Адыгская свадьба как народный институт нравственно-эстетического воспитания молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Адыгская свадьба как народный институт нравственно-эстетического воспитания молодежи / С. А. Орлов, Н. С. Шевелев, А. А. Решетникова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 537-539. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64909/ (дата обращения: 18.12.2024).



Современное общество в поисках новых подходов к проблеме воспитания взяло направление на общечеловеческие ценности, на приоритет личности, на возрождение народной педагогики.

В этих условиях свадебно-обрядовая культура адыгов представляет собой важнейший фактор, обеспечивающий организующее действие этнической общности, ее индивидуализацию. Идеи народной педагогики, нравственные понятия, заложенные в народных традициях, их жизнестойкость, практическая реализация являются условием воспроизводства общества и самоутверждения человека. В силу этих идей и понятий адыгская свадебная культура (как явление традиционной культуры) обеспечивала особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей, средством формирования личности социума в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью [1].

Свадьба в жизни адыгов была большим торжественным событием, собиравшим огромное количество гостей разного возраста. Только присутствие людей могло сделать свадьбу настоящей, торжественной и пышной и, чтобы она такой получилась, адыги заранее оповещали ее будущих участников. Форма оповещения гостей на свадебное торжество строилась на принципе почитания и уважения, что было принципиально важно в плане культуры народного воспитания и младших, и старших.

Фактором воспитания нравственности является и форма общего приглашения. И это делалось всенародно. Обычно в момент закрытия текущей свадьбы хозяин дома очередной (следующей) свадьбы лично сам (или старший родственник в его роду) выходил на середину танцевального круга и объявлял всем дату проведения семейного торжества.

Адыгские свадьбы были воспитывающими. «Они были своеобразной школой, где старший учил молодежь всех присутствующих обычаям и традициям народа [2]» — замечает С. X. Мафедзев.

Общественно-социальная значимость свадеб велика. Постоянное присутствие детей и молодежи, которые наблюдали поведение людей по требованиям общества и этикета, способствовало благотворному влиянию на формирование нравственной и эстетической культуры. Каждый участник чувствовал себя принадлежащим к этому обществу, что вызывало в душе радостное ощущение; это ощущение духовно объединяло людей, что важно было в эстетическом сознании не только взрослых, но и молодежи.

Поведение и действия участников адыгской свадьбы излучали благородство; в них просматривалось наглядное уважение по отношению к окружающим. Словно, один говорил другому: «Пусть тебе будет уютно на этой свадьбе!» И стрельба была одной из форм проявления уважения к окружающим людям. Таким способом оказывали большую честь не только красивым девушкам и хорошим танцовщицам, но и почетным гостям, уважаемым старикам. Чем больше раздавалось выстрелов для конкретного лица, тем больше почестей было для него.

Т. Лапинский писал, что «пороха на свадьбе расходуется чрезвычайно много, но это единственная роскошь для адыга. Стрельба — высшая радость [3]».

Осознавая социальную сущность брака, молодежь должна понимать, что исходным моментом готовности человека к браку и семье является деятельное понимание ею общественной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничение личной свободы.

Если девушка выходила замуж с согласия родителей и знали об этом в доме, то она его покидала в сопровождении своего брата или близкого родственника, который ехал до самого дома жениха. Это объяснялось заботой о сестре, чтобы честь и достоинство ее не пострадали в дороге; такой поступок предпринимался из-за желания убедиться в серьезных намерениях жениха, увозившего сестру. Из-за предосторожности брат выступал охраной в пути к дому родителей жениха.

Шапсугская пословица поясняет это: «Ныбджэгъубэ зиIэм, илъэкI гъэнэфагъэ». — У кого много друзей, тот возможностью обеспечен.

В понимании адыгов настоящих друзей объединяет честность, справедливость и доброта. Только другу, наделенными этими качествами, можно было доверить свои душевные тайны, поделиться планами и тревогой. Поэтому в решении такого деликатного и в то же время важного события в жизни молодого человека, как привоз невесты, выбор падал на истинных друзей [4].

К этому надо добавить, что адыги в речах, по отношению к старшим, соблюдали большую вежливость, даже в сильных спорах сохраняли благопристойность, сдерживаясь и не допуская оскорбляющих эпитетов.

Фредерик Дюбуа де Монпере, француз, называет принцип уважения к старшим одним из «законов черкесского рыцарства», который идет вторым после гостеприимства. Он свидетельствует: «Уважение к старикам, или наконец ко всякому человеку, который старше вас по возрасту, таково, что когда он входит, все обязаны встать, будь даже человек ниже вас по положению. Это практикуется как среди мужчин, так и среди женщин…» [5]. В адыгском обществе почитание старой женщины не зависит от ее материального состояния или общественного положения. Эти выдержки говорят о высокой нравственной культуре адыгов, о моральных требованиях, предъявляемых молодым людям по отношению к старшим.

Свадьба была открытой площадкой демонстрации девичьей красоты, и при виде такого огромного количества красавиц, собравшихся вместе, присутствующая публика получала не только эстетическое наслаждение, но и проникалась чувством гордого этического сознания за принадлежность к такому народу, сообществу. Молодежь, получая удовольствие от ощущения принадлежности к данному сообществу, еще больше любила его и родину свою.

Таким образом, адыгская свадьба, являясь народным институтом, наглядно отражала в воспитании:

– нравственность, красоту и житейскую мудрость народа;

– нравственную ценность и эстетические отношения в человеческих взаимоотношениях;

– понятия рыцарства, чести и достоинства; правильные взаимоотношения в семье; эстетическую и этическую культуру адыгов.

Свадебно-обрядовая культура адыгов была и остается тем педагогическим кладезем, важнейшей базой в нравственном воспитании учащейся молодежи, где народ шлифовал и продолжает шлифовать свою педагогическую мудрость. Мы наблюдаем закрепление лучших традиций в народном воспитании.

Литература:

  1. Першиц А. И., Смирнова Я. С. Свадебные антагонизмы //Природа. — 1998. -№ 5.
  2. Мафедзев С. X. Обряды и обрядовые игры адыгов в XIX в. — в начале XX века. — Нальчик, 1979.
  3. Лапинский Т. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. — Нальчик, 1995.
  4. Чурей Д. А. Специфика свадебно- обрядовой культуры адыгов в Турции //http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-svadebno-obryadovoy-kultury-adygov-v-turtsii (дата обращения: 21.11.2015 г.).
  5. Дюбуа де Монпере. Путешествие по Кавказу к черкесам и абхазам, в Колхидию, Грузию, Армению и в Крым. — Нальчик, 1974.
Основные термины (генерируются автоматически): свадьба, друг, молодежь, народная педагогика, народное воспитание, свадебно-обрядовая культура.


Задать вопрос