Научная статья посвящена анализу порядка, проблем, а также развитию этапа реализации имущества сельскохозяйственных организаций в рамках института банкротства в Российской Федерации на современном этапе.
В центре внимания автора — рассмотрение алгоритма функционирования и использования института банкротства сельскохозяйственной организации и процедуры реализации имущества такой организации-должника, в частности. Выявления проблем в рамках применения данного механизма институте банкротства.
Результатом научной работы является обнаружение пробелов и несовершенств в современном законодательстве, в данной сфере.
Ключевые слова: сельскохозяйственная организация, сельскохозяйственная продукция, единый лот, экономическое значение, продажа имущества, банкротство.
Определение сельскохозяйственной организации законодатель даёт в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства», где применяет термин сельскохозяйственный товаропроизводитель, под которым понимает — организацию, индивидуального предпринимателя, которые осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год [1].
Стоит отметить, что использовавшиеся ранее критерии относимости к сельскохозяйственным организациям содержащиеся в Приложении к к Приказу Минфина России и Госналогслужбы России от 16 декабря 1998 г. № 255, 30 ноября 1998 г. № ГБ-3–09/313 [5], так же до сих пор де-юре актуальны и не утратили силу, но де-факто их можно признать «мертвой нормой», так как фактически данную классификацию ныне не используют.
Так же определение сельскохозяйственной организации дано в статье 177 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», где сельскохозяйственными организациями признаются лица, основными видами, деятельности которых указаны в ЕГРЮЛ производство сельскохозяйственной продукции или производство и переработка сельскохозяйственной продукции (соответствующие коды раздела 01 по ОКВЭД [6]), при этом выручка от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее, чем 50 % от общей суммы выручки предприятия-должника [2].
Аналогичные правила применяются при банкротстве рыболовецких артелей (колхозов) при соблюдении условия о том, что выручка от реализации сельскохозяйственной продукции и уловов водных биологических ресурсов составляет не менее 70 % от общей выручки предприятия-должника.
Особенности проведения банкротных процедур в отношении рассматриваемых субъектов связаны, на наш взгляд, с такими основными обстоятельствами:
– особенность имущества, принадлежащего должнику. Так, законодательством РФ установлены ограничения в использовании земельных участков, водных объектов, которые могут входить в состав имущества должника в форме имущественных прав;
– экономическое значение сельскохозяйственной деятельности, в том числе, для экономики региона, и ее сезонный характер;
– социальное значение организации-должника, с учетом структуры рынка труда в соответствующей местности нахождения сельскохозяйственной организации или рыболовецких артелей.
Учитывая эти особенности организации-должника непосредственно для процедуры конкурсного производства установлены следующие особенности:
– необходимость учета ограничений, установленных земельным законодательством [4, 8], а также законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов [3];
– особый порядок реализации имущества должника (ст. 179 Закона о банкротстве). Предусмотренный порядок имеет целью максимально сохранить имущественный комплекс, который имеет большое экономическое значение и может быть использован для производства сельскохозяйственной или рыболовецкой продукции. При невозможности реализовать предприятие, конкурсный управляющий предпринимает меры к реализации всего имущества единым лотом как единый производственно-технологический комплекс должника. Продажа имущества отдельными лотами осуществляется только при невозможности реализовать имущество единым лотом.
– установление преимущественного права покупки имущества должника, продаваемого отдельными лотами, которое предоставляется сельскохозяйственным производителям, земельные участки которых непосредственно прилегают к земельному участку должника, признанного банкротом. Необходимость фактической реализации преимущественного права налагает дополнительные обязанности на конкурсного управляющего, например, обязанность опубликовать сведения о продаже имущества в печатном органе по месту нахождения должника и известить о продаже имущества должника сельскохозяйственных производителей, владеющих прилегающими земельными участками.
Последняя особенность также означает, что количество процедур торгов, проводимых для реализации имущества сельскохозяйственного предприятия, существенно увеличивается и может достигать семи процедур. Это усиливает влияние негативных факторов, указанных в работе ранее — низкая эффективность конкурсных процедур и длительность их проведения.
Также С. П. Воробьев на основе анализа практики банкротств сельскохозяйственных предприятий на примере Алтайского края выделил две основные проблемы:
- Создание предприятия-двойника, которому передаются активы предприятия-должника и проведение процедуры банкротства с целью ухода от накопившихся долгов. Такое банкротство дает временное улучшение финансового положения, но при условии сохранения общей неблагоприятной экономической обстановки, вопрос о банкротстве возникает по истечении двух лет;
- «Рейдерский» захват земель сельскохозяйственного назначения и преднамеренные банкротства сельскохозяйственных предприятий [7].
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» // СЗ РФ 2007, № 1 (1 ч.), ст. 27,
- Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 26.11.2019) «О несостоятельности (банкротстве)» // «Собрание законодательства РФ», 28.10.2002, N 43, ст. 4190,
- Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 52 (часть I) ст. 5270.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ЗК РФ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 г. № 44 ст. 4147;
- Приложение к Приказу Минфина России и Госналогслужбы России от 16 декабря 1998 г. № 255, 30 ноября 1998 г. № ГБ-3–09/313 // «Финансовая газета», № 52, 1998
- ОК 029–2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст)
- Воробьев С. П. Актуальные проблемы банкротства сельскохозяйственных предприятий // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2013. № 5. С. 141–145.
- Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. № 30 ст. 3018.