В настоящей статье анализируются проблемы оценки эффективности документов стратегического планирования, направленных на обеспечение устойчивого развития. Отмечается необходимость разработки единого научно-методологического подхода к определению индикаторов устойчивого развития.
Ключевые слова: стратегирование, стратегическое планирование, устойчивое развитие, индикаторы устойчивого развития, целеполагание.
Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» определил национальные интересы и приоритеты, а также цели и задачи в области как внутренней, так и внешней политики, направленные на долгосрочную перспективу [1].
Данный Указ Президента РФ является документом стратегического планирования и был принят в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ [2].
В последнем указаны основные понятия, где под стратегическим планированием понимается деятельность по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Оба документа подчеркивают, что деятельность, связанная со стратегическим планированием всегда направлена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития государства.
Для дальнейшего анализа стоит рассмотреть понятие устойчивого развития. Устойчивость предполагает неизменность основных параметров относительно какого-либо явления. Применительно к социально-экономическому развитию государства это выражается в развитии, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но и не подрывает возможности удовлетворения потребностей будущего поколения.
Устойчивое социально-экономическое развитие строится на триединстве следующих сфер:
- экономическое развитие;
- социальное развитие;
- экологическое развитие.
Только с точки зрения данных трех сфер можно действительно оценивать политику государства как устойчиво ориентированную.
Важно отметить, что в РФ существует документ, положивший начало перехода политики государства к учету требований устойчивого социально-экономического развития. Им стал Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 года № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [3]. Данный документ был принят в целях осуществления последовательного перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, а также руководствуясь программными документами, принятыми на Конференции ООH по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) [4].
5-й раздел Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию закрепляет, что для управления самим процессом перехода к устойчивому развитию и оценке его эффективности необходимо установить целевые ориентиры, которые могут быть выражены в показателях и приводится соответствующий перечень.
За последние годы значительно возросло количество документов стратегического планирования по разным сферам, где отчетливо закрепляются цели, основные направления и задачи государственной политики. Однако не все документы содержат в своей структуре раздел с основными показателями, которые бы позволили наглядным образом оценить состояние достижения указанных целей.
Для отображения хода реализации того или иного документа, направленного на устойчивое развитие, необходимо предусмотреть разработку индикаторов устойчивого развития.
Наиболее подходящую дефиницию индикаторов в своей работе дал Шелехов А. М. — показатели, с помощью которых оценивается уровень развития того или иного географического региона, прогнозируется его будущее состояние, делаются выводы об устойчивости этого состояния [5, с. 41–46].
На международном уровне действует Комиссия по устойчивому развитию ООН, входящая в состав Экономического и Социального Совета ООН, которая разработала следующие виды индикаторов:
- индикаторы социальных аспектов;
- индикаторы экономических аспектов;
- индикаторы экологических аспектов;
- индикаторы институциональных аспектов.
При разработке индикаторов национального уровня стоит учитывать специфику отрасли, в рамках которой принимается документ стратегического планирования, поэтому индикаторы должны быть профильными. Помимо этого признака немаловажными будут полнота и объективность, то есть следует оценивать реальные возможности достижения той или иной цели с учетом имеющихся ресурсов в стране. И также индикаторы должны быть сопоставимы для их более глубокого анализа.
Индикаторы, получая нормативное закрепление, начинают играть непосредственную роль в процессе государственного управления, становясь, таким образом, стратегическим направлением деятельности государства.
После принятие документа стратегического планирования в рамках целеполагания обязательно будут приняты программные и прогнозные документы, направленные на реализацию закрепленных целей.
Анализ документов стратегического планирования в рамках национальных проектов, а также паспортов национальных проектов позволяет сделать вывод об отсутствии единого подхода в определении индикаторов устойчивого развития.
Для разработки единой системы индикаторов устойчивого развития и собственного специфичного терминологического аппарата процесса стратегирования необходима единая научно-методологическая база, которая позволила бы разработать определенные стандарты для индикаторов, а также формулы их подсчета.
Процесс стратегирования представляет собой довольно сложную область профессиональных знаний, требующей соответствующей подготовки, определенного набора качеств и навыков у работников этой сферы.
В зарубежных странах существует специальность «стратег». Данная профессия востребована не только в государственном секторе, но и в рамках корпоративного управления. На практике уже доказана необходимость существования специалистов в этой области. Университеты, в которых преподают соответствующие дисциплины, уже наработали опыт подготовки, определенные программы обучения. Думается, что опыт зарубежных коллег может быть использован для разработки собственного методического сопровождения и введения специальности «стратег» на территории РФ, как довольно востребованной области знаний, требующей развития специфичного набора профессиональных навыков.
Литература:
- Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (дата обращения: 03.12.2019).
- Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ (дата обращения: 03.12.2019).
- Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 года № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (дата обращения: 03.12.2019).
- Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года.
- Шелехов А. М. Индикаторы устойчивого развития для России // Федеральный вестник экологического права. 2001. N 12, с. 41–46.