Факторы психологического благополучия семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 07.12.2019

Статья просмотрена: 4330 раз

Библиографическое описание:

Власова, М. Д. Факторы психологического благополучия семьи / М. Д. Власова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 545-547. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64836/ (дата обращения: 15.11.2024).



Основное содержание статьи составляет поиск факторов, определяющих психологическое благополучие семьи. Было рассмотрено понятие психологического благополучия семьи и проведен анализ взглядов исследователей на проблему. Выявлены показатели психологического благополучия семьи. Определена степень влияния факторов на психологическое благополучие семьи.

Ключевые слова: психологическое благополучие семьи, факторы благополучия семьи, психологический климат, удовлетворенность браком, семья, семейные ценности, межличностная адаптация, эмоционально-психологические потребности, ролевые ожидания.

Тема исследования актуальна и имеет прикладной характер. Ее изучали еще со времен появления психологии как таковой и продолжают изучать до сих пор. В связи с тем, что в последнее время увеличивается количество разводов и появляется тенденция к независимости, встает вопрос о функционировании такой ячейки общества как семья, процессах, протекающих в ней и факторов, препятствующих ее гармоничному развитию [2]. В настоящее время изучается такой феномен, как психологическое благополучие семьи. Он рассматривается во взаимосвязи с психологическими характеристиками человека, его склонностями, способами взаимодействия с другими людьми и жизненными принципами, уточняется и конкретизируется само понятие, разрабатываются психологические тесты и методики для диагностики уровня удовлетворенности браком. Ряд исследователей К. Рифф, М. Аргайл, М. Селигман, А. В. Воронина, Н. К. Бахарева, П. П. Фесенко и др. проводят анализ влияния личностного восприятия семьи человеком и воздействие социальных факторов и общественных мнений на реальное благополучие в ней [3].

Обращаясь непосредственно к понятию психологического благополучия семьи, мы определяем его как совокупность факторов, физических, эмоциональных, социальных и моральных, отражающих взаимоотношения в семье и уровень ее благополучия сопряженный с процессом и результатом адаптации. Каждая семья создает свой уклад, люди вырабатывают ценности и нормы, формируют способы взаимодействия между собой, распределяют роли. От установленных отношений и то, насколько они удовлетворяют каждого из членов семьи, зависит общий эмоциональный фон. Так, семьи, в которых люди настроены дружелюбно и позитивно по отношению друг к другу и готовы оказывать поддержку, создают благоприятную почву для более мягкого процесса адаптации и преодоления кризисных периодов. В то время как семьи, в которых люди не поддерживают друг друга, в ситуациях стресса отделяются и закрываются, воспринимая каждое событие как трагедию, и, не видя путей выхода из сложившейся ситуации, являются подверженными семейным кризисам и как следствие возникает токсичность отношений и нарушается благоприятный эмоциональный фон [3].

Психологический климат является основополагающим фактором, определяющим благополучие семьи. Психологический климат — это качественная характеристика, отражающая степень удовлетворенности человека взаимоотношениями с другими людьми, своим положением в обществе и возможностью проявлять себя как свободную личность, имеющую право на свою точку зрения. В понятие психологического климата со стороны семейных отношений входят следующие показатели: желание и стремление пары проводить время вместе и развиваться в одном направлении, открытое обсуждение проблем, касающихся как общих вопросов, так и личных, свободное выражение своего мнения без переживаний по поводу оценки себя со стороны партнера, эмоциональная и физическая удовлетворенность браком, соответствие представлений о социальных ролях, возложенных на себя и на супруга или супругу с реальным положением вещей, наличие общих ценностей и приоритетов в жизни. Все эти параметры формируют благоприятную атмосферу внутри семьи, в которой каждый ощущает себя нужным и значимым человеком, способным реализовывать себя и свой потенциал. Такой климат характеризуется устойчивостью отношений, способствует более гармоничному разрешению конфликтов и содействует повышению уровня доверия между супругами [3].

Рассматривая удовлетворенность браком как фактор благополучия семьи, мы обращаемся к мнениям авторов В. А. Сысенко и Ю. Е. Алешиной. Так, В. А. Сысенко считает, что удовлетворенность семейной жизнью находится в тесной взаимосвязи желания человека реализовать свои потребности и реальной реализацией своих планов. Для того чтобы не возникало чувства дискомфорта и не проявлялись отрицательные эмоции, необходимо удовлетворить свои потребности, хотя бы в минимальной степени, не позволяющей возникнуть как внутри личностному, так и межличностному конфликтам, ведущим к усугублению отношений. По мнению Ю. Е. Алешиной удовлетворенность браком зависит от личностного восприятия супругами своей семейной жизни и характера взаимоотношений [1].

Так же, существенную роль в благополучии семьи играют такие аспекты как система ценностей, культурный уровень образования, психофизиологическая совместимость партнеров, модели общения и способы разрешения проблемных ситуаций. Имея схожие ценностные ориентации, люди понимают друг друга на более глубинном уровне, у них проще складывается общение и они имеют более высокий уровень взаимопонимания. Наличие образования и его уровень отражает интеллектуальные способности личности. Естественно, пара, имеющая примерно одинаковый уровень образования, находится на одной ступени интеллектуального развития и лучше понимает друг друга. Психофизиологическая совместимость является одним из сильнейших факторов, способным сохранить или разрушить семью. Несовместимость характеров, разрозненность действий, установок, ценностей, несовпадение ритма жизни, практически не поддается корректировке и усложняет процесс взаимной адаптации людей [6].

Межличностная адаптация так же выступает фактором, влияющим на благополучные отношения в семье. Так, составляющие этой адаптации проявляются в трех видах, которые находятся в тесной взаимосвязи и влияют на дальнейшее развитие внутрисемейных отношений. Первая составляющая это эмоциональный контакт, основанный на доверии и близком личном общении, вторая составляющая отражает когнитивную сторону общения, предполагающую достаточное количество знаний о характеристиках и личностных особенностях партера, которая помогает в большем понимании и осознании поступков другого человека и мотивов, толкающих на те или иные действия, и третья составляющая, поведенческая, которая выступает в качестве регулятора отношений, помогая выстраивать желаемую модель поведения [5].

Не менее важным фактором в психологическом благополучии семьи выступает опыт, приобретенный человеком еще в детстве. На протяжении всей жизни, вплоть до отделения от семьи ребенок, тем или иным образом, наблюдает модель отношений родителей, их способы общения между собой, умение или неумение поддерживать друг друга, проявлять уважение, способность или неспособность сопереживать и сочувствовать, то, каким образом родители решают проблемы, обсуждают трудности и решают их, являясь опорой друг для друга или вступают в конфликт, пытаясь найти виновных. Тем самым, имея перед собой «картинку», созданную реальными отношениями отца и матери, уже выросший взрослый, в основе своей, перенимает эту модель отношений, перенося ее на свою семью, которую создал. То, насколько образцы поведения были конструктивными и созидательными в отношениях близких, определяет степень психологического комфорта и благополучия семьи, созданной человеком, вышедшим из родительской семьи. Так, дети из неполных семей имеют больше трудностей во взаимоотношениях. В силу того, что ребенок не имел перед глазами модели отношений родителей, их способов и образцов поведения в тех или иных ситуациях, ему сложнее формировать правильное представление об отношениях мужчины и женщины и семьи, в целом. Мировоззрение и поведение таких детей формируется под влиянием либо случайных факторов, либо под влиянием взаимодействия родственников или знакомых и данное восприятие мира конструирует его собственное поведение и отношение к супруге или супругу, определяя уровень психологического благополучия семьи [4].

Таким же образом, переносятся и социальные роли, усвоенные в период детства и подростковый период. К примеру, стиль взаимоотношений в семье, в которой рос ребенок, принимает традиционный характер, где женщина является домохозяйкой и хранительницей очага, а мужчина добытчиком и ориентирован на материальное обеспечение семьи. Данное положение и распределение ролей укрепляется в сознании ребенка и становится для него адекватным образцом семьи. Таким образом, фактор социальных ролей, их распределения и то, насколько это распределение устраивает каждого из членов семьи, сказывается на психологическом благополучии семьи [2].

Таким образом, проведя анализ литературы по данной теме исследования, мы обнаружили, что факторы психологического благополучия определяются следующими положениями: психологическим климатом, созданным в семье и его устойчивостью, межличностной адаптацией, потребностями человека и их реализацией, системой ценностей и ее совпадением между супругами, уровнем образования, психофизиологической совместимостью, опытом, приобретенным в родительской семье, отражающим заимствованные модели поведения и социальными ролями [2;3;5].

Литература:

  1. Бородина В. Н. Взаимосвязь стратегий поведения в конфликте супругов и удовлетворенностью браком // В. Н. Бородина, Е. А. Ваккер // Сибирский педагогический журнал. Серия: Психологические науки. 2014.
  2. Дубовских О. В. Влияние образа семьи супругов на их удовлетворенность браком / О. В. Дубовских, С. В. Ильинский // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2015. № 1(17).
  3. Ильинский С. В. Факторы психологического благополучия семьи // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психологические науки. 2017.
  4. Романова Е. В. Влияние опыта взаимоотношений в родительской семье на формирование супружеских отношений и удовлетворенность браком // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: 12. — 2011. — № 7. — С. 121–128.
  5. Султанова А. В. Брачно-семейная адаптация супругов и благополучие в браке // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2007.
  6. Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака // Психология семьи и семейных отношений. — Режим доступа: https://psylist.net/family/00044.htm, свободный. — (дата обращения 29.11.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое благополучие семьи, благополучие семьи, психологический климат, семья, друг друга, межличностная адаптация, удовлетворенность браком, личностное восприятие, психофизиологическая совместимость, родительская семья.


Ключевые слова

семья, семейные ценности, психологический климат, удовлетворенность браком, ролевые ожидания, психологическое благополучие семьи, факторы благополучия семьи, межличностная адаптация, эмоционально-психологические потребности

Похожие статьи

Психологическое благополучие: проблемы и подходы к исследованию

Статья посвящена обзору исследований психологического благополучия. Излагаются современные представления о психологическом благополучии. Проблема психологического благополучия актуальна на современном этапе развития общества, поскольку переживание че...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Толерантность: миф или реальность

В статье излагается точка зрения студентов на взаимосвязь толерантности и психологического здоровья подростков. Рассматривается возможность формирования у современных подростков стрессоустойчивости, позитивного настроя на решение проблемных ситуаций,...

Социально-психологический климат организации

В данной статье изучается вопрос социально-психологического климата дошкольного учреждения. Проанализированы такие факторы, как результативность деятельности и составляющие удовлетворенности трудом, например: интерес к работе, достижения в работе, вз...

Влияние стиля родительского воспитания на формирование ценностно-смысловых ориентаций

В статье автор исследует влияние стиля родительского воспитания на формирование ценностно-смысловых ориентаций и их проявления во взрослой жизни. Анализирует эмпирические данные исследования, проведенного среди респондентов возраста от 17 до 40 лет, ...

Поведение старшеклассников и подростковые проблемы

Данная статья представляет собой обзор основных аспектов поведения старшеклассников и подростковых проблем с позиции психологии. Рассматриваются физиологические, психологические и социальные аспекты, влияющие на поведение подростков, а также методы п...

Влияние воспитательной работы на формирование психологического комфорта в школе

Статья рассматривает влияние воспитательной работы на формирование психологического комфорта в школьной среде. Анализируются причины психологического дискомфорта учащихся, выделяются педагогические методики для развития эмоциональной компетентности и...

Социально-психологические особенности рекламы

В статье автор исследует основные аспекты и направления рекламы, уделяя особое внимание социальной рекламе. Описываются ключевые задачи социальной рекламы, такие как борьба с социальными угрозами, продвижение общественных ценностей, мотивация к созид...

Психологические факторы риска суицидального поведения в подростковой среде

В статье исследуются актуальные подходы к анализу основных психологических факторов риска суицидального поведения у подростков с учетом внутренних и внешних условий развития в подростковом возрасте. Показана многофакторность природы суицидального рис...

Развитие профессиональной направленности студентов колледжа технического профиля

В статье рассмотрены особенности профессиональной направленности студентов колледжа технических профессий, возрастные проблемы и нравственные ценности современной молодежи, развитие интереса к выбираемой профессии. Отображаются психолого-педагогическ...

Похожие статьи

Психологическое благополучие: проблемы и подходы к исследованию

Статья посвящена обзору исследований психологического благополучия. Излагаются современные представления о психологическом благополучии. Проблема психологического благополучия актуальна на современном этапе развития общества, поскольку переживание че...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Толерантность: миф или реальность

В статье излагается точка зрения студентов на взаимосвязь толерантности и психологического здоровья подростков. Рассматривается возможность формирования у современных подростков стрессоустойчивости, позитивного настроя на решение проблемных ситуаций,...

Социально-психологический климат организации

В данной статье изучается вопрос социально-психологического климата дошкольного учреждения. Проанализированы такие факторы, как результативность деятельности и составляющие удовлетворенности трудом, например: интерес к работе, достижения в работе, вз...

Влияние стиля родительского воспитания на формирование ценностно-смысловых ориентаций

В статье автор исследует влияние стиля родительского воспитания на формирование ценностно-смысловых ориентаций и их проявления во взрослой жизни. Анализирует эмпирические данные исследования, проведенного среди респондентов возраста от 17 до 40 лет, ...

Поведение старшеклассников и подростковые проблемы

Данная статья представляет собой обзор основных аспектов поведения старшеклассников и подростковых проблем с позиции психологии. Рассматриваются физиологические, психологические и социальные аспекты, влияющие на поведение подростков, а также методы п...

Влияние воспитательной работы на формирование психологического комфорта в школе

Статья рассматривает влияние воспитательной работы на формирование психологического комфорта в школьной среде. Анализируются причины психологического дискомфорта учащихся, выделяются педагогические методики для развития эмоциональной компетентности и...

Социально-психологические особенности рекламы

В статье автор исследует основные аспекты и направления рекламы, уделяя особое внимание социальной рекламе. Описываются ключевые задачи социальной рекламы, такие как борьба с социальными угрозами, продвижение общественных ценностей, мотивация к созид...

Психологические факторы риска суицидального поведения в подростковой среде

В статье исследуются актуальные подходы к анализу основных психологических факторов риска суицидального поведения у подростков с учетом внутренних и внешних условий развития в подростковом возрасте. Показана многофакторность природы суицидального рис...

Развитие профессиональной направленности студентов колледжа технического профиля

В статье рассмотрены особенности профессиональной направленности студентов колледжа технических профессий, возрастные проблемы и нравственные ценности современной молодежи, развитие интереса к выбираемой профессии. Отображаются психолого-педагогическ...

Задать вопрос