В статье выявляются наиболее распространенные виды одаренности, освещается вопрос предубеждений, возникающих в группах детей с различными видами одаренности, обозначаются аспекты, требующие проработки с целью обеспечения эффективного межличностного взаимодействия детей с различными видами одаренности.
Ключевые слова: межличностное взаимодействие, одаренность, виды одаренности, предубеждения.
Постановка проблемы. В последнее время одним из актуальных направлений в педагогической науке является поиск путей и средств формирования личности одаренных детей. Особое внимание уделяется созданию условий, позволяющих максимально полно раскрыть и реализовать таланты каждого ребенка, дающих возможность сохранить полноту духовной жизни и психологическое благополучие.
Чем комфортнее будут чувствовать себя в межличностном взаимодействии учащиеся с разными видами одаренности, тем успешнее будет образовательный процесс, тем быстрее пойдет их интеллектуальное и творческое развитие.
Основная часть
Одаренный ребенок, прежде всего, яркая индивидуальность в его различных проявлениях. От других он отличается собственными чертами характера, эмоциями, без особых усилий справляется с любой поставленной перед собой задачей. Он выбирает нестандартные способы действий, получает интересные результаты. Одаренность — основная черта личности талантливого человека, которая позволяет ему переносить свой талант на более высокие уровни [15, с. 35].
Различают следующие виды одаренности детей:
– Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Детям с данным видом одаренности присущи такие общие черты как: острота мышления, наблюдательность; исключительная память; любознательность. Дети с таким видом одаренности могут заниматься одним делом на протяжении длительного времени, легко обучаемы, грамотно излагают свои мысли, имеет выраженную способность к практическому получению знаний.
– Художественная одаренность. Детям с художественной одаренностью присуща большая восприимчивость, впечатлительность, наблюдательность, у них сильно развитое воображение, хорошая память, большая склонность к эстетическим наслаждениям, ярко выраженные творческие способности.
– Творческая одаренность. Детей с творческой одаренностью отличает нестандартное видение предметов и их использование, необычное решение проблем, образная гибкость мышления, независимость в суждениях,
– Лидерская или социальная одаренность. Социальная одаренность проявляется в способности устанавливать долговременные конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Лидерская одаренность проявляется в умении принимать решения, способности планирования, умении приспосабливаться, проявлять гибкость, быть уверенным и настойчивым.
– Практическая одаренность. Дети с данным видом одаренности ориентированы на практику, на ближайший результат. Они осознают свои сильные и слабы стороны и вырабатывают пути их усиления или компенсации.
– Психомоторная одаренность. Детей с данным видом одаренности отличает повышенная активность в движениях, легкость в выполнении комбинаций из координированных движений,
– Духовно-ценностная одаренность. Основная направленность данного вида одаренности — духовная жизнь.
Деятельность является основным компонентом, развитие которого определяет одаренность ребенка.
Межличностные отношения — это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [16, с. 326].
Мы относим межличностные отношения к частным случаям психологических отношений и рассматриваем их как важнейшие условия психического развития человека, его социализации, формирования специфических, индивидуальных черт, развития личности в целом. Межличностные отношения выступают как внутренняя психологическая инстанция и понимаются как взаимное (невзаимное) эмоциональное, образное, познавательное отражение одного человека во внутреннем мире другого. Степень интенсивности влияния межличностных отношений на психические проявления индивидов опосредуется рядом факторов. Фактором, определяющим межличностные отношения в коллективе одаренных детей, является совместная деятельность.
Однако в коллективе детей с различными видами одаренности существует фактор, мешающий эффективному взаимодействию — наличие предубеждений касаемо друг друга. Предубеждения выступают регуляторами конкретных межличностных отношений, они встают между группами детей с различными видами одаренности и выражают определенное эмоционально-оценочное отношение к представителям отличной группы. Эти предубеждения часто чреваты негативными, деструктивными последствиями, мешают установлению хороших отношений между людьми, являются причиной непонимания, разногласий, источником межгрупповых и межличностных конфликтов и столкновений, препятствуют объективности и автономности оценок происходящего, подготавливают благоприятную почту для стигматизации и могут проявляться в ней [17, с. 696].
Основываясь на предубеждениях, дети с различными видами одаренности оценивают друг друга, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков. Предубеждения могут использовать для оправдания негативного поведения, более того, они также могут являться средством оправдания этого негативного поведения.
Предубеждения являются одним из типов социальных установок, которые, в свою очередь, являются одним из наиболее важных механизмов регуляции поведения. Социальные установки задают направление мыслям и действиям человека по отношению к конкретному объекту или ситуации. Социальные установки помогают человеку организовать представления об окружающем мире.
Формирование социальных установок одаренного ребенка как субъекта общения, проблемы нравственного созревания, развития эмоциональной сферы, волевого развития в сфере межличностных отношений выступают как одна из важнейших педагогических задач.
В сфере общения социальные установки выполняют ряд следующих функций: адаптация к окружающей среде, познание, самореализация и психологическая самозащита.
Высокоодаренные дети действительно обладают рядом отличительных черт, которые «способствуют» негативному восприятию их сверстниками, а зачастую и педагогами, и в своем развитии находятся в особой группе риска.
Во-первых, согласно данным исследований, существует уровень «социально оптимального интеллекта», который позволяет его обладателю хорошо понимать людей и ситуации и, следовательно, общаться со сверстниками. Однако у этой категории детей есть и специфические особенности, которые при адекватном подходе помогают успешно войти в мир социальных отношений, а в случае непонимания и негативного отношения к ним, могут не только замедлить этот процесс, но и затруднить интеллектуальное и творческое развитие.
Во-вторых, одаренные дети очень сильно отличаются друг от друга по многим личностным чертам. Это еще больше усложняет процесс педагогической работы и процесс организации межличностного общения одаренных детей, определяя необходимость оценки и рефлексии детей в рамках данной группы.
В-третьих, одаренные дети обладают рядом психологических особенностей, позволяющих утверждать, что формирование нравственной самостоятельности и развитие нравственных ценностей идет более быстрыми темпами, чем у их сверстников.
Специфические черты личности детей с различными видами одаренности безусловно влияют на содержание и характер межличностного взаимодействия, зачастую — негативно. В связи с чем представляется необходимым целенаправленная работа в данной области.
Содержательный уровень развития межличностных отношений одаренных детей должен состоять из проработки следующих элементов: когнитивные (система научных знаний о поведении человека, общении, основных противоречиях, возникающих в отношениях между людьми, знание правил поведения в обществе); оценочно-эмоциональные (нравственно-эстетическое восприятие окружающей действительности, понимание важности и ценности межличностного общения, а также ценности каждого индивида в системе общения); мировоззренческие (осознание и понимание необходимости поведения, основанного на нравственных нормах общества); поведенческие (готовность действовать в соответствии с имеющимися знаниями, самореализация поведения в обществе, грамотная коммуникация с детьми, обладающими другим видом одаренности).
Также можно выделить ряд умений, над развитием которых следует работать для обеспечения эффективного взаимодействия одаренных детей в системе межличностных отношений: формулирование гипотезы поведенческих реакций на то или иное социальное действие или явление, исходя из особенностей участников межличностного общения; знание методов, средств межличностного общения: мимика, жесты, пантомима, словесные проявления эмоций; определение критериев оценки качества межличностных отношений, культурно-нравственные ценности общества и, как следствие, нравственные основы поступков; представление результатов решения определенных коммуникативных ситуаций и оценка их значимости для развития личности и отношения к ней окружающих; выбор способов взаимодействия, которые в зависимости от коммуникативной ситуации, помогут достичь цели общения (как индивидуального, так и группового), видение их взаимосвязи и попытка найти точки соприкосновения; размышления о качестве межличностных отношений; соблюдение правила межличностных отношений, умение и желание относиться к человеку как к высшей ценности. С целью трансформации предубеждений необходимо создать условия для непосредственного межгруппового контакта, включающего создание единой группы и наличие общей цели, также необходимым условием является проработка эмоциональных связей.
Наиболее общими принципами организации диагностической и развивающей работы по оптимизации межличностных отношений в группе детей с различными видами одаренности можно считать: общение с детьми на языке принятия, неосуждающие тактики взаимного признания знаний друг друга, трансформацию когнитивного содержания в эмоциональное, организацию взаимодействия детей, принципы проблемного диалога и индивидуализации, целостность (знание и оценка группы в целом, межличностные отношения ее членов, ценности), создание ситуаций, в рамках которой окажется необходимым признание и использование взаиморесурсности, создание эмоционально благоприятного фона совместной деятельности.
Вывод. Анализ условий успешного развития коммуникативных навыков одаренного ребенка и степени его включения в группу сверстников является основой разработанных методических рекомендаций для педагогов, практических психологов и родителей по оптимизации межличностных отношений групп одаренных детей.
Осуществление целенаправленной и системной работы по развитию межличностного взаимодействия детей с различными видами одаренности влечет за собой не только оптимизацию социальных взаимодействий детей, но и в значительной мере способствует развитию их личностной сферы.
Литература:
- Ландау Э. «Одаренность требует мужества. Психологическое сопровождение одаренного ребенка» / — М:2002. — 35 c.
- Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ П86 Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 326 с.
- Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию: Учебное пособие для вузов / В. А. Янчук. — Мн.: АСАР, 2005. — 696 с.