В данной статье рассмотрены понятие, принцы и формы взаимодействия следователей Следственного комитета с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность при раскрытии и расследовании таких преступлений как убийство. Приведён перечень основных следственных и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых совместно на первоначальной стадий при расследования уголовного дела.
В настоящее время основной задачей правоохранительных органов является быстрое и качественное раскрытие и расследование преступлений, выявление и установление лиц их совершивших.
Особенную сложность приобретает решение поставленной задачи, в ситуациях совершения преступления в условиях неочевидности или при совершении преступления заранее организованного и спланированного.
Для расследования преступлений в подобных ситуациях целесообразно организовывать расследование с участием сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Следователь подразделений СК России и оперативный сотрудник, находясь в разных структурных подразделениях, обязаны иметь налаженную, хорошо организованную работу. От того насколько налажена работа следственных и оперативных подразделений зависит исход расследования уголовного дела.
Совместная деятельность следственных органов и оперативно-розыскных подразделений традиционно именуется их взаимодействием и базируется на нормах УПК РФ, ФЗ об ОРД, ведомственных нормативных актах.
В специальной литературе существуют различные подходы к определению понятия взаимодействия. В частности, Р. С. Белкин определял его как «одну из форм организации расследования преступлений, заключающуюся в сотрудничестве следователя с органом дознания, согласованном по целям, месту и времени. Осуществляется в пределах их компетенции в целях полного и быстрого раскрытия преступлений, всестороннего и объективного расследования уголовного дела и розыска скрывшихся преступников, похищенных ценностей и иных объектов, существенных для дела» [1].
Т. А. Паутова отмечает же, что под взаимодействием следует понимать «организованную, согласованную по целям, планируемую по месту и времени совместную деятельность следователей и органов дознания, основанную на законе и подзаконных актах, целесообразно сочетающую оперативно-розыскные и процессуальные функции органов дознания с процессуальными действиями следователя, при его руководящей и организующей роли и четком разграничении компетенции взаимодействующих субъектов» [2].
Мы же полагаем, что под взаимодействием следователей и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следует понимать совместную согласованную по целям и задачам деятельность, направленную на своевременное раскрытие и расследование совершенных преступлений, где каждый из участвующих органов является самостоятельным, но действующим в строгом подчинении следователя — как руководителя следственно-оперативной группы.
Исходя из предложенного определения, можно выделить принципы, на основании которых должно строиться взаимодействие указанных органов:
а) законность, т. е. взаимодействие должно осуществляться в соответствии с законом;
б) подследственность, разграничение компетенции субъектов взаимодействия;
в) руководящая и организующая роль следователя;
г) самостоятельность субъекта взаимодействия в выборе средств и методов своей работы;
д) плановость и динамичность взаимодействия.
В специальной литературе выделяют формы взаимодействия следователя с оперативными подразделениями:
а) процессуальная форма взаимодействия состоит: в выполнение розыскных действий и оперативно-розыскных мероприятий органами дознания по поручению или постановлению следователя или же в выполнении отдельных следственных действий. Кроме того к указанной форме взаимодействия относят оказание органом дознания содействия следователю при производстве им следственных действий (таких как: 1. содействие при производстве осмотра в обследование отдельных участков местности, помещений, 2. помощь при проведении обыска — поиск разыскиваемых объектов самостоятельно или совместно со следователем и т. д.).
б) Непроцессуальная форма взаимодействия: к такой форме можно отнести совместною информационно-аналитическую работу, выдвижение следственных и оперативно-розыскных версий, взаимный обмен информацией о результатах следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий и др.
И если правовым началом взаимодействия этих двух подразделений служит буква закона, то на практики взаимодействие следователя и оперативника начинается со звонка дежурного из полиции.
Итак, в данной статье мы хотим показать на примере расследования убийства то, насколько необходимо следователю иметь хорошо налаженное взаимодействие с оперативниками.
Получив сообщение о том, что было совершенно преступление, в нашем случае это убийство, на место происшествия незамедлительно выезжает следственно-оперативная группа в составе: следователя Следственного комитета, (ведь именно к подследственности Следственного комитета законодатель отнес расследование преступлений предусмотренных ст. 105 УК), оперативного сотрудника, как правило их несколько, судебно-медицинского эксперта и криминалиста.
Прибыв на место происшествия, оперативник совместно со следователем выясняет обстоятельства произошедшего, проводит первоначальный опрос лиц, обнаруживших труп либо явившихся очевидцами совершенного преступления, и передает полученные объяснения следователю. Далее сотрудники оперативного подразделения проводят мероприятия, направленные на установления лица, совершившего преступление. Следователь в это время производит осмотр места происшествия, ведь именно осмотр в дальнейшем будет отправной точкой при расследовании уголовного дела.
Осмотр места происшествия следователь проводит с участием судебно-медицинского эксперта который помогает описать труп, (его позу, характер раны, возможно судебно-медицинский эксперт сможет дать предварительное заключение о смерти трупа (ведь не всегда ножевое ранение может находиться в прямой причинно-следственной связи с наступлением смерти)). Криминалист помогает следователю обнаружить, изъять и упаковать следы, обнаруженные при осмотре места происшествия (изъять кровь, орудие преступления, следы пальцев и т. д.).
После проведенного осмотра и установления оперативным сотрудником личности потерпевшего, начинается активное взаимодействие оперативника и следователя.
Оперативные сотрудники проводят следственно-оперативные мероприятия в рамках ФЗ об ОРД: опрос, наведение справок, если же преступление не удается раскрыть быстро и оно становится «долгоиграющим», то оперативные сотрудники собирают образцы для сравнительного исследования, устанавливают наблюдение за возможным преступником, прослушивают телефонные переговоры, осуществляют контроль почтовых отправлений и т. д. Всю полученную информацию в рамках оперативного-розыскных мероприятий они передают следователю, в производстве которого находится расследуемое уголовное дело.
При установлении лица, совершившего преступление, оперативные сотрудники незамедлительно доставляют подозреваемого к следователю, который к этому моменту уже вынес постановление о возбуждении уголовного дела на основании материалов доследсвенной проверки.
Следователь совместно с оперативными сотрудниками проводит следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего и закрепления доказательственной базы. В связи с этим, в ближайшие 24 часа со времени установления лица, совершившего преступление, следователь допрашивает лицо совершившее преступление в качестве подозреваемого, выясняя детально все обстоятельства произошедшего, отбирает у подозреваемого образцы для сравнительного исследования, проводит проверку показаний на месте, при необходимости проводится следственный эксперимент. После этого следователь задерживает подозреваемого в рамках ст. 91 УПК РФ.
При выполнении перечисленных выше действий совместно со следователем находится оперативный сотрудник, который оказывает оперативное сопровождение, так как совершённое преступление относится к категории особо тяжких.
После того как следователь задерживает подозреваемого в соответствии со ст. 91 УПК РФ, на следующий день, как правило, следователь предъявляет обвинение подозреваемому. На протяжении расследования следователь устанавливает свидетелей совершенного преступления, если ему это не удается сделать самостоятельно, то он направляет письменное поручение оперативному подразделению, что является еще одной формой взаимодействия следователя и оперативника.
Если же преступление не удалось раскрыть в ближайшие сутки, то следователь и оперативный сотрудник составляют план первоначальных следственных действий, которые необходимо провести для того, что бы преступление было раскрыто в максимально короткие сроки.
Таким образом, от того насколько качественно будет налажена работа следователя и оперативного сотрудника зависит как быстро и качественно будет раскрыто преступление.
Литература:
- Белкин Р. С. Криминалистика: Учебный словарь-справочник / Р. С. Белкин. — М.: Юристъ, 1999.
- Паутова Т. А. Взаимодействие следователей органов внутренних дел с органами дознания при возбуждении и расследовании уголовных дел: / Т. А. Паутова. — Тюмень, 2005.