в пространстве картины. Расскажите, что происходит там. Начать можно так: иду я вижу в картине «Рожь» …

Далее ребёнок рассказывает, что он увидел бы, зайдя в пространство картины.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, мог придумывать необыкновенные истории, сказочные сюжеты, сочинять стихотворения.

Отметим, в отдельных современных исследованиях, методических рекомендациях (А. Ушакова, Л. Фесюкова) указываются новые, нетрадиционные подходы работы со сказкой, которые, несомненно, влияют на развитие речи дошкольников, способствуют развитию словесного творчества детей (сказки от пословицы, сказки от стишка, сказки наоборот, придумывание нового начала, середины, конца сказки и т. д.).

Используя методы ТРИЗ, приведем примеры адаптированных заданий, которые возможно использовать в работе с дошкольниками. Это уже творческий уровень применения, имеющихся у детей знаний и умений.

Дошкольники любят сочинять сказки, в которых действуют их любимые игрушки и сказочные персонажи. Очень важно правильно смотивировать детей, заинтересовать их. Например, можно использовать такой прием:

Ребята, кто-то прислал нам воздушный шарик с конвертом. Кто- же написал нам письмо. Давайте прочитаем. Это воспитательница из младшей группы просит нашей помощи … малыши расшалились, расплакались, потому что им давно уже не читали новой сказки, а … старые сказки все прочитаны …, но, где же взять новую? Поможем, сочинить новую интересную сказку? А вы справитесь?

Детям среднего дошкольного возраста могут быть предложены самые разнообразные сюжеты сказочного характера:

«Медведица учит медвежонка говорить»;

«Дюймовочка в гостях у кукол»;

«Как медвежонок потерял сапожки»;

«Как бы изменилась сказка «Красная Шапочка», если бы волк стал очень добрым и т. д.

Приведем примеры заданий, направленных на развитие словотворчества:

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: развитие образного мышления, творческого воображения, речи

Оборудование: красочный мешочек с любыми игрушками.

Воспитатель предлагает вынуть произвольно фигурки из мешочка. Эта игрушка становится героем сказочной истории. Дети придумывают роль для игрушки, следующий ребенок вынимает другой предмет и продолжает сказку. После того, как сказку сочинили, предметы собирают в мешочек. На следующем занятии дети придумывают новую историю с героями из мешочка. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

Игра «Шкатулка со сказками»

Цель: развитие воображения, мышления, речи,

Оборудование: шкатулка, в которой находятся круги разного цвета.

Ход игры:

Игроки садятся в круг. В центре круга стоит «шкатулка со сказками». Взрослый обращается к детям: «Сейчас мы все вместе будем сочинять сказку. А поможет нам волшебная шкатулка».

Он достает из шкатулки один из кружков, например, зеленый, показывает его детям и просит назвать предметы зеленого цвета. (Ответы детей). Затем взрослый говорит:

«Мне достался зеленый кружок, поэтому в сказке должен появиться предмет или персонаж зеленого цвета. Внимание, начинаю сказку.

Жил-был зеленый лягушонок. Однажды он отправился в путешествие…»

Взрослый произносит два предложения и предлагает сидящему рядом игроку наугад достать кружок и продолжить сказку. Следующий игрок вынимает кружок, например, голубого цвета и придумывает продолжение сказки:

—… Лягушонок весело прыгал по тропинке, пока не добрался до голубой речки. Как же переправится через речку?..

Игроки поочередно достают из шкатулки кружки и, в соответствии с их цветом, подбирает персонажей или предметы и продолжают сказку.

Образовательная ситуация «Волшебный экран»

Цель: развитие воображения, мышления, речи,

Содержание: воспитатель предлагает выбрать маски сказочных героев

Далее ведется обсуждение героев, выбранных масок:

а) черты характера;

а) поступки героев;

в) качества (доброта, умение преодолевать трудности, чуткость, любовь к окружающим и т. д.).

Детям предлагается сочинить сюжет и разыграть его с экрана телевизора. Условие игры: история должна быть поучительной, добро должно победить зло. На такое представление можно пригласить малышей.

Подрастают дети, сложнее становятся и предлагаемые задания.

Самостоятельная образовательная деятельность присутствует все чаще и чаще:

1) сочинение рифмовок:

—на основе слов: мышка-пышка, белка-стрелка, корзинка-картинка, мяч-вскачь….

—на основе предложения:

видишь, падает снежок, ты поймай его, …(дружок),

если это мишка, он тогда...(топтышка), песню птичка распевала и кота…(не замечала) и т. д.,

—на основе двух предложений:

1.Выпал беленький снежок…

(Выходи и ты дружок).

Зайка бегал и скакал…

(Мячик весело гонял).

4.Ромашка — милашка

Белая рубашка.

Глядит на всех, качается

Подружкам улыбается (Катя А.)

На этом этапе дети правильно используют эпитеты, метафоры для создания того или иного образа.

Таким образом, можно сделать вывод, что приемы и методы технологии ТРИЗ, типовые и адаптированные, способствуют развитию фантазии и воображения ребенка; активизации и обогащению словарного запаса; происходит активизация мыслительной и речевой деятельности детей.

В ходе мониторинга анализировались мотивы речевой деятельности, характер содержания речевой деятельности, средства выразительности, результативность речевой деятельности и т. д.

Изменился и уровень развития словесного творчества:

Анкетирование родителей подтвердило эффективность нашей работы. Родители отмечают, что дети стали лучше, эмоциональнее, грамотнее говорить. В их речи стало меньше диалектизмов, слов-паразитов. Многие проявляют интерес к сочинительству.

Дети получают первоначальный опыт публичных выступлений.

Значительно пополнилась предметно-развивающая среда: организован Центр развития речи, разработаны картотеки дидактических игр в соответствии с требованиями технологии ТРИЗ, пособия по театрализованной деятельности, настольный кукольный театр.

Таким образом, разработанная и апробированная педагогическая система, способствующая повышению уровня речевого развития у дошкольников в условиях разновозрастной группы средствами технологии ТРИЗ, доказала свою результативность и эффективность.

Литература:

  1. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. — Новосибирск: Наука,2011
  2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 272 с.
  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология — М.: Педагогика, 1991.
  4. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи/Под ред. Б. Ф. Сергеева. — 2-е изд. — М.: Айрис-Пресс, 2004. — 160 с.
  5. Двинянинова Ю. А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте//Воспитатель ДОУ. — 2009. — № 12. — с. 43–47.
  6. Крохина И. Н. Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (ч.1)
  7. Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003
  8. Леонтьев А. Н. Психология общения/А. Н. Леонтьев. — М.: Тарту, 2002.
  9. Нищева Н. В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста — учебно-методическое пособие-конспект. — Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. — 47 c.
  10. Пичугина Е. А. Речевые игры в группе и на прогулке//Воспитатель ДОУ. — 2008. — № 6. — с. 52–54.
  11. Развитие речи у детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 2001.
  12. Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2010
  13. ТихееваЕ.И. «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)» Пособие для воспитателей детских садов. Издание 4-е. Издательство «Просвещение», Москва, 1992 год.
  14. Ушакова О. А. Учимся говорить и общаться//Дошкольное воспитание. — 2006. — № 4. — с. 105–112.
  15. Цветкова Т. В. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки — М.: ТЦ Сфера, 2015.-96с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, творческое воображение, старшая группа, дошкольный возраст, игра, развитие, речевое развитие, детский сад, логическое мышление.


Похожие статьи

Развитие социально-коммуникативной компетенции дошкольников через использование технологии эффективной социализации — утренний сбор в условиях разновозрастной группы сельского дошкольного образовательного учреждения

Совершенствование двигательной активности старших дошкольников с ОНР в условиях инклюзивной группы

Формирование познавательной мотивации дошкольников через применение технологии «Ситуация» в конструктивной деятельности

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР через знакомство со сказкой

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Развитие психофизиологической базы речи у старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности ДОУ

Формирование пространственных отношений у старших дошкольников в процессе использования элементов игровой педагогической технологии

Формирование экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии

Применение личностно ориентированного подхода в воспитательном процессе по развитию творческого потенциала воспитанников с ОВЗ для их успешной социализации

Использование ТРИЗ-технологии в развитии нестандартного мышления дошкольников

Похожие статьи

Развитие социально-коммуникативной компетенции дошкольников через использование технологии эффективной социализации — утренний сбор в условиях разновозрастной группы сельского дошкольного образовательного учреждения

Совершенствование двигательной активности старших дошкольников с ОНР в условиях инклюзивной группы

Формирование познавательной мотивации дошкольников через применение технологии «Ситуация» в конструктивной деятельности

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР через знакомство со сказкой

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Развитие психофизиологической базы речи у старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности ДОУ

Формирование пространственных отношений у старших дошкольников в процессе использования элементов игровой педагогической технологии

Формирование экологической культуры дошкольников через информационно-коммуникационные технологии

Применение личностно ориентированного подхода в воспитательном процессе по развитию творческого потенциала воспитанников с ОВЗ для их успешной социализации

Использование ТРИЗ-технологии в развитии нестандартного мышления дошкольников

Задать вопрос