В статье рассматриваются, актуальные на сегодняшний день, вопросы прозрачности муниципального бюджета, освещаются отдельные принципы реализации, прозрачности бюджета на муниципальном уровне в Республике Тыва, муниципалитет Дзун-Хемчик, приводится оценка качества управления муниципальными финансами по индикаторам, характеризующим степень прозрачности бюджетного процесса.
Ключевые слова: прозрачность бюджета, муниципалитет, гражданин, публикация, муниципальные финансы.
Важнейшим финансовым документом для государственного органа является бюджет на соответствующем уровне, и муниципалитет Дзун-Хемчик в Республике Тыва не исключение. В Дзун-Хемчикском районе, а также в каждом муниципалитете утверждается годовой бюджет и бюджет на определенный период планирования.
После принятия и утверждения годовой бюджет Дзун-Хемчикского района будет и должен, публиковаться в средствах массовой информации с соблюдением одного из основных и главных принципов бюджетной системы Российской Федерации — принципа прозрачности (открытости) бюджетной системы, и принцип финансовой прозрачности.
Принцип прозрачности (открытости) бюджетного процесса означает:
– обязательная публикация утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении в средствах массовой информации;
– полнота представления информации о ходе исполнения бюджета;
– наличие другой информации о домохозяйствах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти и представителей органов местного самоуправления;
– обязательная открытость проектов бюджетов, порядок рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов для общества и средств массовой информации.
– обеспечение доступа к информации информационно-телекоммуникационной сети, опубликованной в сети Интернет на едином портале бюджетной системы Российской Федерации;
– стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации и обеспечение сопоставимости бюджетных показателей за отчетный, текущий и следующий финансовый год (следующий финансовый год и программный период). [1]
Такие принципы, как прозрачность бюджета, надежность, адресность, целенаправленность и эффективное использование бюджетных ресурсов, обеспечивают максимальную открытость в управлении муниципальными финансами и повышают уровень контроля над бюджетными расходами.
При составлении бюджета не стоит недооценивать роль граждан и жителей района в качестве обычных налогоплательщиков, которые платят налоги и сборы в федеральную и муниципальную казну. Как гражданские отчисления являются одним из основных источников бюджетного образования.
Каждый гражданин имеет возможность ознакомиться с наиболее важным финансовым документом округа и сделать соответствующие выводы о доходах и расходах сообщества.
Прозрачность бюджетного процесса муниципальных образований Республики Тыва оценивается по следующим показателям:
1) опубликовать решение об утверждении местного домохозяйства на официальном сайте муниципального образования;
2) опубликование решения об утверждении отчета об исполнении местного бюджета за рассматриваемый год на официальном сайте муниципального образования;
3) ежеквартальная публикация отчетов об исполнении местного бюджета на официальных сайтах местных органов власти;
4) проводить публичные слушания по проекту бюджета муниципального образования в порядке, утвержденном местным законодательством;
5) провести публичные слушания по Отчету об исполнении муниципального бюджета в порядке, утвержденном местным законодательством. [2]
Таблица 1
Оценка качества управления муниципальными финансами по индикаторам, характеризующим степень прозрачности бюджетного процесса вМО «Дзун-Хемчикский район Республики Тыва»
Индикаторы, характеризующие степень прозрачности бюджетного процесса |
2016 |
2017 |
2018 |
А3.1. Размещение на официальном сайте муниципального образования решения об утверждении местного бюджета |
да |
да |
да |
А3.2. Размещение на официальном сайте муниципального образования решения об утверждении отчета об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год |
нет |
нет |
нет |
А3.3. Ежеквартальное размещение на официальных сайтах органов местного самоуправления отчетов об исполнении местного бюджета |
нет |
нет |
да |
А3.4. Проведение публичных слушаний по проекту бюджета муниципального образования в соответствии с порядком, утвержденным муниципальным правовым актом |
да |
да |
да |
А3.5. Проведение публичных слушаний по отчету об исполнении бюджета муниципального образования в соответствии с порядком, утвержденным муниципальным правовым актом |
да |
да |
да |
Решение об утверждении местного бюджета размещается на официальном сайте МО по Дзун-Хемчикскому району с 2016 года, а решение об утверждении отчета об исполнении местного бюджета пока не опубликовано.
Ежеквартальное размещение на официальных сайтах местных органов власти отчетов об исполнении местного бюджета было размещено только в 2018 году.
Общественные слушания по проекту бюджета и отчету об исполнении бюджета муниципалитета проводятся с 2016 года в порядке, утвержденном муниципальным правовым актом.
Таким образом, прозрачность бюджетного процесса Дзун-Хемчикского муниципального района увеличивается с каждым годом. Предоставление прозрачной и достоверной информации о деятельности местных органов власти является необходимым условием обеспечения эффективного и устойчивого управления муниципальными финансами. Основой для достижения этой цели должны стать требования к публичному раскрытию информации о планах, условиях и результатах деятельности местных органов власти.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019);
- Постановление Правительства Республики Тыва от 10 мая 2012 № 215 «Об утверждении порядка осуществления мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами муниципальных образований Республики Тыва»;
- https://dzyn.rtyva.ru/ Официальный сайт МО «Дзун-Хемчикский район Республики Тыва».